Сравнение погребального обряда.




Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Мордовские и Хазарские могильники…………………………...……..4

Сравнение погребального обряда…………………………………..……5

Оружие и украшения…………………………………………………...…10

Выводы……………………………………………………………………..12

Список используемой литературы……………………………………….13

Введение.

Хазарский каганат (7-10 века н.э.) - могущественное государство, оказывавшие влияние на многие народы Восточной Европы. В настоящее время салтово-маяцкая археологическая культура сопоставляется с населением Хазарского каганата: аланами, булгарами и хазарами.

Цель данной работы: основываясь на археологических данных, выявить влияние Хазарского Каганата на мордву, в том числе и вероятные признаки хазарского иудаизма.

Сравнение будет проводиться в нескольких направлениях.

1.По неопровержимым материальным данным; различные предметы салтово-маяцкой культуры, найденные в мордовских могильниках.

2. Также будут анализироваться косвенные данные - по погребальному обряду. Как известно, Хазарский Каганат принял Иудаизм, сначала в упрощенной форме, а потом уже в талмудическом варианте [1]. Не исключено, что верховная власть, как минимум, попыталась бы принудить знать подвластных племен принять иудаизм хотя бы де-юре, так как в те времена религия выражала еще и официальную политическую идеологию; принадлежность к государственной вере была одним из пунктов лояльности правящей верхушки. Возможно, некоторые отголоски иудейского прозелитизма достигли и мордовских земель. Поэтому основной упор в исследовании погребального обряда мордвы и салтово-маяцкой культуры будет именно в теме хазарского иудаизма.

 

Мордовские и Хазарские могильники.

За основу исследования мордвы я брал Старобадиковский могильник (7-10 века нашей эры), расположенный на территории Мордовской Республики [2]. Далее в тексте обозначаю данный мордовский могильник аббревиатурой СМ.

Хазар рассматривал на примере археологических данных памятников салтово-маяцкой культуры Степного Подонцовья [3]. Далее СМК.

Дополнительно для сравнения использовал и другие источники. Так, необходимо учитывать, что в каждой археологической культуре при локальном ее рассмотрении могут быть расхождения. Особый интерес вызывает могильник в Сербии (Чаларево), в котором, помимо вещей салтово-маяцкой культуры, обнаружены и традиционные иудейские символы[4]. Из мордовских могильников примечателен Пановский могильник (Пензенская область), в предметах, в нем обнаруженных, чувствуется влияние на мордву населения Хазарского каганата. Оно нашло отражение в некоторых особенностях погребального обряда, вещевом инвентаре [5].

 

Сравнение погребального обряда.

Погребальный обряд СМ. Погребения располагались рядами с севера на юг. Чаще всего направление головы умершего - на восток или запад. Есть небольшое количество захоронений с ориентировкой с востока на запад. Неглубоких захоронений мало; основная масса могил имеет глубину 65 и 95 см. По внутреннему устройству погребальные ямы делятся на простые и сложные. Большинство могил - это простые ямы с отвесными стенками и ровным дном. Среди сложных погребений преобладают погребения с дубовыми плашками на дне. Во многих погребениях положены: наконечник копья, втульчатый топор и железная пряжка. Основной способ погребения -трупоположение. Но встречаются и могилы с трупосожжением. Имеются также символические захоронения [2,C. 98-99].

Погребальный обряд СМК. Погребальный обряд также в виде труположения в ямах. В могилы также клалось оружие: топоры, кистени, клинковое колющие оружие. Интересная деталь - оружие заметно упрощено, отсутствие наступательных средств - луков и сабель, мало предметов, относящихся к конской упряжи. Кистени, не все боевые, многие нельзя было использовать в сражении. Видимо, данное население, зависимое от Хазар, имело ограничение по вооружению [3,С. 171]. Также в СМК, как и в СМ, различают простые и сложные погребения. В сложных также использовались деревянные доски и бревна, ящики-табуты. [3,C.166,177]. На последний момент особо обращаю внимание и еще к нему вернусь. Ориентировка головы в большинстве случаев на Запад. В СМК в 24 случаях на черепах прослеживаются остатки от войлочных тюбетеек восточного типа. Часть захоронений имеют как признаки исламского обряда, так и языческого – эти погребения биритуальные. Могила разделена на две части - биритуальную и исключительно языческую. Обряд захоронения связан с проболгарами. Хотя в тексте анализа археологических данных [ 3,С.167] сказано, что погребения имеют следы исламского обряда, конкретно не указывается, какие именно мусульманские элементы. Зачастую невозможно точно определить принадлежность погребения, так как трудно отличить исламское погребение того времени от иудейского. Привожу цитату из статьи ««Иудаизм в степной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников» - «Еврейский погребальный обряд предполагает полную безинвентарность, что немало осложняет их идентификацию, так как и в местной среде не редкость полное отсутствие вещей. При неустойчивости ориентации языческого населения Хазарии она могла случайно совпасать с ориентацией захоронений по иудейскому обряду, которые должны были быть ориентированы на Иерусалим.
По некоторым признакам может быть затруднительно дифференцировать конкретные иудейское и мусульманское захоронение (ориентация, безинвентарность)
». [6] В целом можно согласиться с автором данной статьи, тем не менее, в ней не оговорены моменты касательно ориентировки покойного, а также не упоминаются особенности традиций в использовании гробов-носилок. Это проблему проанализирую ниже.

Таким образом, надо быть очень осторожным в идентификации могил, как иудейских, так и мусульманских. Но, так как по наративным источникам мордва[1] была под влиянием Хазар, то проявление монотеистических признаков как от ислама, так и от иудаизма не исключает именно влияние Хазарского каганата. Важно учитывать, что в Хазарии ислам занимал довольно сильные позиции.

С этой точки зрения важно наличие деревянных настилов, различных остатков в сложных могилах как в СМ, так и СМК. Между тем в СМК есть ящики-табуты, а в СМ нет. На это следует обратить внимание, так как они могут быть остатками ритуальных носилок самых различных конструкций (в том числе и из дубовых плашек) «Весьма ненадёжным признаком являются деревянные конструкции без дна или с иными особенностями, вероятные остатки носилок, если попытаться интерпретировать их как признак иудейского погребального обряда. Примером может служить широко известный Волоконовский могильник на р.Оскол, раскопанный полностью – 28 захоронений с преобладанием западной ориентировки. При том, что в ямах устанавливались деревянные «гробы-рамы» без дна» [6].

Возможно, наличие деревянных плашек есть некий отголосок влияния Хазарского казаната. Так же, как и наличие простых и сложных погребений в СМ и СМК. Но это слишком поверхностные выводы, требующие дополнительного подтверждения. Вообще стоит отдельно оговорить использование гробов и носилок в иудейском погребальном обряде. Все зависит от местности, в ряде случаев хоронят без гроба. Если же местная община использует гроб, то этот не тот привычный в современном мире христианский гроб. Иудейский гроб должен быть без ручек, всяких украшений, доски запрещается полировать, фактически это обычный ящик. Перед погребением снимают все нижние доски с гроба, чтобы тело соприкасалось с землей. Но могут снять только одну доску или же проделать небольшое отверстие, этого достаточно, чтобы тело покойного имело связь с землей [7;8]

Если среди мордвы были иудеи-прозелиты, перешедшие в веру насильно или ради выгоды, или же в случае проживания иудеев среди угро-финнов, то, в частности, это могло отразится в трупоположении. Дымшиц Валерий Аронович, сотрудник Центра "Петербургская иудаика" в Европейском университете в СПб считает, что «вопрос о количестве хазар, исповедовавших иудаизм, всегда будет спекулятивным. Что касается погребального обряда, то он у иудеев с первых веков новой эры (после отказа от осуариев) не менялся. Это было труположение. Менялась природа надгробия. Но о надгробиях раннего средневековья мы ничего не знаем».

Некоторым ориентиром для идентификации иудейских захоронений прозелитов могут в будущем послужить типы погребальных сооружений могильника Челарево, однако аналогичные на территории Хазарского каганата пока не открыты [6].

Челарево, могильник на территории современной Сербии, периода раннего средневековья, по-видимому, принадлежал иудизированным хазарам. Было обнаружено 268 могил, в основном ориентированных на восток. В могильнике находилось около 70 кирпичных фрагментов с изображениями иудейских символов (менора, шофари, этрог). В ряде могил найдены скелеты коней, предметы салтовской культуры - оружие, сбруя, богатые поясные наборы, бронзовые бляшки и другие украшения. В антропологическом типе погребенных тел явно прослеживались монголоидные элементы[4]. На сегодняшний день этот могильник представляет собой спорадический случай и, пока не найдут достаточное количество захоронений иудизированых хазар, нельзя делать основательные выводы.

Обязательно надо упомянуть о том, что в еврейско-хазарской переписке [1] упоминается два варианта иудаизма, первоначальный (предположительно не талмудический), многие его называют упрощенным, и талмудический. «Он [Правитель Хазар ]посвятил их [Богу] и выстроил благодаря им шатер, ковчег, светильник, стол, жертвенники и священные сосуды». Ортодоксальный талмудический иудаизм был введен позже. «Он [Правитель Хазар] поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания [синагоги] и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили [ему] 24 книги [Священного Писания], Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв». Таким образом, и погребальный обряд мог значительно различаться, учитывая наличие и не талмудического, упрощенного течения иудаизма среди Хазар.

Стоит отметить важные моменты иудейского погребального обряда, несмотря на то, что многие моменты, упомянутые в Талмуде, уже сейчас не используются.Однако раньше они могли практиковаться, тем более, что у Хазар было два варианта иудаизма.

I. Трупоположение. По Талмуду, иудея могут похоронить: 1 – Ногами к Иерусалиму; 2 – Ногами к выходу с кладбища[8]. Таким образом, если брать первый вариант, то на территории Поволжья (Пензенская область) ноги покойного должны быть обращены на Юго-запад, следовательно, голова направлена на Северо-восток. Между тем, большинство покойников в СМ лежат головой к Ю-З, а в СМК ориентированы на Запад. Однозначно можно сказать, что не принято было хоронить по Талмудическому обряду ногами к Иерусалиму.

II.Иудея можно хоронить с покрытой головой, обычно это кипа[8]. Вообще мужчина должен быть всегда с покрытой головой, и не обязательно ермолкой, это может даже быть обычная шапка, и даже татарская тюбетейка. Интересно отметить, что в СМК в 24 случаях на черепах прослеживаются остатки от войлочных тюбетеек восточного типа. В СМ нет головных уборов подобного типа.

III. Древняя практика зажигания на могиле светильников и захоронения знатных людей с их знаками достоинства, сейчас этот обычай полностью исчез - запрещены любые украшения и металлические изделия[9]. Этот обычай мог быть «лазейкой», с помощью которой прозелитов хоронили с украшением и оружием.

Таким образом, могилы расположенные на территории Хазарского Каганата с ориентировкой «ногами к Иерусалиму» (допустимы остатки от деревянных гробов-носилок), теоретически могут относиться к лицам, исповедующим иудаизм. Но до тех пор, пока не будут выявлены могильники иудейско-хазарского типа, делать какие-либо серьезные выводы бессмысленно. Если говорить про СМ и СМК, то можно с уверенностью сказать - иудейской ориентировки на Иерусалим не было. И если даже и были иудеи, то их или хоронили ногами к выходу кладбища, или использовали иную иудейскую традицию, тем более это вероятно, что в письменных источниках есть упоминание упрощенного иудаизма. Как бы то ни было, население СМ массово употребляло запрещенную в иудаизме свинину и конину.

Думаю, что могилы иудеев стоит искать среди богатых погребений местной знати, так как хазарская власть в первую очередь попыталась бы обратить в иудаизм наиболее богатые и влиятельные слои населения. Вообще делать какие либо однозначные выводы в данной ситуации не имеет смысла. Должна быть продела большая работа, посвященная ориентировке могил и анализу деревянных остатков всех изделий, похожих на гробы-носилки. Этот комплексный анализ должен включать все известные могильники салтово-маяцкой культуры. Особое внимание необходимо уделить могилам знати + сравнить с погребениями евреев раннего средневековья.

 

Оружие и украшения.

Самым ярким и заметным доказательством влияния Хазар на мордву является присутствие в захоронениях топоров салтово-маяцкой культуры, общая объединяющая форма этих топоров заметна даже не специалисту. В СМ топоры самой различной формы [2,111], так,есть боевые топоры-чеканы. Топоры имеются в различных вариантах: с длинным четырехугольным обушком, топоры с массивным опущенным лезвием и стержневидным обушком и т.д. Если взять другое мордовское погребение, Красный Восток (Пензенская область), то также есть топоры-чеканы [10]. Схожие топоры имеются в самых различных местах салтово-маяцкой культуры [ 3,C.188; 11, С. 249,255].

Важный вопрос - при каких обстоятельствах происходит этот обмен ценностями. В нарративных источниках упоминается, что власть Кагана распространялась и на территорию современной Мордовии и Чувашии (Племенной союз Буртасов). Логично предположить, что мордва могла поставлять военные отряды Хазарам, естественно, при взаимодействии с военной системой Хазар. Мордва могла взять боевые топоры себе на вооружение. Не стоит забывать, что мощное влияние торговли в современном мире возросло только относительно недавно - с появлением поездов, машин и самолетов. В древности, да еще и глубине материка (не на побережье моря) возможности торгового транспорта были сильны ограничены, поэтому не стоит преувеличивать роль торговли. Не исключено, что очень многие предметы были получены с помощью войны - когда Каганат был сильным, мордва, возможно, участвовала в грабительских походах на стороне Хазар. Когда же тюркское государство начало слабеть, то мордва могла нападать на бывших властителей, забирая ценные вещи в качестве трофеев. В любом случае, в СМ в отличие от СМК, есть хорошее наступательное оружие, и в первую очередь стрелы, в том числе и бронебойные, также сабли. Не исключено, что это говорит о вольном положении мордвы по сравнению с СМК.

Влияние Хазар на мордву не ограничивалось только оружием. В VIII–IX вв. проникновение на мордовские территории стеклянных бус происходило по землям салтово-маяцкой культуры. В этот период Хазарский каганат оказывал сильное влияние на материальную культуру мордвы, которая характеризуется широким распространением аланских украшений [12]. Стоит отметить, что конкретно в СМ найдены аланско-хазарские [2,C.128] амулеты, снаряжение боевого коня, серьги, подвески-фонарики, бусы, всевозможные амулеты.

Таким образом можно проследить значительное материальное влияние Хазар на Мордву.

 

 

Выводы

Итак, мной изучены некоторые аспекты влияния Хазарского каганата на мордву. Выявлены материальные памятники Салтово-маяцкой культуры на территории мордовских могильников. Рассмотрен вопрос о влиянии хазарского иудаизма на мордву. Несмотря на то, что даже по косвенным данным на территории СМ не было талмудического иудаизма, сделаны важные выводы по выявлению возможных признаков прозелитизма среди народов Хазарского каганата. Можно предполагать, что население исследуемого могильника было под влиянием талмудического иудаизма, когда были соблюдены следующие условия:

1. Массовая ориентировка погребений ногами к Иерусалиму или к выходу с кладбища.

2. Присутствие элементов салтово-маяцкой культуры.

3. Допускается отсутствие гроба, а также его присутствие (дно должно быть как минимум с небольшим отверстием), или наличие деревянных носилок. Не допускается трупосожжение.

4. Допускается сильное влияние язычества, наличие в погребениях различных предметов.

Изучение нужно проводить также по отношению ко всем погребениям исследуемого могильника. Однако можно выделать в отдельную группу для изучения наиболее богатые захоронения, как наиболее потенциальные для обращения в иудаизм.

 

Список литературы.

1. Еврейско-хазарская переписка. П.К.Коковцов. Ответное письмо хазарского царя Иосифа. Пространная редакция [Электронный ресурс, последняя дата обращения 20 мая 2015 года] ttp://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0504b.htm

2. Материальная и духовная культура мордвы в VII-X вв. И.М. Петербургский. Саранск 2011 г.

3. Хазары: Миф и история. К. И. Красильников, Л.И. Красильникова \\ Идентифицирующие признаки населения степного Подонцовья в структуре Хазарского каганата. – с. 153-188. Москва 2010 г.

4. Электронная еврейская энциклопедия. Челарево. [Электронный ресурс, последняя дата обращения 20 мая 2015 года] https://www.eleven.co.il/article/14660Было

5. Пензенская область. Пановский могильник в Пензенской области [Электронный ресурс, последняя дата обращения 20 мая 2015 года] https://inpenza.ru/archeology/panovsky-burial.php

6. Концептуальная статья В.С. Флёрова и В.Е.Флёровой. Иудаизм в степной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников. [Электронный ресурс, последняя дата обращения 20 мая 2015 года] https://domongol.org/viewtopic.php?f=11&t=10704

7. Необычные похоронные обряды разных народов. [Электронный ресурс, последняя дата обращения 20 мая 2015 года] https://scisne.net/t-1714

8. Пензенская еврейская община. Указаны контактные данные раввина Савинова Дана, который консультирует по иудейскому обряду. https://jewish-penza.n-fox.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=32&Itemid=31

9. Электронная еврейская энциклопедия. Погребение [Электронный ресурс, последняя дата обращения 20 мая 2015 года]. https://www.eleven.co.il/article/13249

10. СD-диск «Край наш Пензенский». К 100-летию пензенского государственного краеведческого музея.

11. Хазарский альманах. Том 5. Киев-Харько, 2006 г. Аксенов В.С. Михеев В.К. Население хазарского каганата в памятниках истории и культуры «Сухогомольшанский могильник VIII-X вв.»

12. Диссертация «Бусы среднецнинской мордвы как исторический источник». Терехова Наталия Владимировна [Электронный ресурс, последняя дата обращения 20 мая 2015 года]. https://www.archaeolog.ru/media/dissovet/zakl_Dissovet_Terehova.pdf

 

 


[1] Если быть точнее, упоминается племенное объединение буртасов, на территории которой были распространены мордовские племена. «У (этой) реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных (стенами) городах. Вот их имена: Бур-т-с, …» [1]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: