КУРСОВАЯ РАБОТА
По профессиональному модулю 01.01
на тему: «Трудовой стаж»
Студент, группа 23Юд - 15к
_______________________/Гуркина А.А. /
(подпись) (ФИО)
«___ » ____________ 2017 г.
Руководитель
______________________/Антонова А.В./
(подпись) (ФИО)
________________________________________
(звание, должность)
«___ » ____________ 2017 г.
г.Красногорск 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА | ||
1.1 Понятие и характеристика трудового стажа | ||
1.2 Исчисление страхового стажа | ||
1.3 Доказательство страхового стажа | ||
ВИДЫТРУДОВОГО СТАЖА | ||
2.1 Общий трудовой стаж | ||
2.2 Специальный трудовой стаж | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.
Трудовой стаж - это не только один из базисов права социального обеспечения, со временем каждый человек сталкивается с назначением пенсии по старости; пособия по нетрудоспособности; пенсии по выслуге лет.
Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой.
Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику.
Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.). В зависимости от качественной и количественной характеристики выделяют следующие виды трудового стажа:
|
а) общий трудовой стаж
б) специальный трудовой стаж.
Задача курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть понятие и виды трудового стажа.
При написании курсовой работы было использовано широкий круг учебной литературы и журналов по праву социального обеспечения и трудовому праву, а также законодательные и нормативные правовые акты.
1 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА
1.1 Понятие и характеристика трудового стажа
Трудовой стаж (франц. stage, от позднелат. stagium — временное пребывание), время (продолжительность) трудовой и иной общественно полезной деятельности работника.
Трудовой стаж - продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия: право на пенсию, на пособие, льготы и т.д.
Обратимся теперь к легальному определению трудового стажа, которое дается в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями от 23 мая 2016 г.). Трудовой стаж — учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
|
В настоящее время институт трудового стажа регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных и подзаконных актов. Это:
Во-первых, международно-правовые акты. Так, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Среди таких международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Москва, 25 ноября 1998 г.).
Во-вторых, это законодательные акты.
— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г.). Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение.
Одна из немногих статей ТК РФ посвященных вопросу трудового стажа (ст.314) закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями от 2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г.).
|
В третьих, это подзаконные нормативные акты: Постановления Правительства РФ.
В четвертых, это десятки актов министерств и ведомств.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности трудового стажа, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется в том числе и конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Итак, на правовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов. Однако это больше недостаток, чем достоинство.
В первую очередь такой недостаток проявляется в том, что чем больше актов – тем больше противоречий и «несостыковок». По-прежнему продолжают действовать ряд устаревших нормативных документов.
Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Как показал всеобщий опрос, до 90% опрошенных респондентов (простых рядовых граждан) не знают о том, что понятие «страховой стаж» подменяется понятием «трудовой стаж», не представляют порядок начисления стажа. А ведь это напрямую связно с их правами в социальном обеспечении. Большинство опрошенных определили значение трудового стажа, как основу для назначения пенсий. Однако значение трудового стажа гораздо шире, и заключается в том, что именно от него поставлены в зависимость многие виды социального обеспечения.
1.2 Исчисление страхового стажа
В соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федеральный закон N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Порядок исчисления страхового стажа
Порядок исчисления страхового стажа установлен ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях в РФ".
Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных ст. 10 и 11 закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами из числа космонавтов, а также гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Работа на водном транспорте во многих регионах нашей страны выполняется некоторыми работниками лишь в навигационный период.
Продолжительность навигационного периода зависит от климатических условий на тех территориях, где расположены водные пути. Так, в средней полосе страны навигация начинается раньше и заканчивается позднее, чем в северных районах. К таким работникам относятся плавсостав морского и речного флота, работники судовых ресторанов, буфетов, кухонь, медицинский персонал судов и некоторые другие. Какой бы ни была продолжительность навигационного периода, она считается за год работы, если работник проработал полный навигационный период.
В случаях, когда работа продолжалась не весь навигационный период, она включается в стаж по ее фактической продолжительности независимо от причины, по которой работа начата не с начала навигационного периода или прекращена до его окончания.
Перечни сезонных работ и сезонных отраслей промышленности утверждаются Правительством Российской Федерации. На протяжении определенного периода года выполняются многие работы, например в полеводстве и т.д.
Не смотря на это, сезонными работами признаются не все подобные работы, а лишь работы, которые предусмотрены Перечнем, утвержденным в установленном порядке. В соответствии со статьей 294 Трудового кодекса Российской Федерации условие о сезонном характере работы должно быть указано в трудовом договоре; при приеме на сезонные работы испытание не может превышать двух недель (ст. 294 ТК РФ); сезонные работники вправе расторгнуть трудовой договор до истечения его срока, предупредив об этом администрацию за три дня (ст. 295 ТК РФ), и т.д. С такими работниками заключается соответственно особый трудовой договор - о выполнении сезонной работы.
С гражданами, выполняющими иные работы, которые также производятся в течение определенного периода года, заключаются срочные трудовые договоры или договоры на время выполнения определенной работы.
Для работников, занятых на сезонных работах, указанных в Перечне, имеется льготное исчисление их трудового стажа - работа в течение полного сезона на предприятиях и в организациях сезонных отраслей промышленности засчитывается за год работы.
При этом не имеет значения конкретная продолжительность определенного вида сезонной работы, сезон иногда может продолжаться всего 2-3 месяца или может быть даже менее. Главное - проработать полный сезон, что дает право на льготное исчисление трудового стажа. Если полный сезон не проработан (независимо от причины), то время сезонной работы в льготном порядке не исчисляется, а берется по фактической продолжительности.
Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений науки, литературы, искусства, в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с выплат и иных вознаграждений. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее стоимости страхового года, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее календарного месяца (30 дней).
1.3 Доказательство страхового стажа
Подтверждения страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в ПФР. Страховой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица, согласно Федеральному Закону от 1 апреля 1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", может подтверждаться двумя способами:
Первый способ - с помощью документов, подтверждающих любую страховую деятельность, а также всех иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Второй способ - это подтверждение свидетельскими показаниями работы при определенных условиях.
Основным документом, удостоверяющим работу по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Трудовые книжки ведутся работодателем на каждого работника, работающего по трудовому договору и проработавшего в организации свыше 5 дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной.
В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе ее исправление производится работодателем той организации, где была внесена соответствующая запись. Если организация, внесшая неправильную или неточную запись, была ликвидирована, исправления вносятся правопреемником.
Исправленные сведения о работе должны полностью соответствовать подлиннику приказа или распоряжения, а в случае их утраты - другому документу данной организации, подтверждающему соответствующие сведения о работе (архивные документы, относящиеся к трудовой деятельности работника, личные карточки, расчетные ведомости, лицевые счета по заработной плате и т.п.), и заверяются в установленном порядке.
Записи о прошлой трудовой деятельности принимаются во внимание для подтверждения трудовой деятельности, если они внесены на основании документов.
Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в ней содержатся неправильные или неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение работы принимаются:
- письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с законодательством, действующим на момент заключения трудового договора;
- справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
- выписки из приказов о приеме на работу и увольнении с работы;
- лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Подтверждение периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний.
Периоды работы и (или) иной деятельности застрахованных лиц до их регистрации в качестве таковых на территории Российской Федерации могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина, если документы о работе утрачены:
1) в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В таком случае к заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:
- документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;
- документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
- справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.
2) вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника. В данном случае к заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения. Также в этом случае продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.
При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:
- период работы, начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
- свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.
На основании заявления гражданина период его работы по свидетельским показаниям может устанавливаться также и до наступления условий, дающих право на трудовую пенсию.
В случае если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.
Периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации застрахованными лицами и включающиеся в страховой стаж посредством подтверждения уплаты обязательных платежей, а также периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию - свидетельскими показаниями не подтверждаются.
2 ВИДЫТРУДОВОГО СТАЖА
Классически в теории социального обеспечения выделяются несколько видов трудового стажа. Среди них: общий (в настоящее время – страховой), специальный.
Традиционное выделение различных видов трудового стажа ставится напрямую со специфическими юридическими фактами, с возникновением которых законодатель связывает те или иные виды социального обеспечения.
Так, общий трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов.
При этом общий трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.
Специальный трудовой стаж – уже из самого определения понятно, что законодатель ведет речь о специфической работе.
Под специальным трудовым стажем понимается продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и других периодов, с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение трудовыми пенсиями.
Для каждого из двух видов трудового стажа законодатель предусмотрел особый порядок исчисления, утраты и т.д., которые будут рассмотрены мною ниже.
2.1 Общий трудовой стаж
С 1 января 2017 года действует Федеральный Закон «О страховых пенсиях в РФ», установивший новый порядок пенсионного обеспечения. В данном акте не фигурирует понятие общего трудового стажа, но вводится новое понятие – «страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж» (ст.2 Закона «О страховых пенсиях»).
Более короткое определение страхового стажа дается в Законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного законодательства», где под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.
Введение и укрепление понятия «страховой стаж» полностью отражает суть современной пенсионной реформы в Российской Федерации, которая состоит в том, чтобы перевести всю пенсионную систему на принципы страхования. В предельно упрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, не заработок, а только реально уплаченные в Пенсионный фонд РФ страховые взносы.
В соответствии с п.1 ст.10 Закона «О страховых пенсиях», встраховой стаж включаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются — застрахованные лица);
б) периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
Наряду с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности, также засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Периоды, предусмотренные выше, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).
Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
2.2 Специальный трудовой стаж
Специальный трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действующий Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В обновленном законодательстве Законе «О трудовых пенсиях»; Законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» понятие специальный трудовой стаж фактически уже не фигурирует.
Однако, то, что в ранее действующем законодательстве, называлось специальным трудовым стажем сохраняется и в новом пенсионном законодательстве. Но законодатель пошел по пути сокращения льгот по пенсионному обеспечению.
В этой связи из нового законодательства исключены пенсии по выслуге лет и льготный порядок исчисления стажа. В новом законе сохранены прежние правила исчисление специального трудового стажа в связи с особыми условиями работы, в том числе стаж по выслуге лет, и в связи с особыми социальными условиями. Предполагается, что в будущем он будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях.
С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.
Так, например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении:
— пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствие профессионального заболевания или увечья, связанного с производством, на котором получено указанное увечье или заболевание);
— времени начала выплаты пенсии в связи с работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам).
Законодательство предусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа.
Страховой и специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии; момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа.
В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.
Особым видом специального трудового стажа является и выслуга лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.
Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.
В настоящее время законодательство о специальном стаже находится в процессе реформирования. Реформа обязательного пенсионного страхования предусматривает переход на финансирование пенсий за выслугу лет через профессиональные пенсионные системы.
С этого времени за каждого работника, занятого в особых условиях труда, работодатель обязан платить страховые взносы по повышенному тарифу с учетом вредности, тяжести и других факторов, повышающих производственный риск. Право на пенсию для лиц, трудившихся на тяжелых и вредных работах, будет зависеть от продолжительности страхового стажа по дополнительной профессиональной системе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специальный трудовой стаж - суммарная продолжительность определенного периода работы (службы), в который включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Также в данной курсовой работе подлежали рассмотрению исчисление страхового стажа и его доказательства.
Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. Для исчисления стажа определенным категориям граждан, таким как работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, летному составу гражданской авиации, педагогическим и медицинским работникам помимо общих Правил исчисления дополнительно утверждены свои Правила исчисления Периодов работы, входящей в трудовой стаж.
Доказательство страхового стажа различается в зависимости от того, какие периоды должны быть подтверждены:
- стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, который подтверждается с помощью документов или свидетельскими показаниями работы при определенных условиях;
- стаж, приобретенный гражданином после регистрации, который подтверждается документами об уплате страховых взносов.
На сегодняшний день, не смотря на то, что законодатель предусмотрел различные виды работ, профессий и должностей, которые относятся к особым условиям труда и предусматривают досрочное назначение пенсий, существует недостаток информации о пенсионном обеспечении работников, занятых на таких работах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1), ст.3
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6965.
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ „О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17 декабря 2001г. — №51. — Ст. 4831
5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями от 19 декабря 2016 г)
6. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" (с изменениями от 24 марта 2014 г)