Задание №3 Обоснование наличия или отсутствия техн.проблемного обучения на уроке




Тема: Технология проблемного обучения

 

Вопросы:

1. Сущность проблемного обучения, структурные компоненты технологии проблемного обучения;

2. Проблемная ситуация, способы создания проблемных ситуаций;

3. Проблемные задачи, типы проблемных задач, уровни сложности проблемных задач;

4. Уровни проблемности в проблемном обучении.

Задания:

Задание № 1

Внимательно изучите и проанализируйте представленные педагогические ситуации. В каждой из 4-х определите способ создания. Ответ аргументируйте и разместите в таблице

Способы создания проблемных ситуаций Таблица

№№ П.С. Способ создания проблемной ситуации
1.  
2.а,б  
3.  
4.  

Проблемная ситуация №1

На уроке биологии в 8 классе по теме «Форменные элементы крови» учитель приводит такие данные: «Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»

Проблемная ситуация №2 а, бА. На уроке в 8 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагаю следующую задачу: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».

Б. Другая задача на уроке, тема которого - «Пищеварительная система» 8 класс: В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство, то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ».

Проблемная ситуация №3

При изучении темы «Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.(Шаг 1) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду.(Шаг2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению».

Проблемная ситуация №4

На уроке биологии в 8 классе на тему «Иммунитет» пользуюсь историческими фактами учитель рассказывает: «Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки – пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, десяток бактерий.Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их. В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета?

Задание №2.

1. Определите тему, класс, дисциплину, способ создания проблемной ситуации, уровень проблемности;

2. Опишите действия учителя и обучающихся на каждом из указанных этапов П.О. в таблице.

Табл 2 Содержание этапов проблемного обучения

тема  
класс  
способ создания проблемной ситуации  
уровень проблемности  
Этапы проблемного обучения Действия учителя Действия учащихся
1.этап осознание общей проблемной ситуации    
2. ее анализ, формулировка конкретной проблемы    
3. решение проблемы(выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их)    
4. Проверка правильности решения проблемы    
Вывод:    

Задание №3 Обоснование наличия или отсутствия техн.проблемного обучения на уроке

Внимательно прочитайте и проанализируйте представленный ниже текст. Ответьте на вопрос: использует ли в представленном фрагменте учитель проблемное обучение? Аргументируйте позицию.

Для ознакомления учащихся с экспериментами, которые проводили ученые с целью изучения механизмов ориентации летучих мышей, учитель рассказывает следующее:
Ученых давно интересовало, каким образом летучие мыши безошибочно ориентируются в темноте. Перед ними возникла проблема: какие органы чувств помогают летучей мыши ориентироваться в темноте? Вначале ученые предположили, что летучие мыши способны видеть в полной темноте. Для проверки этой гипотезы ученые поставили эксперимент: летучей мыши были заклеены глаза. Результаты опыта удивили ученых. Летучая мышь с заклеенными глазами во время полета не только не натыкалась на ветки деревьев, но и успешно охотилась наравне с другими. И вновь перед учеными встала первоначальная неразрешенная проблема.
Снова выдвигается гипотеза: быть может, летучая мышь находит свою добычу благодаря сильно развитым органам обоняния? Чтобы проверить свои предположения, ученые поставили еще один эксперимент. Летучую мышь с заклеенными органами зрения и обоняния выпустили в комнату, в которой было натянуто множество нитей. Летучая мышь и в этом случае летала свободно, не задевая нитей.
Лишь когда летучей мыши были заклеены ее ушные раковины и рот, она даже не сделала попыток подняться в воздух. В конце концов, было выяснено, летучие мыши могут замечательно ориентироваться в темноте с помощью ультразвуков, издаваемых прерывисто, импульсами. Ультразвуковые волны хорошо отражаются от препятствий, находящихся на пути, и в виде эха хорошо улавливаются чутким ухом зверька.
Такой способ отражения и улавливания сигнала широко применяется в технике. Эхолот и радиолокатор имеют такой же принцип устройства, как и органы ориентации рукокрылых.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: