Тема: Технология проблемного обучения
Вопросы:
1. Сущность проблемного обучения, структурные компоненты технологии проблемного обучения;
2. Проблемная ситуация, способы создания проблемных ситуаций;
3. Проблемные задачи, типы проблемных задач, уровни сложности проблемных задач;
4. Уровни проблемности в проблемном обучении.
Задания:
Задание № 1
Внимательно изучите и проанализируйте представленные педагогические ситуации. В каждой из 4-х определите способ создания. Ответ аргументируйте и разместите в таблице
Способы создания проблемных ситуаций Таблица
№№ П.С. | Способ создания проблемной ситуации |
1. | |
2.а,б | |
3. | |
4. |
Проблемная ситуация №1
На уроке биологии в 8 классе по теме «Форменные элементы крови» учитель приводит такие данные: «Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»
Проблемная ситуация №2 а, бА. На уроке в 8 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагаю следующую задачу: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».
Б. Другая задача на уроке, тема которого - «Пищеварительная система» 8 класс: В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство, то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ».
Проблемная ситуация №3
При изучении темы «Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.(Шаг 1) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду.(Шаг2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению».
Проблемная ситуация №4
На уроке биологии в 8 классе на тему «Иммунитет» пользуюсь историческими фактами учитель рассказывает: «Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки – пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, десяток бактерий.Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их. В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета?
Задание №2.
1. Определите тему, класс, дисциплину, способ создания проблемной ситуации, уровень проблемности;
2. Опишите действия учителя и обучающихся на каждом из указанных этапов П.О. в таблице.
Табл 2 Содержание этапов проблемного обучения
тема | ||
класс | ||
способ создания проблемной ситуации | ||
уровень проблемности | ||
Этапы проблемного обучения | Действия учителя | Действия учащихся |
1.этап осознание общей проблемной ситуации | ||
2. ее анализ, формулировка конкретной проблемы | ||
3. решение проблемы(выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их) | ||
4. Проверка правильности решения проблемы | ||
Вывод: |
Задание №3 Обоснование наличия или отсутствия техн.проблемного обучения на уроке
Внимательно прочитайте и проанализируйте представленный ниже текст. Ответьте на вопрос: использует ли в представленном фрагменте учитель проблемное обучение? Аргументируйте позицию.
Для ознакомления учащихся с экспериментами, которые проводили ученые с целью изучения механизмов ориентации летучих мышей, учитель рассказывает следующее:
Ученых давно интересовало, каким образом летучие мыши безошибочно ориентируются в темноте. Перед ними возникла проблема: какие органы чувств помогают летучей мыши ориентироваться в темноте? Вначале ученые предположили, что летучие мыши способны видеть в полной темноте. Для проверки этой гипотезы ученые поставили эксперимент: летучей мыши были заклеены глаза. Результаты опыта удивили ученых. Летучая мышь с заклеенными глазами во время полета не только не натыкалась на ветки деревьев, но и успешно охотилась наравне с другими. И вновь перед учеными встала первоначальная неразрешенная проблема.
Снова выдвигается гипотеза: быть может, летучая мышь находит свою добычу благодаря сильно развитым органам обоняния? Чтобы проверить свои предположения, ученые поставили еще один эксперимент. Летучую мышь с заклеенными органами зрения и обоняния выпустили в комнату, в которой было натянуто множество нитей. Летучая мышь и в этом случае летала свободно, не задевая нитей.
Лишь когда летучей мыши были заклеены ее ушные раковины и рот, она даже не сделала попыток подняться в воздух. В конце концов, было выяснено, летучие мыши могут замечательно ориентироваться в темноте с помощью ультразвуков, издаваемых прерывисто, импульсами. Ультразвуковые волны хорошо отражаются от препятствий, находящихся на пути, и в виде эха хорошо улавливаются чутким ухом зверька.
Такой способ отражения и улавливания сигнала широко применяется в технике. Эхолот и радиолокатор имеют такой же принцип устройства, как и органы ориентации рукокрылых.