Природа
Конспект
Вопросы:
1. Общая характеристика методов ознакомления детей с природой.
2. Содержание знаний о неживой природе для детей дошкольного возраста.
3. Экологическое образование дошкольников за рубежом
Общая характеристика методов ознакомления детей с природой
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.
Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
|
Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.
Содержание знаний о неживой природе для детей дошкольного возраста
Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том состоянии. Это вода, небо, камни, почва, радуга, ветер, дождь.
Также к неживой природе относятся небесные светила – Луна и Солнце. Живая и неживая природа взаимосвязана между собой. Неживая природа способствует жизни живой природы.
На протяжении дошкольного возраста у детей формируют знания о смене дня и ночи, о типичных погодных явлениях, характерных для местного края: наличие теплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений — дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза и т. д. Дошкольники учатся распознавать состояние погоды и определять ее соответствующим термином-словом. Постепенно дети начинают соотносить состояние погоды с тем или иным временем года, устанавливать причины сезонных изменений.
|
У детей формируются представления об агрегатном состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха: жидкая вода может быть твердой (лед, снег, иней); в морозную погоду снег рассыпается, скрипит под ногами — из него невозможно что-либо лепить; в теплую начинает подтаивать, становиться влажным, пластичным — из него можно лепить различные фигуры.
В детском саду воспитанников знакомят с такими объектами неживой природы, как песок, глина. С этими природными материалами дети любят играть. Однако для развития игровой деятельности важно иметь четкие представления об их свойствах. Сухой песок сыплется, через него свободно проходит вода, а если его увлажнить, он становится пластичным, и тогда из него можно строить, лепить. Глина не пропускает воду, сухая рассыпается, а влажная может приобретать любую форму.
Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений. У ребят формируют представления и о некоторых космических телах: о Луне, звездах, Солнце. Дети узнают, что Солнце является источником света и тепла на Земле. Система знаний о неживой природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой природой.
Экологическое образование дошкольников за рубежом
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
|
Процесс экологического образования за рубежом начался значительно раньше, чем в России Значение этой проблемы для общества, для его экономического развития очевидно и крайне важно. Поэтому в процессе обучения на любом е этапе большое внимание уделяется преподаванию наук о Земле, о жизни в Западной Европе экологическое воспитание начинается с трех лет. Важное значение в этом процессе имеют специальные хозяйства, в которых дети могут общаться с животными, ухаживать за ними.
В разных странах существуют свои специфические условия образования и воспитания, что отражается в этом сложном процессе В детских садах Болгарии детей знакомят с природой в процессе игр, в их трудовой деятельности на приусадебных участках.
В Норвегии работники детских садов обязаны иметь специальную подготовку. Они должны знать основы экологии и охраны природы, знать состояние природных ресурсов своей страны, владеть методиками экологичного образования и воспитания. Во время полевых занятий будущие воспитатели получают знания о фотосинтезе, взаимосвязи между растениями, животными, человеком, о видах энергии и способах ее получения, о пищевых связях.
В Финляндии систематическое экологическое дошкольное обучение начинается с 5 лет в специальных Центрах природы. Методы обучения самые разнообразные: поощряется индивидуальное творчество детей, проводятся экскурсии на природе, предусмотрены игровые моменты, помогающие воспринимать природу.
В Японии воспитание любви к природе начинается, как и в странах Западной Европы, с трехлетнего возраста.
Таким образом, западное (в широком смысле) общество осознает экологические проблемы планеты, осознает -- или только начинает осознавать -- экологические проблемы частного капитала, сложившейся системы предпринимательства, ориентированной напостоянное увеличение прибыли. Оно начинает понимать расточительный характер экономики и психологию потребления, возникшую у людей врамках данной экономической системы. Именно поэтому во всех развитых странах уже сложилась и продолжает развиваться система образования в области окружающей среды, которая расширяет представление людей о планете, ее кризисном состоянии. Чаще всего образовательные программы ориентированы на практический результат: они прививают людям навыки нового -- экологически целесообразного -- поведения в социальной и природной среде, экономного отношения к ресурсам Земли. Начальным звеном экологического образования чаще всего является первая ступень дошкольного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова А. А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004. - 55 с.
2. Маневцева Л. М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Л.М. Маневцева, П.Г. Саморукова. — СПб.: Детство-пресс, 2003.
3. Масленникова О. М., Филлипенко А. А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: Учитель, 2011
4. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика-Синтез, 2006