Педагогическая диагностика в начальном образовании
(дневное отделение)
Направление «Педагогическое образование»
профиль «Начальное образование»
1. Название дисциплины – Педагогическая диагностика в начальном образовании
2. Требования к результатам освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
– готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
– готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);
– способен проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15).
В результате изучения данной дисциплины студент должен
знать:
современные ориентиры развития образования, методологические основы теории оценивания, формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, закономерности развития управляемой системы, принципы использования современных технологий в профессиональной деятельности
уметь:
адаптировать современные достижения науки и технологий к образовательному процессу; исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента; проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов; проектировать образовательный процесс с учетом данных педагогической диагностики; осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие
|
владеть:
инновационными технологиями менеджмента в управлении начальной школой, современными технологиями диагностики и оценивания качества образовательного процесса в начальной школе, способами осмысления и критического анализа информации, технологиями участия в инновационных процессах,
3. Содержание курса.
Семестр 2
Теоретические основы измерения качества образования
Понятие качества образования. Проблемы измерения и оценки качества в образовании. Методологические основания теории оценивания. Понятие квалиметрии как теории оценивания. Понятие педагогической квалиметрии. Подходы к определению эффективности образования. Критерии эффективности образования.
Понятие педагогической диагностики
Диагностика как специфический вид познания. Роль диагностирования в педагогической деятельности. Сущность и значение педагогической диагностики, ее отличие от других видов диагностики и научного познания. Цели, принципы и основные функции педагогической диагностики. Структура, этапы педагогического диагностирования. Отличие педагогической диагностики от мониторинга, проверки, контроля, аттестации.
3. Конструирование педагогических диагностических методик для начальной школыПодходы к конструированию педагогических диагностических методик в начальном образовании. Требования к качеству педагогических измерений. Конструирование программы педагогической диагностики в начальном образовании. Диагностика и мониторинг процессов обучения, воспитания, развития, здоровьесбережения в начальной школе.
|
Семестр 3
Методы и средства педагогической диагностики в начальной школе
Подбор и разработка диагностических методик для оценивания педагогических объектов в начальной школе. Проектирование форм и методов контроля качества образования. Классификация методов педагогической диагностики. Наблюдение, беседа, анкетирование, анализ портфолио, социометрический метод, тестирование и другие методы педагогической диагностики. Виды контрольно-измерительных материалов. Понятие экспертных методов. Достоинства и недостатки экспертных методов. Разновидности экспертных методов: индивидуальная экспертная оценка, морфологический экспертный метод, оценивание (рейтинг), метод самооценки, метод «консилиума», метод групповых экспертных оценок (коллективная экспертная оценка, метод Дельфи). Типы сбора экспертной информации. Особенности проведения экспертного опроса: требования к применению, правила проведения, составление программы проведения экспертного опроса. Информационные технологии в обеспечении диагностики качества начального образования.