Воспитание детей в дворянской семье




Что такое дворянская семья?

Уже с малых лет дворянин осознавал самое главное правило дворянского сословия - Честь превыше жизни. Это знание укреплялось в нем из года в год, и именно следование чести сохраняло статус дворянина. Моделью дворянина были, конечно же, родители. И, прежде всего, - Мать.

Каждый дворянин изучал и твердо знал свою родословную и ориентировался в помыслах и поступках на своих предков.

Каждый дворянин принадлежал не столько себе, сколько своему роду и осознавал, что от него зависит и существование этого рода, и его репутация. Все было подчинено сохранению родовой чести.

Кроме того, каждый дворянин четко знал свои права и обязанности. Они были общепринятыми для всего благородного сословия. В первую очередь, каждый дворянин осознавал свою обязанность служить царю. И это выступало не столько обязанностью, сколько честью.Великий государь принимался дворянином априори. К нему относились, как к Родине. Если ребенок задавал вопрос: «А когда я вырасту, я стану царем?», взрослые отвечали: «Царем ты не будешь, но ты сможешь советовать царю». Так воспитывалось чувство собственного достоинства.

Примерно с 3-х лет ребенок знал, что за всех будет давать ответ Богу. И для успешного выполнения свой миссии - царского слуги, главы семейства, господина своих подданных, полноправного представителя своего рода, дворянин обязан был понимать, что такое благородство и чувство достоинства. Благородство - это умение ставить других людей, как минимум, не ниже себя, а достоинство - умение ставить себя не ниже других.

Дворянин должен был говорить внятно и медленно, тихим голосом, размеренно, на языке, понятном всем присутствующим. Излишняя эмоциональность и фамильярность были неприличны. Когда говорилась фраза на иностранном языке,тоее НЕ следовало переводить на русский язык, чтобы не показать, что собеседники не владеют этим языком.

В присутствии мужчин,дамам не следовало говорить о нарядах и украшениях, а мужчинам при дамах - о технике, коммерции и политике. Приветствовались нейтральные темы или темы, интересные для всех.

Дворянин должен был разборчиво писать, иметь приветливое выражение лица, одеваться просто, со вкусом и,лучше всего, - постаромодному. Драгоценностей должно было быть по минимуму. Дворянину не следовало выглядеть нелепо и смешно.

Как изысканность дворянского поведения, расценивалось умение держать себя одинаково дружелюбно и естественно и в присутствии вышестоящих (без раболепия), и в присутствии стоящих неизмеримо ниже на социальной лестнице.

Дворянский этикет с его тщательной и подробно расписанной регламентацией, избавлял человека от опасности оказаться в нелепом положении или быть неправильно понятым. Было предписано с малых лет, как и комукланяться, как и о чем разговаривать, как ухаживать и делать предложение, как говорить комплименты, как учтиво благодарить.

Следует отметить, что, чем выше на социальной лестнице стоял человек и, чем лучше он был воспитан, тем проще и непринужденнее он держался. Ему не нужно было кому-то что-то доказывать. Дворянин был самодостаточен. Именно самодостаточность позволяла дворянину уметь воспринимать все события жизни, как данность. Онбыл подчеркнутоспокоен, никогда не суетился и не опускался до грубости, склок и выяснения отношений.

Воспитание детей в дворянской семье

Детством в дворянской семье считался период до 7-ми лет. До этого времени ребенок не считался полноценным носителем дворянского статуса.

Дворянское воспитание в 18-м веке копировало Европу и придавало русскому дворянину довольно необычные черты характера: манерность, чувствительность, мнительность, обидчивость.

Применительно к русскому дворянству, можно отметить несколько ведущих принципов, на которых основывалось воспитание маленьких дворян. Во-первых, существовала жесткая иерархия по половому признаку. Во-вторых, семья была неотъемлемой частью общества. В-третьих, отношения между родителями и детьми были авторитарны по стилю, эмоции родителей скрывались от детей. В-четвертых, сама личность находилась на более низшей ступени по сравнению с семьей. В-пятых, девушек нужно было удачно выдать замуж, мужчин - всецело подготовить к военной службе.

Отец был самым главным в семье. Он представлял свою семью в обществе и, в свою очередь, являл собой все дворянство в своей семье. Этикет предписывал главе семейства обладать особым положением в семье - быть отдаленным от своих домочадцев. Проявлялось это в том, что у отца обязательно должно было быть собственное, личное пространство, своя неприкосновенная «территория». Чаще всего эту роль выполнял личный кабинет. В нем глава семьи занимался важными делами. Понятие личного пространства было применено не только к физическим пространственным характеристикам, а и к внутрисемейным межличностным отношениям. К примеру, провинившихся детей отец прощал не напрямую, а через мать, а нарушившую порядок жену - через друга. Роль отца в семье решала три основные задачи - управлять имением, устроить карьеру сыновей и выдать замуж дочерей.

Относительно отношений между главой семейства и его супругой, то здесь было беспрекословное повиновение мужу. Главная роль женщины в дворянской семье заключалась в ведении домашнего хозяйства.

Подтверждением разделения семьи на чисто мужскую и чисто женскую половины, служит этикет, который также разделялся на женский и мужской. К примеру, совершать визиты дамам полагалось в первой половине дня, а мужчинам - ближе к вечеру. Что касается воспитания детей, то и здесь имело место разграничение по половому признаку: учителями для девочек могли быть только женщины, а для мальчиков - только мужчины.

Дворянская семья, как правило, была многодетной. И дети были самогоразного возраста. Кроме того, в состав семьи входили бабушки, дедушки, дяди, тети, двоюродные и троюродные родственники. В слово «родня» в то время вкладывали совершенно иной смысл. Это могли быть даже очень дальние родственники. А сегодня ими вообще не интересуются. Все дальние родственники имели право, и даже долг, вмешиваться в воспитание детей своей дворянской большой семьи.

Все домашние воспитатели детей дворян разделялись в зависимости от выполняемой ими функции и возраста ребенка. Первым домашним воспитателем, к которому попадал ребенок после рождения, была кормилица. Она занималась с детьми до одного года и чаще всего происходила из бедных слоев населения. Тогда это было очень модно, потому что считалось, что до 7-ми лет нужно уделять особенное внимание исключительно биологическому развитию ребенка.

Вдомах дети проживали отдельно от своих родителей. Их спальни располагались далеко от родительских.
Как правило, дети виделись с отцом и матерью только два-три раза в день. Сначала утром, в сопровождении гувернера, дети выходили вниз здороваться с родителями, целовали им руки и выслушивали их наставления и замечания.

Кормилица следила, чтобы дети не растягивали слова, не кричали и не шептали, не говорили сдавленным голосом, ясно и четко проговаривали слова и фразы, говорили не монотонно, а с интонациями; не перебивали старших, и вообще - собеседника, говорили, лишь «когда другой перестанет». Требовалось ходить, не раскачиваясь, не переваливаясь, ступать не на пятки, а на носки. Дети должны были стоять прямо, «не убирая головы в плечи», глядя «с почтением на того, с кем говорят». Сидеть подобалось, не болтая ногами, ногу на ногу не класть, не опираться локтями о стол. Не следовало допускать «неблагопристойности в лице»: не моргать слишком часто, не гримасничать, не высовывать язык, смотреть прямо. Запрещалась всякая насмешка в выражении лица.

Маленькому дворянину предписывалось не ковырять в носу, не открывать во время слушания рот, кашлять тихо, зевать, прикрываясь рукой, не показывать сердитый или надменный вид.

Всегда тщательно проверяли, как умыто лицо и руки ребенка, как причесаны его волосы, обрезаны или обгрызаны ногти. Надо особо отметить, что застенчивость считалась в дворянском ребенке несомненным пороком, поэтому немедленно преодолевались все ее проявления.

Во время трапезы соблюдалось следующее: не класть локтина стол, не совать в рот пальцы, не теребить лицо и волосы, есть с хлебом, правильно держать приборы, не отвечать с полным ртом, не чмокать губами, не глотать большие куски и не хлебать шумно, не пачкать скатерть, не брызгать и не толкать соседа и т. п.

Детей особо не баловали едой. Утром давали молокоили бульон с хлебом. Иногда подавали «габер-суп» -это сладкий овсяный суп с сухофруктами. Для здоровья,растущих детей поили травяными чаями, отваром лопуха, молочной сывороткой. Наобед был обязателен суп, одно мясное или рыбное блюдо и десерт. На полдник - что-нибудь сладкое. На ужин - опять молоко с хлебом или каша. Кроме этого, на столе для детей всегда были сваренные вкрутую яйца, вареные овощи, пироги, масло и творог. А летом всегда были свежие ягоды.

Завтрак начинался в восемь часов утра, обед - между 12-13-ю часами, полдник - в четыре часа, ужин - примерно в восемь часов вечера. В промежутках между трапезами, не допускались перекусы: перехватыватькускидетям запрещали. Не позволялось детям капризничать за столом, а тем более - отказываться от какого-либо блюда.

С утра ребенок должен был полностью одет, умыт, причесан. Должен был держаться прямо, смотреть весело, несмотря на настроение и физическое состояние, проявлять ко всем внимание, строго соблюдать приличия и быть готовым спокойно выслушать и воспринять все последующие замечания.

Дети в дворянской семье наказывались строго. Причем, физически. Телесным наказаниям подвергались и мальчики, и девочки. Иногда физическое наказание заменяли психологическим. Детей стыдили в присутствии взрослых, а также в присутствии старших и младших братьев или сестер. Это очень задевало самолюбие маленького дворянина. Но страх и благочестие были неотъемлемыми элементами домашнего воспитания.

Пора беззаботного детства у ребенка заканчивалась в дворянских семьях рано, в 4-5 лет. Основой домашнего воспитания на данном этапе возрастного развития являлось формирование у юного дворянина религиозно-нравственных устоев. В начале дня – обязательная утренняя молитва, а перед сном – вечерняя. Повоскресным и праздничным дням вся семья посещала литургию.

Незыблемым атрибутом дворянского воспитания были танцы. Самым подходящим возрастом для начала обучения танцам считались пять-шесть лет. Занятия проводились от 2-х до 4-х раз в неделю, по нескольку часов, как индивидуально, так и в группе. Детей учили очень серьезно, почти как профессиональных балетных танцовщиков. Они должны были освоить основные балетные позиции: па (шаги) и антраша (прыжки). Освоить этисложные позиции, сохраняя при этом равновесие, стоило неимоверных усилий и терпения, и танцмейстеры ставили учеников в деревянные станки, состоявшие, как вспоминала В. Н. Фигнер, «из доски с выдолбленными на ней подошвами для ног и двух вертикальных стержней, за которые надо было держаться руками. Не держась за эти палки, невозможно было устоять на ногах».

В некоторых случаях на воспитанников надевали специальные конструкции для колен и спины, сделанные из деревянных досок на винтах. Чрезмерно усердные танцмейстеры так закручивали винты для выпрямления ног или поясницы, что ребенок чувствовал себя, словно зажатым в тиски. Для многих детей, особенно мальчиков, обучение танцам было просто невыносимой обузой.

Рисованию уделяли меньшее внимание. Оно уделялось только тогда, когда ребенок сам настолько увлекался рисованием, что просил о дополнительных занятиях. За год ребенокуже умел владеть карандашом и акварельной кистью и осваивал навыки копирования с «оригиналов». Ими являлись образцовые литографии или рисунки профессиональных художников. Ребенок-дошкольник легко осваивал и основы композиции.

Самое главное и интересное - детей приучали к садоводству. Оно по праву считалось благородным занятием. Детям внушали, что еще римские императоры сами выращивали капусту. Поэтому среди различных летних забав, юного дворянина всегда ждал «собственный садик». Там он, с помощью садовника, копали пропалывал грядки, рыхлил землю, выращивал цветы и овощи.Так воспитывали даже в императорской семье. А во второй половине 19-го века, намеренно, чтобы привить детям уважение к крестьянскому труду, ихприучали к чисто деревенским работам. Дворянские дети косили траву, жали хлеб и ухаживали за скотом.

С малых лет ребенка в дворянской семье приучали стойко переносить болезни, падения, ушибы, другие неприятности, которые часто случались в повседневности. Плакать и жаловаться считалось неприличным и недостойным.

По утрам ребенка обливали холодной водой в любое время года. Он бегал радостно летом по утренней росе. Такая система воспитания формировала самодисциплину, сдержанность и постоянную готовность к выполнению долга.Кроме холодных обливаний по утрам, совершалисьдлительные пешие прогулки. Причем, в любую погоду. В детской спальне всегда было прохладно. Детишки спали на жестких тюфяках, в основном набитых соломой. Укрывали детей-дворян легким и тоненьким одеялом.

Дворянские дети участвовали во всех играх, которые бытовали в народной среде. Играли с удовольствием в жмурки, лапту, городки, кошки-мышки, чехарду.

Популярными были во всех слоях дворянства игры в камешки и в веревочку. В них играли всюду: и на улице, и дома. Камешки при случае заменяли пуговицами или даже кусочками сахара. К сожалению, сейчас такие игры перестали существовать.

Повседневная одежда маленького дворянина была очень простенькой. Детей одевали в наряды из тканей домашнего производства - холстинки, китайки, домотканное сукно. Платье и костюмчик из покупного ситца предназначались для воскресных,праздничных дней и для самых важных торжеств, с приглашением большого количества гостей.

Мальчиков –дворян до семи лет одевали в девочкины наряды.

Мальчик-дворянин сопровождался няней примерно до пятилетнего возраста, после - роль няни выполнял «дядька». Он добавлял в первоначальное воспитание маленького дворянина мужские черты в поведении. Как и няня, дядька заботился о всей бытовой стороне жизни ребенка: поднимал его рано утром и укладывал вечером спать, водил его на половину родителей здороваться, следил за чистотой и опрятностью внешнего вида, за состоянием здоровья, развлекал, вместе с ним ездил и прогуливался. Часто именно от дядьки, юный дворянин обучался верховой езде и становился страстным охотником.

Когда, позднее, в жизни ребенка появлялся гувернер, роль дядьки отходила на второй план. Хотя он обычно не покидал воспитанника до его взросления, но исполнял уже преимущественно хозяйственно-служебные, а не воспитательные функции. «Дядькой»мог стать только мужчина семейный, приятной наружности, воспитанный, совсем или почти не пьющий. В дворовой среде должность «дядьки» считалась очень почетной.

С 6-7-ми лет к детям-дворянам приставлялись гувернеры или гувернантки, в зависимости от пола ребенка. Эту должность, как правило, занимали иностранцы - французы и швейцары, реже - немцы и англичане. Услуга гувернеров стоил очень дорого, и далеко не каждая дворянская семья могла позволить себе иметь такую роскошь. В обязанности гувернера входило умственное развитие ребенка, изучение предметных дисциплин, главными из которых были музыка, пение, танцы, нормы этикета, иностранные языки. Задачей гувернера было и нравственное воспитание ребенка, формирование его поведения сообразно статусу дворянина.

Чтобы воспитание было целостным, родители не вмешивались в порядок, установленный гувернанткой. Они наблюдали за процессом воспитания со стороны, а если возникали какие-то пожелания и претензии, высказывали их строго наедине гувернантке, чтобы не слышали дети. Так поддерживалось уважение к старшим.

У гувернеров не было отпусков. Выходные предоставлялись крайне редко, и то - при наличии сменщика. Тем не менее, во многих дворянских семьях, в случае, если гувернантка соответствовала ожиданиям ее членов, была умна, воспитана, - свободного времени у нее было предостаточно. Она читала, ходила с детьми в гости, занималась музыкой, общалась с другими гувернерами и т. п.

Часто родители, помимо гувернеров, нанимали учителей. Они занимались изучением отдельных дисциплин с малышами. Такой деятельностью могли заниматься лица с высшим образованием, отставные военные гражданские чины и вышедшие в отставку учителя.

Дети в дворянской семье очень рано начинали читать. Примерно, между двумя с половиной и пятью годами. Книга в начале 19-го века была обязательным спутником детства. Дети читали преимущественно романы. Это был пример женщин того времени – они любили этот жанр.

Учили читать так. Сначала заучивали алфавит, потом переходили к «складам». Широкое распространение в 19-м веке получили разрезные азбуки. Сегодня данная методика тоже широко используется.

После азбуки учили читать Часослов и Псалтырь. Это были самые распространенные книги. Завершалось обучение чтением «Апостола».

Писать дети учились либо параллельно с освоением азбуки, либо отдельно, но после того, когда была пройдена Псалтырь. Для письма использовался обычный мел. Писали на обожженной дощечке или грифельной доске. Гусиные перья и чернила домашнего изготовления давали детям позднее, потому что бумага в то время стоила очень дорого. Некоторые дети так привыкали к грифельной дощечке, что предпочитали ее обычной бумаге.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: