Балльная оценка дисциплин для уровня магистра-менеджера




NN пп Направление углубленной подготовки Балльная оценка значимости
  Маркетинг на внутреннем рынке 1,83
  Экономика и организация производства 1,77
  Организация внешнеэкономических связей 1,77
  Работа с ЭВМ и программным обеспечением 1,75
  Маркетинг на внешнем рынке 1,71
  Теория и практика менеджмента 1,65
  Чтение и перевод иностранных текстов по специальности 1,62
  Зарубежное и российское хозяйственное право 1,8
  Финансово-кредитные отношения 1,5
  Экономико-математические методы и экономическая статистика 1,0
  Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности 1,6
  Информатика 1,1
  Свободное владение иностранным языком 1,0
  Умение объясняться на одном из иностранных языков 1,34
  Социальная психология 1,32
  Охрана труда и окружающей среды 1,24
  Общая химическая технология 1,20
  Классическая физика, математика, химия 0,93
  Вычислительная математика 0,86
  Общественные дисциплины 0,69
  Техническая механика, инженерная графика 0,36

 

Да базе этих оценок с выделением ведущих дисциплин формируется рыночная модель выпускника химико-технологического вуза.

Современный уровень подготовки молодого специалиста - менеджера в технологическом вузе диктует необходимость сбалансированного подхода к расчетам объема часов, который должны занимать гуманитарная и технико-технологическая составляющие учебного процесса. Указанные принципы заложены в проекты учебных планов МГАТХТ по подготовке специалистов-менеджеров в отраслях химической технологии первого (бакалавр) и второго (магистр) уровней.

Проведенное исследование позволило определить общий платежеспособный спрос на выпускников МГАТХТ в условиях конкуренции, который оказался равным примерно 30% от бюджета института 1991 года, что не позволяло вузу работать на условиях самофинансирования и предполагало необходимость проведения серьезной работы по совершенствованию своих выпускников, изучению рынка молодых специалистов для их эффективного распределения. Различные предприятия готовы заплатить за специалистов различных направлений подготовки неодинаково. Так, за подготовку магистров-менеджеров плата предприятий в среднем выше на 10%.

В 1994 году исследование рынка молодых специалистов МГАТХТ в области маркетинга и менеджмента со знанием химической технологии было повторено для уточнения ряда позиций подготовки специалистов этого направления. Была использована 20%-ная случайная выборка.

Анализ статистических данных показал, что подготовка в России специалистов в области менеджмента и маркетинга происходит очень интенсивно: в 1995 году рост обучающихся этим специальностям вырос на порядок (рис. 4).

 

 

Рисунок. 4

 

Спрос на выпускников МГАТХТ, специализирующихся в менеджменте и маркетинге для химических предприятий, по прежнему стабилен на уровне 40-50 человек в год (табл...). Это дает вузу основание сохранять в настоящее время ежегодный прием на этом уровне.

За период с 1991 г. по 1994 г. несколько претерпела изменения модель требований к специалистам в области маркетинга и менеджмента со знанием химической технологии. По сравнению с результатами предшествующего исследования возросла значимость таких предметов как общая химическая технология, теория и практика менеджмента. Выросла также значимость таких предметов, как маркетинг на внешнем рынке, бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности и социальные дисциплины. Данные изменения отражают общее повышение значимости знаний управления производством как в экономическом, так и в производственном аспектах. Высоко оценивали респонденты знания выпускников в области маркетинга: по результатам двух исследований предмет «Маркетинг на внутреннем рынке» получил наивысший ранг.

С совершенствованием рынка труда предприятия начинают использовать более разнообразные формы приема на работу молодых специалистов. Они начинают более широко использовать возможности служб занятости и различные формы договоров (рис. 5).

Рисунок 5

Предприятиях, которые готовы были заплатить вузам за подготовку молодых специалистов, намерены были брать выпускников на работу при условии прохождения испытательного срока в среднем в течении трех месяцев. Предприятия, не готовые платить вузу за подготовку, предпочитали совмещение испытательского срока с выполнением дипломного проекта.

Для качественного анализа активности респондентов в анкету был включен расширенный вопрос о причинах отказа брать на работу молодых специалистов. Результаты ответов на эти вопросы представлены на рисунке 6.

Рисунок 6

Наиболее распространенная причина отказа - убеждение руководителей в том, что предприятие в принципе не нуждается в специалистах в области маркетинга и менеджмента. Более 25% респондентов, отказавшихся брать на работу в 1995 году молодых специалистов, сослались на сложное финансовое положение своих предприятий.

Проведенное маркетинговое исследование дала вузу возможность на основании количественной и качественной оценки выявленного спроса определить оптимальную структуру специальностей, по которым должна осуществляться подготовка выпускников в услосвиях рынка и план приема по ним, а также сформировать требования к каждой специальности, основанные на запросах потенциальных потребителей. Оно явилось основой для формирования учебных планов и программ специальностей, обеспечивающих подготовку специалистов требуемого качества.

Исследование показало, что может дать дополнительный доход институту (примерно 20%) стажировка молодых специалистов для приведения их знаний в соответствие с изменившимися требованиями научно-технического прогресса. На это указали 15% респондентов. Вузу следует серьезно рассмотреть вопрос об организации на широкой снове системы переподготовки своих выпускников, изучать отдельно этот рынок и работать в соответствии с его требованиями.

Большое количество потребителей молодых специалистов МГАТХТ (40%) в условиях конкуренции колебались в своих предпочтениях на рынке выпускников, что также заставляет вузы работать на этом рынке максимально активно, чтобы не терять потенциальных потребителей. Здесь важная роль принадлежит правильному определению наиболее эффективных рапределительных каналов: биржа труда, прямое распределение, распределение через ассоциации. В проведенном исследовании удалось определить, что подавляющее большинство потенциальных потребителей (93%) предпочитают иметь с институтом прямой договор на распределение выпускников. Анализ каналов рекламы показал, что потенциальные потребители предпочитают информационное письмо, полученное непосредственно от института.

В результате исследования удалось выяснить и ожидаемые социальные условия будущей работы выпускников: это - средняя заработная плата, примерно равная заработной плате квалифицированного рабочего, 3-8% обеспечиваемых жильем, 25-35% - общежитием, 4-6% имеют возможность получить ссуду на решение своих социальных проблем. Более высокие показатели относятся к магистрам-менеджерам, это - новый продукт с «открытым рынком» труда. Рынок - не только для предприятий, выпускник института также является полноправным участником этого процесса и его отношение к конкретным предложениям работы может быть решающим.

Проведенное МГАТХТ маркетинговое исследование рынка труда молодых специалистов показало, что это сделано своевременно и позволило определить перспективу деятельности вуза на ближайшие несколько лет, определить направления совершенствования учебной подготовки выпускников и сделать вывод о том, что маркетинг является весьма эффективным и оперативным инструментом на рынке труда.


[1] Мир в цифрах. Межгосударственный статистический комитет содружества независимых стран. М. 1996 с.43.

[2] Социально-экономическое положение России, Госкомстат, М., 1994, стр.139.

[3] Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. М., ИНФРА-М, 1995, стр. 210

[4] Stud5ies on russian economic development 1993 N4 page 521,5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: