1. Институт права собственности, рассматривающий право собственности как вечное и неограниченное, включает в себя право распоряжения вещью и пользования ее плодами, при котором собственнику, которым мбг быть только мусульманин, принадлежит право пользования, владения, распоряжения и право получения доходов.
2. Институт договорного права рассматривает договор как соглашение двух сторон, посредством которого они принимают на себя взаимные обязательства по поводу определенного предмета, включающий в себя не только частно-правовую, но и публичноправовую сферы. В частности, действие данного института распространяется и на правителя государства, который при вступлении в должность заключает байа (договор) с исламской общиной в лице ее представителей, в котором предусмотрены права и обязанности главы государства и верующих по отношению друг к другу. Важнейшим принципом данного института является свободное волеизъявление сторон при заключении договора. Не менее важным является принцип соблюдения договора, основанный на положениях Корана и сунны.
3. Институт вакфа регулирует вопросы неотчуждаемого имущества, предназначенного для определенных благотворительных целей, право собственности на которое по волеизъявлению учредителя вакфа ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта. Для управления вакфом назначают так называемого мутавалли, т.е. управляющего вакфом. В эпоху Оейядов было впервые создано управление, занимающееся надзором и управлением вакфами.
Торгово-правовые отношения регулируются нормами, в основу которых положен принцип свободы торговли, предусматривающий невмешательство со стороны государства в данную сферу. Исламское государство не должно вмешиваться в рыночный механизм установления цен. По исламскому праву никто не может ограничивать свободу торговли, и стоимость товара регулируется спросом рынка.
|
Исламское право запрещает монополию в любом виде. Согласно хадису, «тот, кто монополизирует, является грешником». Правитель имел право заставлять тех, кто монополизирует какие-нибудь товары, продавать их с нормальной прибылью, не приносящей вреда ни продавцу, ни покупателю.
Государственное право регулирует вопросы, связанные с функционированием исламского государства, порядок формирования его основных органов, прежде всего, главы государства — халифа.
Концепция государства в различных религиозных правовых школах занимают разное место. Шиитские представления о власти, отстаивающие ее исключительно сокральный характер, отличающиеся этим от суннитской теории, имеют свою специфику, которая заключается в том, что вопросы структуры государства рассматриваются в тесной связи с общей концепцией власти и разрабатывает широкий круг иных проблем, имеющих прямое отношение к политике, демократии, политическому режиму правления.
Исламское международное право состоит из совокупности норм, регулирующих не только взаимоотношения исламских государств с неисламскими, но и самих мусульман как индивидов с немусульманами. Данная отрасль объединяла в своем составе как нормы международно-правового характера, так и отдельные внутригосударственные юридические предписания. Характерным является то, что вторая группа норм регламентировала ряд внутренних функций исламского государства как суверенной политической организации общества. Она дополняла отрасль властных норм.
|
Исламское военное право состоит из совокупности правовых предписаний, содержащихся в основных источниках исламского права, а также разработанных исламско-правовой доктриной, регулирующих вопросы правил ведения войны и применения военной силы исламским государством как против других государств, так и внутри исламского государства. Понятие «исламское военное право» не является синонимом понятия «джихад». Джихад зачастую рассматривается как «священная война» против неверных, тогда как истинное обозначение этого слова отражает борьбу за веру и отдачу всех сил ради распространения и торжества ислама не только с помощью военной силы. Исламское военное право детально разработало также правила поведения армий в военный период. Так, от мусульман, участвовавших в войне, требовалось не присваивать чужое имущество, не обманывать, не предавать, не калечить, не убивать несовершеннолетних, стариков и женщин и др
Земельноправовые отношения регулируются нормами, устанавливающими право собственности на землю, а также орошение земли. Все земли делились на три вида.
1. Первый вид — это святая земля, состоящая из Мекки и примыкающей к ней территории, поныне являющихся неприкосновенными.
2. Второй вид — это земли, составляющие собственность исламского государства, но население которых пользовалось наследственным правом владения или пользования землей. Сюда относились завоеванные мусульманами земли, жители которых заключили с победителями договор, по которому владеют землей до тех пор, пока платят ха- радж (повинность). При переходе этой земли из собственности государства к мусульманину она не освобождалась от повинности. Владелец такой земли мусульманин также не освобождается от уплаты заката.
|
3. Третий вид — это земли, являвшиеся собственностью населения. При этом право земельной собственности основано на владении. Собственники земли платят только закат (обязательные благотворительные выплаты) с ее производных, т.е. с выращенной продукции, размер которого составлял 1/10.
Трудовые отношения регулируются нормами, направленными на организацию труда, в которых установлены основные права и обязанности работников и работодателей. Говоря о правах работников, исламское право предписывает определенные правила, регулирующие отношения между работодателем и работниками, которые должны быть основаны на принципах братства, равенства и защиты человеческого достоинства.
Исламское деликтное право направлено, прежде всего, на предотвращение отступлений от норм, установленных исламским правом, квалифицируемых как непослушание воле Аллаха. В Коране предусмотрены запреты на самые разнообразные формы нарушения социально-правовых и семейно-бытовых отношений и др. Реализация норм исламского деликтного права обеспечивается не только принудительной силой исламского государства, но и карается религиозным осуждением.
Исламское деликтное право включает в себя несколько наиболее опасных преступлений, строгие наказания за которые предусмотрены в Коране и сунне. Основная масса норм исламского деликтного права направлена на предотвращение преступлений в сфере частного права, которые затрагивают права и интересы отдельных лиц.
Все преступления делятся на следующие группы:
1. худуд Аллах (границы Аллаха), куда входит строго определенный список преступлений, на которые имеется указание в Коране и за которые обязательно следует специфическое наказание, применение которого не должно зависеть от воли официальных властей или частных лиц (например, вероотступничество, употребление вина или других опьяняющих напитков);
2. джинайят, куда входят те противоправные действия, которые рассматривались как посягательство на права отдельных лиц. К джинайяту относятся убийство, нанесение тяжких телесных повреждений и др.;
3. тазир, куда включаются противоправные действия, не предусмотренные законом, однако они наказываются в судебном порядке с помощью исправительных наказаний из-за их противоречия общественным интересам. Это такие действия, как: неуплата заката, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбление, хулиганство, обвешивание, обмеривание, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п.
Таким образом, структура исламского права состоит из совокупности норм, регулирующих различные сферы общественной жизни мусульман, а также их взаимоотношения с немусульманами, обладающая рядом специфических особенностей, вытекающих из самой сущности исламского права.
(44) Структура исламского права. (см. 43)