Традиционные экспозиции (систематические, ландшафтные, ансамблевые, тематические) сопровождаются научно-вспомогательным материалом (воспроизведениями и копиями, картами, схемами, диограммами и т.п. – что относится к научно-вспомогательным материалам), текстами, этикетками.
Тексты в экспозиции – продуманная как целое и систематически организованная совокупность заголовков к разделам и темам экспозиции, аннотаций, этикеток, указателей и пр., т.е. всех надписей, используемых в экспозиции, не являющихся экспонатами, а выполняющих служебные функции. Тексты характеризуют уровень научности экспозиции (чем их больше, тем больше информации в рамках профильной дисциплины предлагается посетителю). Тексты особенно важны для одиночных посетителей, самостоятельно осваивающих экспозицию. Важное требование к использованию текстов – не допускать подмены предметности словесным комментированием.
Тексты в экспозиции подразделяются на заглавные, ведущие, пояснительные, этикетаж, указатели. Заглавный текст – помогает посетителю ориентироваться в экспозиции (содержат названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов). Ведущий текст – выражает основную идею экспозиции в целом, отдельных разделов, тем, залов, комплексов. По сути, напоминает эпиграф к художественным произведениям. Пояснительный текст – аннотация к залу, теме, комплексу или отдельному экспонату. Пояснительные тексты дают информацию, лежащую за пределами восприятия экспонатов зрителем.
Этикетка – текст-аннотация к отдельному предмету, содержащий атрибутивные данные о предмете: название, авторство или происхождение, материал, размер, способ и время изготовления, наличие у предмета мемориального значения, сведения о том, что демонстрируется – подлинник или копия. Если в экспозиции представлены преимущественно подлинники, а количество копий невелико, на этикетках подлинников можно и не указывать статус, отмечать только копии. И, наоборот, если экспозиция состоит по преимуществу из копий (например в музеях слепков и т.п.), то можно особо отмечать на этикетках только статус подлинника, а копию не отмечать. Все этикетки образуют этикетаж – совокупность всех этикеток в экспозиции.
|
Указатели – тексты, помогающие ориентироваться в музейных помещениях, самостоятельно ориентироваться в экспозиции (последовательность залов, комплексов и т.д.). Указатели могут располагаться на стенах, специальных стендах и т.п., т.е. собственно в музейном помещении. Роль указателей могут играть схемы, планы, помещенные в путеводители.
Располагать тексты следует, учитывая особенности человеческого восприятия. Тексты, особенно заглавные и вспомогательные, должны читаться сразу несколькими посетителями и быть хорошо освещены (освещение должно привлекать к ним внимание). Слова, входящие в один смысловой блок, не должны разрываться при построчной разбивке, поскольку это затруднит восприятие смысла текста. Шрифтовая композиция допускает стилизацию, но в любом случае надписи должны восприниматься как целостное единство, и художественное решение шрифта не должно затруднять чтение пестротой, сложными очертаниями и т.д. Заглавные и ведущие тексты должны быть подняты над потоком посетителей – их располагают выше уровня глаз. Пояснительные тексты, аннотации, этикетки, указатели располагают на уровне глаз либо чуть ниже или выше. Надписи, расположенные выше или ниже уровня глаз, грамотнее всего располагать на наклонных плоскостях, перпендикулярных к лучу зрения, что облегчает их восприятие.
|
В ХХ в. тексты в экспозиции для удобства посетителей начинают заменять применением технических средств (технических посредников), передающих вербальную, визуальную, звуковую, аудиовизуальную информацию с помощью специальной аппаратуры. К визуальным средствам относят электрифицированные карты, световые табло, светящиеся указатели и этикетки, индикаторы разного цвета, служащие для привлечения внимания посетителей к определенным местам в экспозиции и включающиеся по ходу экскурсии.
Звуковые посредники делятся на две группы: 1) призванные комментировать экспозицию (фонокомментарии – запись экскурсии на аудиокассету, заменяющая профессионального экскурсовода; шумов природы – голоса животных, птиц, шум водопада и т.п.); 2) служащие дополнением к экспозиции и даже иногда исполняющие роль «музейного предмета» (воспроизведение голоса известного певца в его мемориальном музее, запись игры на музыкальном инструменте, помещенном в экспозицию и т.п.).
Аудиовизуальные средства одновременно воздействуют на зрение и слух. К ним относят слайдфильмы (серия слайдов, озвученных для демонстрации), слайдпрограммы (тематические показы слайдов), полиэкраны (устройства для одновременной демонстрации изображений на нескольких экранах при помощи проекторов), полифильмы (установки с большим, обычно 6–15, редко более, экранами), кинофильмы и видеофильмы.
|
В музеях используются автоматические справочные установки (информаторы), дающие информацию о порядке работы музея, подготовке и проведении выставок, экспозициях, фондовых коллекциях, наличии и размещении магазинов, столовых или буфетов и т.д. Типы таких устройств различны: звуковые автоответчики, механические справочники (выдают тексты, нанесенные на табло), аудиовизуальные и визуальные ответчики
Визуальные и аудиовизуальные технические средства на сегодняшний день могут составлять часть экспозиционного оборудования. Экспозиционное оборудование – комплекс элементов и приспособлений, осуществляющих конструктивно-пространственную организацию экспозиции, обеспечивающих сохранность и фиксацию экспонатов в любой точке экспозиционного пространства, выполняющих определенные художественные, символические функции. Экспозиционное оборудование прошло длинный путь развития. Первоначально оно отражало вкусы эпохи, и принципы его изготовления мало отличались от принципов изготовления любой другой мебели (особенно это характерно для частных музеев закрытого типа, нередко совмещавших частные покои и музей). Только в 1-й четверти ХХ в. вырабатывается представление о том, что оборудование не должно препятствовать восприятию экспозиции, а, следовательно, ему «к лицу» простота форм, функциональность Экспозиционное оборудование делится на уникальное – созданное для демонстрации определенной коллекции, и универсальное – унифицированные, гибкие системы, которые можно использовать в любом музее или продолжать использовать после реэкспозиции. Индивидуальное оборудование может быть стилизовано под определенную эпоху, чтобы придать законченный образ музейной экспозиции. К видам современного оборудования относят:
Стенды – вертикальные плоские щиты (в том числе пневмооборудование – надувные стенды, контейнерные стенды – используемые как для перевозки, так и для экспонирования). К стендам относят итурникеты – укрепленные на оси с помощью шарниров твердые плоские поверхности, похожие на книги.
Витрины – оборудование для пространственного экспонирования предметов. Современные витрины не только защищают предметы от пыли и от нежелательного контакта с руками посетителя, но могут создавать идеальный режим их хранения (например вакуумные витрины, используемые в Лувре)
Подиумы – возвышения для открытого экспонирования объемных предметов
Универсальные модульные системы (каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые, кулисные).
В ансамблевых экспозициях применяются манекены. В 1960–1980-е гг. экспозиции с манекенами подверглись критике за излишний «натурализм», но в последние десятилетия использование манекенов снова вернулось в практику музееведения.
Вопрос: какое оборудование необходимо, должно ли оно быть универсальным или необходим заказ индивидуального оборудования? – решается в процессе художественного проектирования экспозиции, а также зависит от материальных возможностей музея, наличия фирм, специализирующихся на изготовлении музейного оборудования и способных выполнить заказ исходя из требований музейных работников.
ВЫВОД
В процессе исследования я изучила что из себя представляет экспозиция, а так же несколько деталей связанных с ней:
1. В музейной экспозиции музейные предметы представляют собой научно-организованную совокупность. Музейные предметы служат для раскрытия определенных тем.
2. Экспозиции по времени существования могут быть постоянными и временными (выставками), по задачам своей организации экспозиции делятся на тематические, фондовые, отчетные.
3. Методы составления экспозиции: систематический, ландшафтный, ансамблевый, тематический, эстетический. Методика создания экспозиции – динамично развивающаяся область современного музееведения, а потому ограничивать ее перечислением традиционных четырех методов (систематического, ландшафтного, ансамблевого, тематического) неправильно, т.к. это мешает воспринимать и сам музей как социальный институт, чувствительный к общественным запросам и настроениям.
4. Любая экспозиция требует сопровождения для раскрытия своего смысла перед посетителем. Даже экспозиции, созданные современными методами, рассчитанные на минимальное вмешательство в процесс общения «зритель – музейный предмет», предполагают наличие текстов-пояснений.
2. Музейная экспозиция, типы музейных экспозиций источник: Музееведение. Краснокутская Л.И.
Абеленцев В.Н. Анализ комплектования Музейного фонда за 2000 год // Амурский краевед (информационный вестник). – Благовещенск, 2001. Вып. 1 (18). – С. 1–5.
Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. – М.,1988.
Музееведение. На пути к музею XXI в. – М., 1989.
Музееведение: Программа курса для студентов исторических факультетов государственных университетов. – Омск, 1991.
Музеи – центры координации краеведческой работы: Материл Международной научно-практической конференции, состоявшейся 29.08.2001 г. и посвященной 110-летию Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского. – Благовещенск, 2001.
Музей в современном мире: Традиционализм и новаторство // Труды ГИМ. – М., 199. Вып. 104.
Шляхтина Л., Зюкин С. Основы музейного дела. – СПб., 2000.Юренева Т.Ю. Музееведение. – М., 2003
https://www.museumpass.ru/