Система обеспечения качества образования
Чрезмерно разветвленная сеть вузов привела к снижению качества высшего образования. Президент университета Тама Г. Кларка называет ситуацию в японских вузах "образовательным коммунизмом", когда студенты делают вид, что они учатся, а преподаватели делают вид, что они учат. Единственное, на что смотрит работодатель при приеме на работу, - это на престижность диплома. Так как мобильность рынка труда в Японии очень низкая, предприниматели предпочитают вкладывать деньги в свои собственные образовательные программы.
Исправить эту ситуацию должна реформа, начатая правительством в 2001 году. Суть ее заключается в сокращении числа вузов за счет их объединения в национальные университетские корпорации, которые имеют больше самостоятельности. Они получают в собственность строения и земли университетов. Это повышает ответственность вуза за качество своего диплома и стимулирует деятельность, направленную на налаживание связи с бизнесом. Правительство также вплотную взялось за научные исследования, официально провозгласив лозунг "30 нобелевских лауреатов за 50 лет". В 2000 году объем японских исследований и разработок составил 3,18% ВВП, в котором государство профинансировало 21,7%, остальная часть поступила от частных инвесторов.
Среди всего комплекса образовательных проблем - качество образования является в Японии одним из важнейших вопросов. Однако в связи с тем, что в стране отсутствует система государственной аккредитации учебных заведений, а существует только система их учреждения (лицензирования), акцент в достижении качества образования смещен в сторону формирования высококвалифицированного преподавательского состава и внедрения системы самомониторинга и самооценки для различных типов учебных заведений.
|
В высшей школе, в отличие от среднего образования, отсутствует система свидетельств о профессиональной пригодности, и квалификация преподавателей регулируется указами министерства, устанавливающими стандарты штатов для университетов и колледжей. В последние годы предпринимаются меры для привлечения учащихся магистерских и докторских программ к педагогической деятельности.
В настоящее время, в связи с принятием Университетским советом рекомендаций по изменению стандартов в университетах и колледжах, вводится система самомониторинга и самооценки высших учебных заведений и последующей публикации их результатов. В будущем для участия в аттестации университетов планируется привлекать независимых экспертов.
Профессиональное образование в Японии регулируется такими нормативными актами, как "Закон о профессиональном образовании" (1969), поправкой к Закону 1985 г., документом Министерства труда "Нормативы образования". В качестве объектов стандартизации профессионального образования выступают в Японии:
· требования приема;
· содержание учебного плана;
· продолжительность обучения;
· общий объем учебного времени;
· пособия и обучающие средства.
На данный момент особенностями национальных стандартов профессионального образования Японии являются:
· унификация учебных программ вне зависимости от ведомственной подчиненности учебного заведения;
|
· расширение профиля подготовки;
· соответствие профессионального образования установленным нормам;
· введение минимальных типовых требований и типовых программ;
· проведение квалификационных экзаменов специальными ассоциациями;
· курирование в пределах своей компетенции профессионального образования со стороны Министерства образования и Министерства труда;
· введение программы с большой общеобразовательной направленностью Министерством образования.
Заключение
Несмотря на то, что система образования Японии относительно молода, можно с уверенностью сказать, что она является одной из лучших не только в Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Японцы, синтезировав все последние достижения педагогической науки с особенностями построения японского социума, смогли обеспечить своей стране не только впечатляющие темпы роста экономики, но и достаточно высокий уровень жизни. Они, как никто другой понимают, что эффективная система образования в стране с высоким уровнем автоматизации является не то, что обязательной, она является жизненно необходимой. Поэтому, можно с уверенностью заявить, что львиная доля экономического и социального развития этой страны является следствием грамотно построенной системы образования.
В завершении курсовой работы сделаем некоторые выводы.
Во-первых, была изучена структура системы образования в Японии и поэтапно расписаны все элементы этой системы. Она включает в себя школьное, техническое, высшее образование. Высшее образование в свою очередь делится на бакалавриат и магистратуру.
|
Во-вторых, проведен анализ особенностей реформирования системы образования Японии. Реформирование системы образования проводилось в 5 периодов. Последний период начался сразу после окончания Второй Мировой войны и продолжается до сих пор. Также были рассмотрены перспективы дальнейшего развития образования в Японии. Было выявлено, что, Япония не будет уходить в «сужение специализаций», что обусловлено объективными особенностями данной страны. Образование и дальше будет двигаться в направлении повышения своего качества и эффективности.
В-третьих, проведена оценка системе обеспечения качества высшего образования в Японии. Было сказано, что оценка деятельности высших учебных заведений практически не ведется, что привело к некоторому снижению качества образования. В данный момент правительство Японии намерено решить данную проблему.
Все поставленные задачи решены. Цель курсовой работы достигнута.
Список литературы
1. Okamoto K. Education of the Rising Sun. An Introduction to Education in Japan. Tokyo, 1992
2. Бирюков А.В. Две модели интеграции: реформа образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Болонский процесс // Высшее образование сегодня. 2004. – № 12. – С. 35-40.
3. Волгин Н. Японский опыт, который стоит изучать и разумно заимствовать. Человек и труд 1997, №6,
4. Гришин М.Л. Современные тендеции развития образования в Азии. – М.: Эксмо, 2005.
5. Зарубежный опыт реформ в образовании (Европа, США, Китай, Япония, Австралия, страны СНГ): Аналитический обзор // Официальные документы в образовании. - 2002. - N 2. - С. 38-50.
6. Китаев С.Н. Реформы эпохи Мэйдзи. – СПб.: Питер, 2005.
7. Малькова З. А. Стратегия развития образования для ХХI века в Японии // Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. М., 1994.
8. Никулина А.С. Инновации экономики Японии: причины и особенности. – М.: Креативная экономика, 2007.
9. Пшенников В. Уроки менеджмента: Человек на рабочем месте. -"Япония", 1996, №10,
10. Фишер Г. Еще раз о причинах «японского экономического чуда». – «Российский экономический журнал», 1995, №8