1. усиление интеграции в рамках латиноамериканского континента, т.е. выработка общих подходов в решении различных проблем;
2. включение государств этого региона в формирование единого политического, экономического, торгового и правового пространства в масштабах всего американского континента, которое раньше охватывало только США, Канаду и Мексику.
1. В системе законодательства конституционные нормы занимают главенствующее место. В латиноамериканских государствах уже давно (с начала XIX в.) сложилась практика и традиция конституционного строительства. Несмотря на конституционную нестабильность в этих государствах, именно конституции принадлежало и принадлежит главенствующее место в системе источников права.
Во всех государствах приняты и действуют писаные конституции, среди которых самой старой на латиноамериканском континенте является Конституция Боливии 1826 г., Конституция Аргентины была принята в 1853 г. и действует в новой редакции 1994 г., Конституция Мексики была принята в 1917 г., Конституция Бразилии — в 1934 г. (новая редакция 1988 г.), Конституция Чили — 1980 г.
Латиноамериканские конституции построены, как отмечалось, на заимствованных правовых положениях и принципах, преимущественно ориентированных на Конституцию США. Конституции латиноамериканских государств называют еще развернутыми конституциями, благодаря их значительному объему и детализации правовых норм, закрепленных в них.
2. В системе законодательства особое место занимают кодексы, построенные преимущественно на основе романо-германских моделей кодификации. Составители гражданских кодексов в большинстве государств Латинской Америки испытали сильное воздействие ГК Франции, более того, в некоторых из них он был воспроизведен почти текстуально (ГК Гаити 1825 г., ГК Доминиканской Республики 1884 г.). Первым кодексом, как уже отмечалось, проложившим путь кодификации в государствах Латинской Америки, был Гражданский кодекс Чили 1855 г. ’
|
3. В государствах Латинской Америки широко распространено делегированное законодательство. Это обусловлено как президентской формой правления, так и существованием на определенных этапах истории этих государств диктаторских режимов, при которых многие функции, принадлежавшие законодательной власти, переходили к президентам и военным диктаторам. Например, в период существования военного режима в Аргентине Верховный суд признал силу закона за декретами, принимавшимися правительством.
4. Судебная практика играет вспомогательную роль в системе источников права. Ее роль как источника права в разных национальных правовых системах государств Латинской Америки различна. Например, в Мексике существует так называемый институт обязательного прецедентного права, который означает, что решение некоторых высших судов, в частности Верховного суда и коллегиальных окружных судов, является обязательным для применения в дальнейшем, как для них самих, так и для нижестоящих судебных инстанций.
В Аргентине пленарные решения апелляционных судов являются обязательными для нижестоящих судебных органов. Что касается Бразилии, то за судебными органами признается возможность применения права, а не его создания. Верховный суд выступает в качестве источника единообразного толкования формулировок правовых норм. Таким образом, в Бразилии судебная практика не является источником права.
|
5. Обычай как источник латиноамериканского права является вспомогательным, второстепенным и носит субсидиарный характер.
Роль обычая как источника латиноамериканского права варьируется от страны к стране. В одних странах, например, в Аргентине и Бразилии, роль обычая как источника права болеет значительна, чем в других государствах.
Характеризуя обычай как источник латиноамериканского права, необходимо обратить внимание на специфику регулирования отношений с коренным населением — индейцами. В частности, Конституция Бразилии 1988 г. признает их социальную организацию, обычаи, языки, верования и традиции, а также первоначальное право на землю, традиционно ими занимаемую. Индейцы, их сообщества и организации являются законной стороной в суде при защите своих прав и интересов, причем в этих случаях прокуратура участвует в рассмотрении дела на всех стадиях процесса.
6. Доктрина как система различных правовых теорий и учений также является источником латиноамериканского права. Большинство правовых понятий и терминов, а также методов исследования и толкования права, формировались и модернизировались в рамках правовой доктрины, оказывающей определенное влияние на законотворческую и правоприменительную деятельность в этих государствах.
Общеправовые принципы также являются источниками латиноамериканского права. Такие принципы, как принцип суверенитета, защиты основных прав и свобод, равенства всех граждан перед законом, получившие конституционное закрепление, оказывают свое воздействие в качестве источника права в различных сферах правовой жизни этих государств.
|
Структура латиноамериканского права признает деление права на публичное и частное.
Латиноамериканское право признает дуализм частного права, т.е. параллельное существование двух отраслей права: гражданского и торгового, которые регулируются отдельными кодексами.
Структура латиноамериканского права характеризуется четкой отраслевой классификацией. Практически во всех национальных правовых системах существуют такие отрасли частного права, как гражданское, торговое и др., а также отрасли публичного права — конституционное, административное, уголовное и уголовно-процессуальное право.
Многие латиноамериканские государства давно уже имеют кодифицированное законодательство, регулирующее гражданско-правовые отношения. Например, как уже отмечалось, первым гражданским кодексом на территории Латинской Америки был Гражданский кодекс Чили 1855 г., который стал образцом для принятия аналогичных кодексов в латиноамериканских государствах. Первый Гражданский кодекс Аргентины был принят в 1869 г. и вступил в силу в 1871 г. В 1998 г. был опубликован новый проект Гражданского кодекса, который был утвержден в 2001 г. В Боливии в 1975 г. также был принят новый Гражданский кодекс.
Особенности регулирования института права собственности в этих государствах заключается в том, что право частной собственности тесно связано с социальной функцией собственности, в силу чего частная собственность в соответствии с конституционными нормами может быть ограничена, включая экспроприацию ее в целях «социального благосостояния». Данная концепция собственности содержится во многих действующих латиноамериканских законодательствах.
Правовое регулирование сферы торговых отношений осуществляется самостоятельно. Под влиянием французского законодательства в Латинской Америке еще до завоевания независимости была воспринята идея деления частного права на гражданское и торговое. Эта идея получила дальнейшее развитие и закрепление в период кодификации права, во время которого, наряду с гражданскими, принимались и торговые кодексы. Дуализм частного права нашел отражение в одном из первых торговых кодексов Латинской Америки — Торговом кодексе Бразилии 1850 г. В торговых кодексах регламентировались специфические торговые институты и операции: векселя, морская торговля, страхование, банкротство и т.д.
Однако в последнее время встречается практика регулирования торгово-правовых отношений гражданским кодексом. В частности, Аргентина пошла по пути объединения гражданского и торгового кодексов. По мнению цивилистов, такое объединение вызвано тем, что происходит «коммерциализация» гражданского права. В Гражданский кодекс Аргентины были включены коммерческие контракты. Он состоит из 7 книг и дополнительных статей. Книга делится на титулы, титулы на главы, главы на секции, секции на параграфы, параграфы на статьи: 1. Книга первая «О праве», 2. Книга вторая «Общая часть», 3. Книга третья «О семейных отношениях», 4. Книга четвертая «Об обязательственных правах», 5. Книга пятая «О вещных правах», 6. Книга шестая «О переходе прав после смерти», 7. Книга седьмая «Об общих положениях личных и вещных прав», дополнительные статьи.
В большинстве других латиноамериканских стран социальное законодательство появилось только в 30-е годы XX века (в Боливии в 1924 г., Эквадоре в 1926 г. и т.д.). Специальные декларации о труде были включены в конституции многих латиноамериканских республик (Венесуэла, Гватемала и др.), а трудовое законодательство стало необходимым элементов правовой системы латиноамериканских стран. Например, Конституция Бразилии 1934 г. закрепила социальную функцию собственности. В 1934 г. в Бразилии был принят закон о восьмичасовом рабочем дне. Начиная с 1930-х годов разрабатывается законодательство о труде. Так, в 1943 г. был принят Трудовой кодекс Бразилии, где кодексы подробнейшим образом расписывают социальные гарантии работников.
Административное право в государствах Латинской Америки как самостоятельная отрасль национального права начала складываться с середины XIX в. и в настоящее время оно достигло высокого уровня развития, сопоставимого с уровнем административного права западных государств. Хотя ведущие правовые принципы и были импортированы в латиноамериканский регион из стран Западной Европы и Северной Америки, в результате длительной эволюции они существенным образом изменились.
Первые конституции независимых латиноамериканских государств, принятые в 20-е годы XIX в., уделяли внимание многим административным вопросам, но прежде всего регулировали работу министерств и определяли ответственность министров. Постепенно во всех государствах стало формироваться особое законодательство, посвященное проблемам исполнительной власти.
Регулирование уголовно-правовых отношений в латиноамериканских государствах испытало на себе большое влияние испанского права (в частности, Уголовного кодекса Испании 1822 г.), также Уголовного кодекса Франции 1810 г. На основе заимствования правовых положений первые уголовные кодексы государств Латинской Америки закрепляли формальное равенство граждан перед уголовным законом, учитывалось также соответствие тяжести преступления и наказания, отменялись наиболее варварские наказания феодальной эпохи. Уголовный кодекс Гаити 1835 г. и Уголовный кодекс Доминиканской Республики 1884 г. были составлены именно на основе УК Франции.
В XX в., в связи с развитием национальных правовых систем в Латинской Америке уголовное право претерпевало дальнейшие изменения. Старые феодальные или полуфеодальные уголовноправовые институты под влиянием новых условий преобразовывались, некоторые из них были постепенно отменены. Например, в Боливии в 1997 г. была одобрена новая редакция УК 1834 г., во многом отражающая новую уголовно-правовую политику в соответствии с требованием времени.
(59) Латиноамериканское право как смешанный тип права
Скакун О.Ф.
Смешанный тип правовой системы — совокупность национальных правовых систем, которые имеют общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития на основе восприятия элементов правовых систем романо-гер-манского и англо-американского типа.
В смешанном типе правовой системы доминирует нормативно-правовой акт как юридический источник права. Норме права как эталону поведения отведена основная роль в регулировании общественных отношений. Судебная практика занимает существенное место в системе источников права. Точнее этот тип правовой системы можно назвать гибридным типом.
Смешанными можно считать многие правовые системы современности. При выделении гибридного типа правовой системы имеются в виду группы систем, в которых содержатся элементы двух классических типов — романо-германского и англоамериканского.
К этому типу правовой системы и относятся североевропейская (скандинавская) и латиноамериканская группы правовых систем. Казалось бы, страны Северной Европы и Латинской Америки, находясь в различных частях света, не могли развиваться однотипно.
Однако, независимо друг от друга, североевропейское и латиноамериканское право сформировались под влиянием рецепции ряда элементов одних и тех же типов правовой системы — континентальной и общего права.
Сходство правовых систем государств Латинской Америки обусловлено общностью исторических путей их возникновения и последующего развития под влиянием континентального права, единством в структуре системы права и нормы права, общностью основного юридического источника права — нормативно-правового акта и принципов регулирования общественных отношений, одинаковым восприятием американского конституционного права. Всё это позволяет выделить латиноамериканское право в качестве отдельной группы смешанного типа правовой системы.
Страны Латинской Америки (Аргентина, Парагвай, Уругвай, Чили и др.) определенное время были колониями Франции, Испании, Португалии, поэтому в своем историческом развитии испытали сильное влияние их правовых систем.
В настоящее время правовые системы латиноамериканских стран близки романской группе континентального права. Однако их нельзя вписать в романо-германский тип правовой системы, поскольку конституционное право этих стран формировалось под сильным влиянием американского права. Демократическая Конституция США стала отправной точкой конституционного развития стран Латинской Америки.
Таким образом, латиноамериканское право соединило в себе две модели права — романо-германскую (в области частного права) и англо-американскую (в области публичного права).
Правовые системы стран Латинской Америки заимствовали у ро-мано-германского типа правовой системы следующее:
1) основной источник права — нормативно-правовой акт;
2) деление права на отрасли: гражданское, уголовное и др.;
3) кодификацию отраслей права.
4) делегированное правотворчество (акты правительственной власти) как важный источник права;
5) разграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами в федеративных государствах (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Законодательной компетенцией наделены субъекты федерации в тех вопросах местного значения, которые не отнесены к федеральной компетенции;
6) обычай как источник права второстепенного, вспомогательного характера. Однако не во всех странах его роль одинакова. Например, в Аргентине по сравнению с Уругваем обычаю уделено больше внимания;
7) судебный прецедент, который либо слабо признаётся, либо вовсе не признаётся в качестве юридического источника права.
У англо-американского типа правовой системы (в час-пк его американской группы) заимствовано следующее:
1) в качестве конституционного образца — Конституц» США 1787 г. и закреплённая в ней республиканско-президентская форма правления. Не все признаки американской Конституции нашли воплощение в жизни этих государств. Верховенство и высшая юридическая сила конституции утвердились. Однако конституция во многих латиноамериканских странах нестабильна. Например, в Боливии за 152 года — двадцать одна;
2) ряд конституционных институтов США.
Так, взят за основу институт судебного контроля над конституционностью:
3) конституционность закона. Как и в США, конституционность закона вправе проверяться любым судом;
4) принципы построения и функционирования американской судебной системы, особенно Верховного суда. Вместе с тем американская модель несколько видоизменена с учётом национальных особенностей.
Таким образом, дуализм латиноамериканского права состоит в том, что в сфере публичного права (прежде всего конституционного) за основу взята американская система, в сфере частного права (гражданского и др.) — романская.
Однако было бы неправильным считать правовые системы этой группы стран полностью лишенными национальной самобытности, игнорирующими нормы-обычаи. Тексты законов, включая и основной — конституцию, учитывают особенности национального государственно-правового развития.
(60) Источники латиноамериканского права (см. 58)
(61) Структура латиноамериканского права (см. 58)
(62) Скандинавское право как разновидность смешанного права
Регионами распространения скандинавского права являются Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия.
Географически они близки к странам романо-германского типа правовой системы. Однако в отличие от него эта группа правовых систем не претерпела глубокого влияния римского права.
Она испытала его частично - так же, как и влияние торговых обычаев городов-государств германского побережья Балтики в период Средневековья. Влияние римского права на скандинавские страны был опосредованным - в основном через германское право. В духе этого права признан нормативно-правовой акт (закон) как ведущий источник права.
Одновременно с этим существенное внимание уделено судебной практике, распространенной в странах общего права, и признана роль судебного прецедента (в виде решений верховных судебных органов). Другие свойства общего права (правило прецедента, техника судебных доказательств, приоритет процессуального права перед материальным правом и др) не нашли почвы для роста. Автономность и самобытность скандинавской группы правовых систем требует их рассмотрения вне систем как общего права, так и "гражданского права".
Однако можно признать, что скандинавское право является близким к немецкой группы правовых систем, в определенной степени является его специфической подгруппой. Некоторые страны, например Швеция, будучи участниками Европейского Союза, подвергаются влиянию европейского права, направленного на гармонизацию и унификацию правовых институтов.