Уровни организационных структур.




Курган 2018

 

Механистический и органический типы организаций, их преимущества и недостатки. Новые типы организаций.

Организационная структура управления (ОСУ) – это совокупность управленческих звеньев и ступеней управления, их соподчиненность и взаимосвязь. Конкретное выражение организационная структура управления находит в следующем: схеме структуры; штатах и составе работников по звеньям, отделам, службам, секторам; системе соподчиненности и взаимосвязи между звеньями и отдельными работниками по вертикали (управленческая иерархия); документах организационного регламентирования положениях о подразделениях, должностных инструкциях работников и др. Организационная структура управления выступает как форма существования процесса управления или форма реализации функций управления.В организационной структуре выделяются следующие элементы: звенья (подразделения, отделы, бюро и т.п.), уровни (ступени управления) и связи – горизонтальные и вертикальные.Уровень (ступень) управления – это совокупность звеньев управления на определённом уровне иерархии управления.Каждая организация характеризуется большей или меньшей степенью специализации, формализации и централизации. Их сочетания существенно влияют на эффективность работ отдельных сотрудников, групп, а также самих организаций.Очевидным является то, что каждая организация представляет со­ бой достаточно сложную технико-экономическую и социальную сис­тему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия на каж­дом из ее уровней:«организация —внешняя среда», «подразделение — подразделение» или«группа —группа», «индивид — организация».

Способы взаимодействия сторон характеризуют рассматривае­мую систему определенным образом и позволяют судить, насколько эффективно она справляется со своей главной задачей — организаци­ей гармонического взаимодействия между индивидом и внешней средой. Немаловажное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуще­ствляется.

Согласно существующей теории и практике, взаимодействие на уровне «организация — внешняя среда» может осуществляться с помо­щью механистического или органического подходов и соответственно организация может получить одну из этих характеристик. Взаимодей­ствие на уровне «подразделение — подразделение» или «группа — группа» реализуется с помощью комбинаций различных типов департаментизации и выступает в рамках организационных структур: тради­ционной, дивизиональной или отделенческой, матричной. И наконец, на уровне «индивид — организация» взаимодействие в зависимости от того, какая сторона играет лидирующую роль, может придать органи­зации «индивидуалистский» или «корпоративный» характер (РИС.1)

РИС 1. Характеристики организационной системы.

 

 

Уровни организационных структур.

В отечественной и зарубежной практике используются два уровня организационных структур:1) механистический (бюрократический), 2) органический (адаптивный, гибкий).

Механические – своё название бюрократической структуры связано с тем что первый подход разработал М.Вебер, который предложил нормативную модель, названную рациональная бюрократия (идеальная структура). По этой модели все работники организации должны действовать строго по инструкциям и не отклоняется от них. Второе название механистическая структура, она получила от машинного механизма.

Она работает по установленному порядку, точно и надежно. Работа, выполняемая в тот или иной момент времени, заранее запланирована и ее можно предвидеть. Технология выполнения работ достаточно проста. Люди выполняют многократно повторяющиеся, доведенные до автоматизма операции, действия и движения. В такой организации высок уровень стандартизации, который распространяется не только на продукцию, технологию, сырье, оборудование, но и на поведение людей.

Это жесткие структуры, т.е. они не поддаются изменениям. С помощью этой структуры невозможно управлять процессами изменений. Часто слово «бюрократия» ассоциируется с жесткостью, некомпетентностью, волокитой, неэффективностью и нелепостью правил. В принципе в бюрократической модели заложена возможность проявления этих негативных явлений при определенных условиях.

Необходимо четко различать то, как должна работать бюрократическая организация, и то, как она работает в ряде больших организаций. Свои преимущества, например такие, как универсальность, предсказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях: 1) в организации известны общие цели и задачи; 2) работа в организации может делиться на отдельные операции; 3) общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования; 4) выполнение работы индивидом может достоверно измеряться; 5) денежное вознаграждение мотивирует работника; 6) власть руководителя признается как законная.

Органический структуры – эти структуры стали применяться недавно. Своё название органические они получили из-за сходства с организмом. Они способны изменяться.

Механистический тип организации.

Механистический подход к проектированию организации характе­ризуется использованием формальных правил и процедур, централи­зованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характе­ристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и

неди­намичное внешнее окружение. Так, даже современное автомобильноепроизводство вполне может быть эффективным в рамках механисти­ческой структуры. Существует достаточная степень определенности в отношении технологий автомобильного производства, и проблемы, с которыми это производство сталкивается во внешней среде, мало из­менились за последние десятилетия (безопасность движения, чистота окружающей среды, топливо, дороги, инфраструктура и т.п.).

Многие специалисты считают механистический подход синони­мом веберовской бюрократической организации. Немецкий социолог и экономист М. Вебер вошел в историю тем, что сформулировал в на­ чале века понятие бюрократии как организации, имеющей определен­ные характеристики (см. введение).

Часто слово бюрократия ассоциируется с жесткостью, некомпе­тентностью, волокитой, неэффективностью и нелепостью правил. В принципе, в бюрократической модели заложена потенция проявле­ния при определенной ситуации этих негативных явлений. Поэтому необходимо четко различать то, как должна работать бюрократическая организация, и то, как она работает в ряде больших организаций.

Свои преимущества, например такие, как универсальность, пред­ сказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях:

· в организации известны общие цели и задачи;

· работа в организации может делиться на отдельные операции;

· общая цель организации должна быть достаточно простой, что­ бы позволить выполнить ее на основе централизованного планиро­вания;

· выполнение работы индивидом может достоверно измеряться;

· денежное вознаграждение мотивирует работника;

· власть руководителя признается как законная.

Конечно, существует много других условий, важных для успеха любой организации, например таких, как наличие ресурсов и спрос на результат деятельности. Однако вышеперечисленные условия очень важны для эффективной деятельности организации, построенной на основе механистического подхода.

Органический тип организаций.

Органический подходк проектированию организации характеризу­ется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется не рутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Наглядным примером эффективного применения органи­ческого подхода является организация производства электронной тех­ники и ее программного обеспечения. Специалисты признают, что технологии в этих областях меняются чуть ли не каждую неделю. Не меньшими темпами меняется внешняя среда, сложность которой ни у кого не вызывает сомнений.

Органический подход позволяет организации лучше взаимодейст­вовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям внешней среды, т.е. являться более гибкой. Чтобы нагляднее отобра­зить суть органического подхода, его можно представить, как прямую противоположность «идеальной» бюрократии. Если меха­нистический подход ориентирует организацию на высокоструктури­рованные роли, то описание работы при органическом подходе может состоять всего из одной фразы: «Делайте то, что вы считаете необхо­димым, чтобы выполнить работу».Так же и при принятии решения:

«Вы эксперт в этом деле. Вам и решать».При органическом подходе, в силу отсутствия ясных оценок и стандартов, работником больше дви­жет самомотивация и внутреннее вознаграждение, чем четко разрабо­Танная система формального контроля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: