Вопрос
- Она величественна и похожа на океан.
- Она щедра и сурова.
- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
- Что это? (Комм.)
Вопрос
- Он маленький, как песчинка в океане.
- Он беззащитный и в то же время сильный.
- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
- Он совершает ошибку и исправляет ее.
- Кто это? (Комм)
Вопрос
- Что произошло с героем? (Комм)
Вывод: Находясь вдали от родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.
Ответы на вопросы 4-7 одним комментарием в ГРУППУ
4.- Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?»
5.- Как вы можете объяснить, что такое поединок?
Работа со словарём С.С. Ожегова. (читаем объяснение) (Поединок – это борьба двух противников)
- Были ли тайга и Васютка противниками?
(в тет-дь) Тайга и Васютка противниками не были, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка, зная тайны тайги, смог прочитать «книгу тайги», жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика.
«Юный герой в экстремальной ситуации» («Испытание тайгой»)
6. Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло? Какие уроки дает природа герою и читателю?
7. Для чего нам надо знать как Васютка выживал в тайге?
Вывод: Попав в подобную ситуацию, уметь преодолевать трудности, не падать духом)
Ответы на вопросы 1-2 одним комментарием в ГРУППУ
1.- Какие слова возникают у вас в воображении при слове «тайга»?
2.- Что скрывает в себе тайга?
- А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя.
-Как бы вы почувствовали себя в подобной ситуации?
-Как поведем себя, если заблудимся в лесу?
Работа с ассоциограммой.
(Ассоциограмма - это метод “вживания” в художественное произведение, позволяющий детям глубже понять произведение и, в конечном счете, интерпретировать его).
- Именно в такую ситуацию попал главный герой рассказа Васютка.
Отрывок из рассказа В.П.Астафьева:
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них».
- Главный герой попадает в экстремальную ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
- Какой же увидел тайгу мальчик?
«Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака.
- А как же повёл себя Васютка? Попытаемся понять Васютку.
- Давайте обратимся к тексту:
«Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился! Открытие это было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя.
Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу и погибают иногда, но представлял это совсем не так. Уж очень просто всё получилось. Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто. Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох к глубине потемневшего леса. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько paз oн спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин вниз лицом в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. «Будь что будет», — отрешённо подумал он».
- Что почувствовал Васютка? (Страх, отчаяние, ужас)
- Сколько дней и ночей был Васютка в тайге? (четыре)
- Сколько километров прошёл по тайге? (60 километров)
- Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло? (Он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников)
Полные ответы записать
5.Работа в тетради (записать)
«Законы тайги»:
1. «От затесей далеко не отходи – сгинешь».
2. «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»
3. Надо беречь патроны
4. «Тайга хлипких не любит!»
«Тайны тайги»
1. Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.
2. Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.
3. Заполярная тайга не страшна зверьми.
4. Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
5. Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
6. Если озеро проточное, и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
7. Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
8. У костра заблудившегося скорей заметят.
9. С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.
10. Кровянистое небо – завтра ветер будет.
11. Вызвездило – к холоду.
6. ДЗ: Дочитать. Письменно ответить на вопросы
- Как повёл себя Васютка в тайге? Описать кратко тезисами
1 Развёл костёр, запасся на ночь дровами;
2...и т.д
- Сделайте вывод (Природа помогла Васютке: в тайге он нашёл пищу, дрова)
- Какие качества помогли выжить Васютке?(качество,т.к.....)
- Какими знаниями и умениями владел Васютка?
Записать
Знания:
Как определить стороны света
Найти по типу леса реку
Понять проточный характер озера
Выбрать направление выхода из тайги
Предсказать погоду на завтра
Умения:
Добывать кедровые орехи
Пользоваться затесями
Развести огонь
Запастись дровами
Подстрелить, разделать и запечь птицу
Подготовить ночлег
Экономить патроны
- Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?
(ДЗ в ЭП)