(может быть использована психологом в работе с педагогами. родителями на этапе предварительной диагностики)
Работа с анкетой: На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты-таблицы.
№ | Особенности поведения исследуемого ребенка | Проявление особенностей | |
Да | Нет | ||
«Злой дух» временами вселяется в него | |||
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен | |||
Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же | |||
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться | |||
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки | |||
Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение | |||
Он не прочь подразнить животных | |||
Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним | |||
Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих | |||
В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот | |||
Часто не по возрасту ворчлив | |||
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного | |||
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других | |||
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых | |||
Легко ссорится, вступает в драку | |||
Старается общаться с младшими и более слабыми | |||
У него нередки периоды мрачной раздражительности | |||
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится | |||
Уверен, что любое задание выполнит лучше других |
|
Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл.
Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку.
15 – 20 баллов – высокая агрессивность
7 – 14 – средняя
1 – 6 – низкая
Диагностическая работа психолога:
Методика «Кактус»
(автор – М.А.Панфилова)
Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности
Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).
Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Проведение исследования:
Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.
Обработка результатов:
Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.
Учитываются показатели, специфичные для данной методики:
- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);
- характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Личностные особенности | Отражение в рисунке |
Агрессия | Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности |
Импульсивность | Отрывистость линий, сильный нажим |
Эгоцентризм, стремление к лидерству | Крупный рисунок в центре листа |
Демонстративность, открытость | Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм |
Неуверенность в себе. Зависимость | Маленький рисунок. Расположение внизу листа |
Скрытность, осторожность | Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса |
Оптимизм | Использование ярких цветов, «радостные» кактусы |
Тревожность | Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями |
Женственность | Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм |
Экстравертированность | Наличие на рисунке других кактусов, цветов |
Интровертированность | На рисунке изображен один кактус |
Стремление к домашней защите | Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения |
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества | Дикорастущие, «пустынные» кактусы». |
|
Беседа с ребенком после завершения рисунка:
Варианты вопросов:
- кактус домашний или дикий?
- он сильно колется? Его можно потрогать?
- кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
- кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?
- когда кактус подрастет, то как он изменится?
См. по:
1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: 2001, с. 54 - 59
2. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» //Обруч, № 5, 2002, с. 12-13
Методика А.Романова
Предназначена для определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.
Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого».
|
Процедура исследования: В регистрационном бланке отмечаются
ситуационное формы проявления ребенком агрессии, частота проявления выражается по шкале от 0 до4 баллов.
Выраженность ситуационно-личностных агрессивных реакций определяется по общему количеству баллов по 19 признакам.
Бланк методики:
Ф.И.О., возраст ребенка _________________________________________________________
Варианты оценки ситуационно-личностных реакций (в баллах):
- 0 – нет проявлений агрессивности
- 1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда
- 2 – часто
- 3 – почти всегда
- 4 – непрерывно
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Частота проявления | ||||
1. Вегетативные признаки | Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения (гнева) | |||||
Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева | ||||||
2. внешние проявления агрессивности | Кусает губы в состоянии раздражения Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева | |||||
Сжимает губы, кулаки, когда обижают | ||||||
Тревожное напряжение разрешается гневом | ||||||
3. длительность агрессии | После агрессивной реакции не успокаивается >15 мин | |||||
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин | ||||||
4. чувствительность к помощи взрослого | Помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией | |||||
Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться | ||||||
Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии | ||||||
Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии | ||||||
Чувство неприязни к другим не корректируется извне | ||||||
5. особенности отноше-ния к собственной агрессии | Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно | |||||
Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые | ||||||
6. недостаточность в проявлении гуманных чувств | Стремится делать назло другим Проявляет безразличие к страданиям других Стремится причинить другому страдание | |||||
7. реакция на новизну | Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности | |||||
В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессив-ные реакции | ||||||
8. реакция на ограничение | При попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется | |||||
9. реактивность (чувствительность к агрессии других) | Проявляет агрессивные реакции первым | |||||
Первым отнимает игровой предмет, игрушки у другого ребенка | ||||||
Проявляет агрессивные реакции на действия других | ||||||
Толкается, когда обижают | ||||||
Бьет других детей, если ребенка случайно толкнули | ||||||
10. чувствительность к присутствию других | Щипается на глазах у всех | |||||
Толкает сверстника на глазах у всех | ||||||
Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка | ||||||
11. физическая агрессия, направленная на предмет | Ломает постройку на глазах у всех | |||||
Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку | ||||||
Ребенок бросает предмет об стенку | ||||||
Ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры | ||||||
Отрывает руки, ноги кукле | ||||||
12. Агрессия, направленная на сверстников | Толкает других детей в состоянии раздражения | |||||
Походя ударяет встречных | ||||||
Бьет других детей в состоянии раздражения | ||||||
Ударяет детей и внезапно успокаивается | ||||||
Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) | ||||||
Кусает других детей в состоянии раздражения | ||||||
13. агрессия, направленная на себя | Просит себя стукнуть еще раз | |||||
Берет на себя вину за других | ||||||
Рвет на себе волосы | ||||||
Щипает себя в состоянии раздражения | ||||||
Кусает себя в состоянии раздражения | ||||||
14. агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте) | Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки | |||||
Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки | ||||||
Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения | ||||||
В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком | ||||||
Царапает взрослого | ||||||
Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи | ||||||
Бьет больно ногой бабушку | ||||||
15. Вербальная агрессия | Говорит обидные слова детям | |||||
Говорит обидные слова взрослым | ||||||
Говорит нецензурные слова детям | ||||||
Говорит нецензурные слова взрослым | ||||||
16. агрессивность в виде угрозы | Замахивается, но не ударяет другого | |||||
17. агрессия, направлен-ная на животных | Щипает кошку | |||||
Выкручивает хвост кошке | ||||||
Специально наступает на лапы собаке | ||||||
18. агрессия разных видов направленности | Агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, сверстников) | |||||
19. неупорядоченные проявления агрессии | Плюется в состоянии раздражения | |||||
После работы с методикой проводится балльная оценка уровня агрессии (суммируются все баллы):
- 1 уровень - от 0 – до 65 баллов: у ребенка нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;
- 2 уровень - от 65 до 130 баллов: есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением
- 3 уровень - от 130 до 195 баллов: ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций
- 4 уровень – от 195 до 260 баллов: психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведения, требуется медикаментозная помощь.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
См.по:
Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Плэйт», 2001, с. 12 – 17
Проективная методика А.Романова по диагностике агрессивности у детей:
«Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто кто бывает?»
Назначение методики: диагностика особенностей агрессивного поведения ребенка; оценка ребенком выраженности агрессивного поведения у других.
Применение методики: индивидуально с детьми 4 – 7 лет.
Проведение исследования:
Ребенку предлагается определить, какая бывает злость и какая она бывает:
- похожей на кошку; на динозавра; бывает как молния; как шестеренки; как змея; как консервная банка (используются рисунки); Ребенку предлагается определить, у кого из его близких – как часто проявляется и какая бывает злость и агрессия. Ребенка может оценивать взрослый и сам ребенок.
Выраженность проявлений оценивается в баллах:
- 0 баллов – нет проявлений агрессивности;
- 1 балл – проявления агрессивности наблюдаются иногда;
- 2 балла – часто;
- 3 – почти всегда;
- 4 – непрерывно.
Регистрация ответов:
Кто? | Какая агрессия бывает? | |||||
«кошка» | «динозавр» | «молния» | «шесте-ренки» | «змея» | «консервная банка» | |
Мама | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Папа | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Брат | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Сестра | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Дедушка | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Бабушка | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Я сам (сама) | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Оценка выраженности агрессии:
0 –6 баллов –низкая;
7-12 баллов – средняя
13 – 18 баллов – высокая
19 – 24 балла – очень высокая
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Стратегия работы психолога с агрессивными детьми:
Общие направления стратегии работы с агрессивными детьми состоят в следующем:
1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
2. Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания;
3. Отработка навыков общения
4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям).
Параллельно проводится работа с родителями и воспитателями агрессивного ребенка. Работа с родителями проводится в 2-х направлениях:
- информирование родителей о механизмах и факторах формирования агрессивного поведения ребенка;
- обучение эффективным способам общения с ребенком.
С детьми дошкольного возраста коррекционная работа проводится в основном с использованием методов игровой терапии.
А.Романовым предложено несколько вариантов стратегий работы с агрессивными детьми.
Стратегия, как ее определяет А.Романов, это метод работы, направленный на уменьшение агрессивных реакций ребенка, снижение мотивации агрессии, обучению выбору других форм выражения чувств и эмоциональных состояний.
Существуют различные стратегии работы с агрессивностью, их выбор зависит от:
- особенностей агрессивных проявлений у ребенка (их виды, частота, формы выражения);
- внешних условий работы (групповая или индивидуальная работа с ребенком).
Среди стратегий выделяют игровые и неигровые.
Игровые стратегии – включают игровые задачи-приемы (продолжительность – 10-15 минут и более; содержат цели, игровые действия и варианты их выполнения)
Неигровые стратегии – это словесные примы взаимодействия, включение в деятельность вне создания игровых ситуаций.
Варианты стратегий.
Стратегия | Краткое описание |
1. Стратегия на стимуляцию гуманных чувств | Обращение к чувствам ребенка по отношению к жертве агрессии |
2. Стратегия на осознание | Выяснение взрослым причин и мотивов агрессии, их проговаривание с ребенком |
3. Стратегия ориентации на состояние | Привлечение внимания ребенка к состоянию другого (объекту агрессии, свидетелей агрессивного акта) |
4. Стратегия на отреагирование | Отреагирование ребенком негативных чувств «здесь и сейчас» |
5. Стратегия на провока-цию ситуационно-личностных состояний | Провоцирование личностных эмоциональных реакций ребенка |
6. Стратегия на переключение | Переключение ребенка на иную деятельность, состояние или поведение |
7. Стратегия на положительное подкрепление, похвалу | Похвала в ситуации самостоятельного овладения ребенком своими чувствами; в ситуации правильных ответных действий на агрессию |
8. Стратегия на игнорирование | Взрослый не замечает проявлений агрессии ребенком |
9. Стратегия на отрицательное подкрепление | Оценка действий агрессора как отрицательных, неприемлемых, их называние как негативных. |
10. Стратегия на стимуляцию чувства удивления | Через необычность, неожиданность, новизну действий и реакций |
11. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций | Вызвать эмоции радости, удивления у обидчика и жертвы (неожиданным действием) |
12. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций | Юмористическая оценка действий агрессора и ответа «жертвы» |
13. Стратегия «стимуляция телесного контакта» | Телесное соприкосновение с агрессором и жертвой; предметная игровая деятельность (контакт с предметом) |
14. Стимуляция соревнования, соперни-чества. | Создание игровых ситуаций соперничества. |