IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией А.В. Жигулина.




Сценарий урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(Слайд 2). Вам светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щёчкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки - это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе- вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

– С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (С произведением С. Дрожжина “Родине”)

Прочитайте стихотворение С. Дрожжина “Родине”.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

– Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл.

развернуть таблицу

Родина - мать, что соловей без песни.
Человек без Родины, во сне снится.
На чужбине родная землица умей за неё постоять.

развернуть таблицу

3. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.

  • “Свеча” - глубоко вздохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемое пламя свечи.
  • “Погаси свечу” - вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу).
  • “Проколотая шина” - вдох через нос и медленный выдох на звук “с”.
  • “Надоедливый комар” - продолжительный выдох на звук “з” с хлопком в конце.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

(Слайд 3). “Братские могилы”

Посмотрите внимательно на слайд. Как вы думаете, чему посвящен урок? (Учащиеся выдвигают предположения.)

(Слайд 4). Откройте учебник на с. 138. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

  • Мы познакомимся с...
  • Мы узнаем.......
  • Мы вспомним....
  • Мы будем уметь......
  • Мы сможем поразмышлять....

– Да, сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.В. Жигулина и его произведением “О, родина!..”

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией А.В. Жигулина.

(Слайд 5).

1 января 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:

(Слайд 6. Слова автора читают учащиеся) “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.

Умер А.В. Жигулин в Москве 6 августа 2000 года.

Я узнал, увидел и принял в сердце многие дорогие мне обычаи и понятия, картины средней, степной России”

В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири - строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был освобожден по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего города”, затем сборник “Костер-человек” (1961), а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов “Рельсы”. В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы и переселился в Москву став профессиональным литератором.

Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он вместе с такими поэтами, как В.Н. Соколовым, Н.М. Рубцовым, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей.

(Слайд 7). В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России”, где нашли отражение основные темы жигулинского творчества: ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о “колымском конвое”, любовь, неподвластная времени, защита исторической правды. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины.

V. Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!..

Первичное чтение стихотворения. Организует прослушивание текста из аудио приложения, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста Большого театра Диомида Виноградова. (Слайд 8).

Работа с толковым словарём.

– Объясните значение слов, записанных на доске. Проверьте свои ответы по словарю.

Трепетный - взволнованный, выражающий трепет.

Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.

Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы.

Беседа по содержанию. Учитель проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– О чём это стихотворение? (О Родине, и о том, что ему очень дорого

– Как можно его озаглавить?

– Какое чувство при чтении возникло: радость, восторг, сожаление, грусть?

– Найдите слова - антонимы.

Физкультминутка (Слайд 9).

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: