К органам, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно ст. 353 ТК относятся:
- федеральная инспекция труда;
- федеральные органы исполнительной власти по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности;
- федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, наделенные функциями внутриведомственного государственного контроля в подведомственных организациях;
- Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Государственная защита трудовых прав работников при осуществлении указанными органами государственного надзора и контроля обеспечивается путем предупреждения и пресечения нарушений трудового законодательства и требований охраны труда, а также путем принятия мер по восстановлению нарушенных трудовых прав работников и привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших соответствующие правонарушения.
1. Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда (ч. 1 ст. 354 ТК).
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение указанного надзора и контроля, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Федеральная служба находится в ведении Минздравсоцразвития России и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, непосредственно и через свои территориальные органы.
|
В соответствии со ст. 357 ТК они имеют право:
- в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
- запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий; предъявлять работодателям (их представителям) предписания об устранении нарушений законодательства о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложением о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
|
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда и др.
Государственные инспекторы труда при осуществлении своих правомочий являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК).
Вместе с этим на государственных инспекторов возложены определенные обязанности. Так, при осуществлении надзорно-контрольной деятельности они должны соблюдать законодательство; хранить государственную, служебную, коммерческую и иные тайны, ставшие им известными при выполнении своих полномочий, как в период их работы, так и после ее оставления; держать в тайне источник всякой жалобы по поводу нарушений законодательства о труде и охране труда; воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и он не желает разглашения сведений о себе (ст. 358 ТК).
Решения государственных инспекторов труда и иных должностных лиц федеральной инспекции труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.
2. Наряду с органами федеральной инспекции труда государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), созданная путем передачи ей функций по контролю и надзору, осуществляемых в соответствующих сферах деятельности другими государственными органами.
|
Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401, служба, в частности, является:
органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
органом государственного горного надзора;
органом государственного энергетического надзора.
Руководство деятельностью данной Федеральной службы (далее - Ростехнадзор) осуществляется Правительством РФ.
Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На Ростехнадзор возложено выполнение функций по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Реализуя указанные функции, Ростехнадзор вправе осуществлять контроль и надзор:
за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;
ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);
соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике;
безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;
соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления, и т.д.
3. Государственная защита конституционного права работников на охрану их здоровья в процессе труда помимо организации государственного надзора и контроля за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах промышленности обеспечивается также осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Такой надзор представляет собой деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Указанную деятельность осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Эта система включает в себя:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, - Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
- территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, муниципальных образованиях и на транспорте;
- структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения;
- федеральные государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ.
4. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде.
При осуществлении своих функций органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением законности в соответствующих сферах, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Проверка исполнения законов и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, включая право на труд, проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором, а также заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина. При этом прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов исполнительной власти РФ, представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также в помещения организаций и требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод граждан, разъяснять гражданам порядок защиты их прав и свобод, принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина и т.д.
Если установлен факт нарушения закона либо принятия акта, нарушающего права человека и гражданина, выявлены другие факты нарушения законности в указанной сфере, прокурор или его заместитель могут принести протест на акт, нарушающий закон или права человека, или внести представление об устранении нарушений.
Протест приносится в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган (или вышестоящему должностному лицу), или в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а если протест принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе сократить 10-дневный срок. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (ст. 23 Закона о прокуратуре).
Представление об устранении нарушений закона вносится в правомочный орган или должностному лицу и подлежит безотлагательному рассмотрению. В пределах месяца с этого дня должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер прокурору сообщается в письменной форме. Если его представление рассматривает коллегиальный орган, прокурор извещается о дне заседания (ст. 24 Закона о прокуратуре).
В случаях, когда нарушение трудовых прав работника имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно сообщает о правонарушении и передает материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела.
При наличии оснований полагать, что имело место преступное нарушение законодательства о труде или требований охраны труда, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы виновные были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
В случае нарушения интересов работника, защищаемых в суде, когда пострадавший по состоянию здоровья, по возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права или когда нарушены права значительного числа работников либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.