Назначение, состав и способы получения




Занятие 20

Темы Назначение смазочных материалов. Жидкие, пластичные и твердые смазочные материалы и их применение на ж.д. транспорте.

Задание:

1. Написать конспект

2. Ответить на вопросы:

Контрольные вопросы

- минеральные смазочные масла;

- получение, свойства, виды и область применения смазочных масел;

- присадки;

- регенерация масел.

Основные понятия:

Минеральные масла

Получение, классификация и область применения

Исходный продукт – мазут. Вакуумной перегонкой из него получают полупродукты, которые путём очистки и дополнительной химической обработки превращают в масла.

Вначале выполняют сернокислотную очистку – в результате образуется сернокислый гудрон, удаляемый после отстоя. Затем выполняют щелочную очистку – в результате образуются соли, в основном переходящие в щелочной раствор. Остатки солей удаляют водной промывкой, затем масло сушат. Возможна добавочная очистка масел отбеливающими глинами.

Смазочные масла работают в сложных условиях (повышенная температура, контакт с О2, продуктами сгорания топлива, водяными парами, нагретыми металлами), поэтому лабораторными испытаниями устанавливают ряд контролируемых физико-химических свойств, позволяющих оценить качество масел и пригодность их к эксплуатации:

а) плотность – определяют при температуре 200С ареометрами. Средняя плотность ~ 0,9 г/см3;

б) вязкость - условную вязкость определяют с помощью вискозиметров, по времени вытекания 200 мл масла, при температуре 50 или 1000С (сравнительно с водой);

в) липкость – способность образовывать прочную масляную плёнку не вытесняемую давлением;

г) температура вспышки паров масел;

д) температура воспламенения масла (с горением не менее 5 секунд);

е) температура застывания (масло теряет подвижность и не поступает к узлам трения);

ж) стабильность – неизменность свойств при длительном хранении и эксплуатации (признаки старения: меняется цвет, вязкость, появляется осадок, повышается кислотность);

з) коррозионные свойства (оцениваются кислотным числом).

Оценивают так же осадки на фильтрах, лаковые и нагароотложения, коксуемость, механические примеси, наличие воды, зольность и др..

Виды масел

1) Осевые – применяются для смазки шеек осей колёсных пар, буксовых и моторноосевых подшипников скольжения и др.

Выпускают летние («Л»), зимние («З» до - 400С) и северное («С» до -550С).

2) Индустриальные: машинное, приборное, веретённое и др. Применяют для смазки механизмов, работающих при нормальной температуре. Маркируют: цифрой по вязкости при температуре 500С.

3) Компрессорные – имеют повышенную противоокислительную способность, т.е. могут работать при повышенной температуре. Маркируют буквой К и цифрой по вязкости при температуре 1000С.

4) Моторные (дизельные) – применяют для смазки цилиндро- поршневой группы, подшипников коленвала и др. Маркируют М и средним значением вязкости.

5) Авиационные – применяют для авиадвигателей и форсированных быстроходных дизелей.

6) Трансмиссионные масла – имеют повышенную липкость, применяют в основном для смазки зубчатых передач.

7) Турбинные масла – для гидропередач.

8) Цилиндровые масла – для паровых машин.

9) Трансформаторное масло – в понижающих трансформаторах, как диэлектрик и охладитель.

 

Улучшение качества масел. Регенерация

Для улучшения качества в масла добавляют присадки:

1) Вязкостные (синтетические смолы). Служат для улучшения температурно-вязкостных свойств.

2) Депрессорные – понижают температуру застывания на 10 …30 0С.

3) Противоокислительные – повышают устойчивость против окисления при повышенных температурах.

4) Противокоррозионные.

5) Антинагарные.

6) Противопенные – в системах смазки двигателей.

7) Противозадирные – повышают прочность масляной плёнки при больших нагрузках.

8) Комплексные – для одновременного улучшения нескольких свойств.

В процессе эксплуатации качество масел ухудшается. Отработанное масло подвергают регенерации (восстановлению).

Физические способы регенерации:

1) Отстаивание.

2) Центрифугирование.

3) Фильтрация.

4) Отгон топлива (основан на разнице температур кипения топлива и масла).

Физико-химические способы:

1) Коагуляция – введение в масло веществ, укрупняющих взвешенные частицы, и способствующие выпадению их в осадок (жидкое стекло и кальцинированная сода).

2) Адсорбция – сгущение и уплотнение продуктов старения на поверхности адсорбента, т.е вещества с тонкопористой структурой (активированный уголь, силикагель).

3) Химический способ – заключается в кислотно-щелочной обработке, при которой продукты реакций выпадают в осадок.

Техника безопасности

1) При работе с маслом необходимо применять средства индивидуальной защиты (рукавицы, мази, очки и др.).

2) При вскрытии тары применять неискрящий инструмент.

3) Для пожаротушения использовать распылённую воду, пену, углекислый газ (CO2). Обычную воду применять нельзя.

 

Пластичные смазки

Назначение, состав и способы получения

Смазки представляют собой смеси минеральных масел с загустителями, причём частицы загустителя, сцепляясь, образуют структурный каркас, в ячейках которого удерживаются частички масла. При нормальной температуре, смазки нетекучи и для циркуляционных систем неприменимы. Для изготовления пластичных смазок используют обычно индустриальные масла, в качестве загустителей применяют мыла, реже парафин, церезин, воск, канифоль. В состав могут вводиться также графит и тальк в распыленном состоянии. Получают пластичные смазки перемешиванием составляющих в специальных смесителях. В зависимости от условий работы используют:

2) Универсальные смазки: УН – низкоплавкие (до 650С), УС – среднеплавкие и УТ – тугоплавкие (более 1000С).

3) Специальные смазки применяемые на ж/д транспорте:

1) Смазку УН – вазелин технический для смазки узлов, работающих при нормальной температуре и малых нагрузках.

2) Смазку УС – солидол, применяется при температуре – 25…+650С, для тяговых электродвигателей, узлов автосцепки, шарниров рам токоприёмника и др.

3) Смазку для роликовых подшипников ЛЗ-ЦНИИ;

ЖРО – для узлов трения локомотивов;

1-ЛЗ, ЦИАТИМ-203 – для роликовых подшипников тягового генератора и др. узлов.

4) Графитовую смазку для полозов токоприёмника.

5) Пасту натирочную КП – для предохранения от загрязнения кузовов подвижного состава.

6) Пасты притирочные – для шлифования сопряженных деталей топливной аппаратуры. В состав входят жировые компоненты и абразивные порошки.

7) Состав пропиточный – предназначен для пропитки сальниковых набивок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: