Занятие 20
Темы Назначение смазочных материалов. Жидкие, пластичные и твердые смазочные материалы и их применение на ж.д. транспорте.
Задание:
1. Написать конспект
2. Ответить на вопросы:
Контрольные вопросы
- минеральные смазочные масла;
- получение, свойства, виды и область применения смазочных масел;
- присадки;
- регенерация масел.
Основные понятия:
Минеральные масла
Получение, классификация и область применения
Исходный продукт – мазут. Вакуумной перегонкой из него получают полупродукты, которые путём очистки и дополнительной химической обработки превращают в масла.
Вначале выполняют сернокислотную очистку – в результате образуется сернокислый гудрон, удаляемый после отстоя. Затем выполняют щелочную очистку – в результате образуются соли, в основном переходящие в щелочной раствор. Остатки солей удаляют водной промывкой, затем масло сушат. Возможна добавочная очистка масел отбеливающими глинами.
Смазочные масла работают в сложных условиях (повышенная температура, контакт с О2, продуктами сгорания топлива, водяными парами, нагретыми металлами), поэтому лабораторными испытаниями устанавливают ряд контролируемых физико-химических свойств, позволяющих оценить качество масел и пригодность их к эксплуатации:
а) плотность – определяют при температуре 200С ареометрами. Средняя плотность ~ 0,9 г/см3;
б) вязкость - условную вязкость определяют с помощью вискозиметров, по времени вытекания 200 мл масла, при температуре 50 или 1000С (сравнительно с водой);
в) липкость – способность образовывать прочную масляную плёнку не вытесняемую давлением;
г) температура вспышки паров масел;
д) температура воспламенения масла (с горением не менее 5 секунд);
|
е) температура застывания (масло теряет подвижность и не поступает к узлам трения);
ж) стабильность – неизменность свойств при длительном хранении и эксплуатации (признаки старения: меняется цвет, вязкость, появляется осадок, повышается кислотность);
з) коррозионные свойства (оцениваются кислотным числом).
Оценивают так же осадки на фильтрах, лаковые и нагароотложения, коксуемость, механические примеси, наличие воды, зольность и др..
Виды масел
1) Осевые – применяются для смазки шеек осей колёсных пар, буксовых и моторноосевых подшипников скольжения и др.
Выпускают летние («Л»), зимние («З» до - 400С) и северное («С» до -550С).
2) Индустриальные: машинное, приборное, веретённое и др. Применяют для смазки механизмов, работающих при нормальной температуре. Маркируют: цифрой по вязкости при температуре 500С.
3) Компрессорные – имеют повышенную противоокислительную способность, т.е. могут работать при повышенной температуре. Маркируют буквой К и цифрой по вязкости при температуре 1000С.
4) Моторные (дизельные) – применяют для смазки цилиндро- поршневой группы, подшипников коленвала и др. Маркируют М и средним значением вязкости.
5) Авиационные – применяют для авиадвигателей и форсированных быстроходных дизелей.
6) Трансмиссионные масла – имеют повышенную липкость, применяют в основном для смазки зубчатых передач.
7) Турбинные масла – для гидропередач.
8) Цилиндровые масла – для паровых машин.
9) Трансформаторное масло – в понижающих трансформаторах, как диэлектрик и охладитель.
|
Улучшение качества масел. Регенерация
Для улучшения качества в масла добавляют присадки:
1) Вязкостные (синтетические смолы). Служат для улучшения температурно-вязкостных свойств.
2) Депрессорные – понижают температуру застывания на 10 …30 0С.
3) Противоокислительные – повышают устойчивость против окисления при повышенных температурах.
4) Противокоррозионные.
5) Антинагарные.
6) Противопенные – в системах смазки двигателей.
7) Противозадирные – повышают прочность масляной плёнки при больших нагрузках.
8) Комплексные – для одновременного улучшения нескольких свойств.
В процессе эксплуатации качество масел ухудшается. Отработанное масло подвергают регенерации (восстановлению).
Физические способы регенерации:
1) Отстаивание.
2) Центрифугирование.
3) Фильтрация.
4) Отгон топлива (основан на разнице температур кипения топлива и масла).
Физико-химические способы:
1) Коагуляция – введение в масло веществ, укрупняющих взвешенные частицы, и способствующие выпадению их в осадок (жидкое стекло и кальцинированная сода).
2) Адсорбция – сгущение и уплотнение продуктов старения на поверхности адсорбента, т.е вещества с тонкопористой структурой (активированный уголь, силикагель).
3) Химический способ – заключается в кислотно-щелочной обработке, при которой продукты реакций выпадают в осадок.
Техника безопасности
1) При работе с маслом необходимо применять средства индивидуальной защиты (рукавицы, мази, очки и др.).
2) При вскрытии тары применять неискрящий инструмент.
3) Для пожаротушения использовать распылённую воду, пену, углекислый газ (CO2). Обычную воду применять нельзя.
|
Пластичные смазки
Назначение, состав и способы получения
Смазки представляют собой смеси минеральных масел с загустителями, причём частицы загустителя, сцепляясь, образуют структурный каркас, в ячейках которого удерживаются частички масла. При нормальной температуре, смазки нетекучи и для циркуляционных систем неприменимы. Для изготовления пластичных смазок используют обычно индустриальные масла, в качестве загустителей применяют мыла, реже парафин, церезин, воск, канифоль. В состав могут вводиться также графит и тальк в распыленном состоянии. Получают пластичные смазки перемешиванием составляющих в специальных смесителях. В зависимости от условий работы используют:
2) Универсальные смазки: УН – низкоплавкие (до 650С), УС – среднеплавкие и УТ – тугоплавкие (более 1000С).
3) Специальные смазки применяемые на ж/д транспорте:
1) Смазку УН – вазелин технический для смазки узлов, работающих при нормальной температуре и малых нагрузках.
2) Смазку УС – солидол, применяется при температуре – 25…+650С, для тяговых электродвигателей, узлов автосцепки, шарниров рам токоприёмника и др.
3) Смазку для роликовых подшипников ЛЗ-ЦНИИ;
ЖРО – для узлов трения локомотивов;
1-ЛЗ, ЦИАТИМ-203 – для роликовых подшипников тягового генератора и др. узлов.
4) Графитовую смазку для полозов токоприёмника.
5) Пасту натирочную КП – для предохранения от загрязнения кузовов подвижного состава.
6) Пасты притирочные – для шлифования сопряженных деталей топливной аппаратуры. В состав входят жировые компоненты и абразивные порошки.
7) Состав пропиточный – предназначен для пропитки сальниковых набивок.