Модели взаимодействия государства и бизнеса




Лекция. Взаимодействие государства и бизнеса.

Государство - должно выполнять 3 функции:

1. Ограждать общество от насилия и ограждать от других независимых обществ;

2. Ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, установить хорошее отправления правосудия.

3. Создавать и содержать определённые обественные институты, которые не должны дествовать в интересах отдельных лиц или небольших групп и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.

 

Модели взаимодействия государства и бизнеса

Атомическая модель. Формируется в условиях экономической слабости бизнес сообщества. которая представлена отдельными разрозненными, конкурирующими междку собой структура. Осуществляется государством в зависимости от степени доверия к нему

Одностронее (лидерство, власть) или двусторонее (частное) взаимодействие.

Государство в данной моделе рассматривается как внешняя сила при этом его основной функцией является совместная с бизнесом разработка правил регулирования экономики, разрешения деловых конфилктов, а также мер поддержки национальных производителей на международных рынках.

Асоциированная модель. для кторой характерно ориентация на сотрудничество различных социальных и профессиональных групп с целью обеспечения успешного и стабильного развития национальной экономики.

Государство в этой модели является одним из взаимодействующих субъектов обеспечивающих разработку и соблюдения общих правил. Являюясь важнейшим из социальных экономических институтов и консолидированным работодателем, государство несёт ответственность за развитие гражданского общества и поэтому имеет право выдвигать определённые требования к бизнесу.

 

На практике не одна из моделей взаимодействия не существует в чистом виде. В промышленно развитых странах (высоко развитых) преобладает асоциированная модель в силу установленны и жизнеспособных правил взаимодействий.

В менее развитых (развивающихся) преобладает атомистическая модель, которая со временем при правильном государственном регулировании в сфере предпринимательства преобразуется в другую модель.

Т.о. в рамках двух моделей выделяют 4 формы взаимодействия:

1. "Лидерство власти". Простейшая форма взаимодействия, выступающая как особый экономический ресурс, используемая властными структурами для осуществелнения своих функций, связанных с производством и рапсределения общественных благ, а так же, с созданием инфраструктурных и социальных условий предпренимательской деятельности.

В этом ситуации бизнесс структурам приходится следовать директивам власти, т.к. социальная нагрузка является обязательным условием вхождения в рынок, или одним из способов преодоления административных барьеров.

2. "Лидерство бизнеса". Тоже односторонняя форма. Деюро власть принадлежит органам государственного управления, тогда как дефакто реализуется одной или несколькими крупными капиталлоёмкими структуро-образующими компаниями, где занята болшая часть трудоспособного населения терриротрии их пресутсвия. Подобные компании имеют общегосудартсвенное значение, а руководители регионов или муниципалитетов являются их "ставленниками".

Главной движущийся силой является бизнес, интересы которой лабируются представителями во власти.

3. Частное взимодействие власти и бизнеса. Предпологает совокупности экономических отношений между властными и отдельными разрозненными предпринимательскими структурами, не способными диктовать ни друг другу, ни власти собственные правила игры. В данной форме основными функциями государства являются:

1) создание нормативно-правовой базы;

2) гарантирование соблюдения законов;

3) обеспечение безопасности страны (природной, техногенной тоже);

4) стратегическое планирование;

5) социальное обеспечение и защита.

Однако в условиях дефицита бюджетных ресурсов и поиска дополнительных источников финансирования территорий (фед, рег и) органы власти и управления вступают с бизесом в переговоры (торги - ты мне я тебе) по поводу определения величины общественной нагрузки на доходы бизеса с одной стороны и уровня его государственной защиты и поддержки с другой.

4. Партнёрство власти и бизнеса. Предполагает что органы государственной власти ипредпринимательские структуры осознают важность эффективного взаимодействия. Предствители власти стараются не принуждать бизнес к осуществлению социальных инвестиций, а ведут с ним конструктивный диалог обосновывая необходимость социального инвестирования. При этом в диалог вступают не отдельные предприниматели, а их объединения или асоциации.

Т.о. двухсторонее взаимодействие эволюционирует в многостороннее, появяется институт социального партнёрства.

-----------------------

Социальное партнёрство - это специфический феномен, присущий современным экономическим системам, содержание которого носит многоаспектный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: