Задание по истории для НА-20Ф и НА-20К. Тема: Россия в период правления первых Романовых.




1. Изучить всю информацию.

2. Составить рассказ «Церковный раскол»

Переслать 27 ноября: aptorbeeva@phtt.ru

 

1. Михаил Романов – начало династии

 

После освобождения Москвы от иностранных захватчиков народным ополчением в ноябре 1612 года оставалась проблема формирования центральных органов государственной власти. Такая власть должна была окончательно покончить со Смутой и восстановить порядок в стране. До этого времени всеми управляло правительство переходного периода во главе с руководителями народного ополчения, в состав которого входил князь Дмитрий Пожарский. После многочисленных поисков и обсуждений выбор пал на шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова, который приходился дальним родственником последнему царю из Рюриковичей – Федору Ивановичу, сыну Ивана Грозного. 21 февраля 1613 года в Москве собрался Великий Земский собор и провозгласил царем Михаила Федоровича Романова.

Но сам молодой царь вместе с матерью в это время находился в своей вотчине под Костромой. А поскольку здесь ещё рыскали разрозненные отряды поляков, царю грозила опасность. Они решили найти его и убить, чтобы возвести на престол своего ставленника. Народная молва хранит историю чудесного спасения молодого царя крестьянином Иваном Сусаниным. Зайдя в село Домнино, поляки встретили крестьянина Ивана Сусанина и решили у него выпытать, где пребывает новоизбранный царь. Но Сусанин, смекнув, что поляки хотят погубить молодого государя, не только не сказал им, где он находится, но и повел их в противоположную сторону. По дороге, он сумел отправить предупреждение царю об опасности. Заведя ляхов в непроходимую чащу, Иван Сусанин произнес: «Злодеи! Вот голова моя; делайте со мною, что хотите; кого вы ищете, тот вам не достанется!». После этого, поляки зарубили саблями героя, но сами выбраться из чащи не смогли, и царь был спасен.

21 июля 1613 года, за один день до своего 17-летия, в Успенском соборе Московского кремля Михаил Фёдорович Романов был венчан на царство.

2. Правление царя Михаила Федоровича Романова

Молодой царь в первую очередь озаботился умиротворением государства. Несмотря на то, что Смута вроде закончилась, страну все также терзали шайки казаков, беглых крестьян, литовские и польские отряды, которые действовали больше на свой страх и риск. Постепенно удалось уничтожить большинство из них. Оставались проблемы с «официальными» захватчиками. Шведы все еще удерживали Новгород, а поляки претендовали на московский престол.

Новую страницу в царствовании Михаила Федоровича открыл его отец, митрополит Филарет. Он долгое время удерживался поляками и в 1619 году окончательно вернулся в Москву. Царь очень быстро возвел его в сан московского патриарха с титулом «великий государь». Его влияние на сына было очень значительным. Многие государственные решения принимались только с одобрения патриарха. Подобное двоевластие существовало до смерти Филарета в октябре 1633 года.

Внутренние проблемы государства волновали царя гораздо больше, чем внешние. Царь Михаил знал, что положение России очень ослаблено, поэтому он пытался избегать любых конфликтов и войн с другими странами. Это и было основным направлением его внешней политики.

Страна находилась в глубоком экономическом упадке. Во внутренней политике усилия царя были направлены на подъем экономики и упорядочивание финансов. Были созваны выборные люди из российских городов, которые информировали правительство о состоянии земель и предлагали способы улучшения их положения. За время правления Михаила Романова прошло 12 Земских соборов, которые в значительной мере облегчили работу правительства. В стране началось упорядочивание отношений с казачеством, как со служилым классом.

При Михаиле Федоровиче страна стала более открытой для иностранцев. Начало практиковаться приглашение иноземных ученых, исправление церковных книг. В Москве создается первая правительственная школа.

Михаил Федорович Романов, основатель династии, скончался 13 июля 1645 года, оставив наследника сына - Алексея Михайловича Романова, который и сменил его на престоле.

3. Правление Алексея Михайловича- «Тишайшего» (1645-1676)

Воспитанием будущего наследника престола было возложено на боярина Морозова. Царь стал править страной в 16-летнем возрасте, но хорошее образование и широкий кругозор позволили ему достичь значительных результатов.

Алексей Михайлович получил прозвище «Тишайший», но время, в которое он правил, характеризуется целым рядом экономических, политических и религиозных кризисов. Страну то и дело охватывали волнения, изнурительные войны с Польшей усугубляли положение, поэтому XVII в. в истории России принято называть «бунташным». Однако Алексей Михайлович, так или иначе выводил страну из трудного положения, утверждая «тишину и покой» и оправдывая один из царских титулов «Тишайший».

Начало правления было омрачено последствиями мероприятий, которые боярин Морозов, реально управлявший страной при юном царе, предпринял в области налогообложения. В частности, в 1646 г. был введен налог на соль, из-за которого цены на продукты резко выросли. Это привело к падению покупательной способности населения, а купцы понесли громадные убытки из-за сгнившего продовольствия. В 1648 г. произошел Соляной бунт, во время которого погибли родственники царя.

Социальные волнения сделали очевидной необходимость реформирования правовой системы государства, в частности, кодификации правовых норм. Молодой царь совместно с Земским Собором выработал Соборное Уложение 1649 г.

Алексей Михайлович проводил политику протекционизма, поощряя строительство мануфактур. Были приняты Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) уставы, которые закрепляли особое правовое регулирование деятельности купцов. Эти своды правил обеспечивали их защиту от иностранных конкурентов.

В 1662 г. было принято решение ввести медные деньги, так как золотых и серебряных монет не хватало для растущего оборота на рынках. Однако, дьяки, которые занимались выпуском новых монет, не устояли перед соблазном и начали чеканить деньги из собственной меди. В результате произошла колоссальная инфляция, и снова начались волнения.

В царствование Алексея Михайловича также произошел раскол Русской Православной Церкви. Идейный вдохновитель преобразований — патриарх Никон — выдвигал определенные претензии на власть, объясняя их верховенством власти духовной перед властью светской.

4. Церковный раскол

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря.

Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно. В церковных книгах и обрядов было много разночтений, это подрывало авторитет церкви и государства. Начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила:

◾замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;

◾написание «Иисус» вместо «Исус»;

◾сокращение числа просфор для литургии;

◾во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;

◾движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;

◾в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя » вместо двух.

С точки зрения неверующего человека, это были незначительные изменения. Но для ортодоксально верующих людей это было неслыханным богохульством. А самое опасное заключалось в насильственных методах, которыми Никон насаждал эти изменения.

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном. По всей стране начались выступления старообрядцев, которых возглавил протопоп Аввакум. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь, потом был приговорен к заточению в земляной тюрьме и казнен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: