Основные направления развития модернизации в царствование Екатерины II.




Российская модернизация в XVIII в. от Петра I до Екатерины II.

Модернизация в Европе. Предпосылки и особенности российской модернизации.

Особенности реформ Петра I как первого этапа модернизации.

Основные направления развития модернизации в царствование Екатерины II.

 

Определение понятия. Модернизация как реформы, направленные на «осовременивание». Эталон современности – передовые страны Западной Европы. Для них модернизация означала процесс перехода от традиционного общества к индустриальному (современному для того времени). Первому присущи: аграрно ориентированная экономика, иерархическая сословная социальная структура, абсолютистская форма правления и др. Второе основано на ценностях свободного рынка, гражданского общества, правового и светского государства.

Общие представления о содержании этого процесса дает история стран Западной Европы, вступивших в период модернизации задолго до России. На основании европейского опыта можно выделить составляющие этого процесса и его признаки в различных сферах жизни общества.

1) в экономической сфере: смена преобладающей формы общественного труда (аграрного — индустриальным); формирование рыночной экономики, основанной на свободе индивидуального предпринимательства и конкуренции

2) в социальной сфере: переход от сословного строя, основанного на законодательном закреплении неравенства прав и обязанностей сословий, к так называемому гражданскому обществу, рост социальной мобильности, урбанизация

3) формирование автономно-суверенного индивида — личности;

4) включение широких масс населения в политический процесс, установление политической демократии, формирование правового государства;

5) секуляризация общественного сознания (формирование светских идеалов и ценностей, разрушение религиозной картины мира), появление и развитие научного знания. Идеология гуманизма.

Таким образом, технический прогресс не является основным содержанием этого процесса, всего лишь одной из составляющих, скорее даже результат модернизации. Европейский опыт модернизации отражает европейские условия, которые нигде кроме Европы не могли быть повторены. Поэтому страны, вступившие позже, в других условиях, не могут опираться на него в полной мере.

1. Как стихийный процесс саморазвития общества разворачивалась постепенно в разных областях жизни по мере вызревания внутренних предпосылок – процесс несинхронный, растянутый во времени (отдельные предпосылки уже с XV в., завершение – в XVIII в.). Начиналась не в сфере экономики, а с распространения модернизаторских идей, с перемен в общественном сознании. Разрушение старой средневековой и формирование новой системы ценностей в конце 15-16 веках связано с такими крупными историческими явлениями, как великие географические открытия, Возрождение, Реформация. Возрождение стало рассматривать человека вне его сословной принадлежности, как свободный индивид, ценность которого определяется его личными качествами, а не богатством или знатностью рода. Деятели Возрождения считали, что человек – центр Вселенной. В конце 15 века началась эпоха великих географических открытий. Х. Колумб открыл Америку (1492 г.), Васко да Гама обогнул Африку и пристал к берегам Индии (1498 г.), Ф. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие (1519-1522г.г.). Это способствовало развитию науки, формированию представлений о целостном мире. Но особенно важным было утверждение в ходе Реформации модернизаторских идей. Наиболее последовательно эти идеи отразились в "мирской этике" пуритан. Суть мирской этики пуритан можно свести к следующему: скопидомство, расчетливость, трудолюбие, поклонение богатству и презрение к бедности, бесстрашие и упорство, уверенность человека в своей богоизбранности. Пуританская этика сделала легитимной предпринимательскую деятельность (профессиональное призвание) и тем самым способствовала становлению капитализма. Возрождение и Реформация предшествовали становлению мануфактурного производства. Таким образом, модернизации в странах первого эшелона капиталистического развития (Западная Европа и Северная Америка) органично вытекали из недр старого традиционного общества, осуществление перехода от одной фазы к другой не нарушало преемственности развития, перемены охватывали все сферы общественной жизни. Такой тип модернизации называют органичным.

2. Следствием такого характера модернизации является возможность использовать ресурсы, предоставляемые великими географическими открытиями – эксплуатация колоний. Обеспечили приток труда (рабов) и капитала, накопленного в колониальной торговле, за счет вывоза ценностей и колониальных ресурсов. Для развития индивидуального предпринимательства процесс первоначального накопления капитала играл ключевую роль.

В странах второго и третьего эшелонов капиталистического развития модернизации были неорганичными. Ко второму эшелону относят страны Восточной и Юго-Восточной Европы (в том числе и Россию), а также Японию, Турцию, Грецию, Бразилию, Аргентину, Чили. Эти страны вступили в процесс модернизации позже и не располагали такими благоприятными условиями. Они не могли опираться на ресурсы колоний (Сибирь как колония в начале XVIII в. не могла быть источником дешевой рабочей силы, и первоначального накопления капитала), не располагали временным ресурсом. Модернизации в этих странах начинались под влиянием внешних факторов, а именно: обострение экономической конкуренции и перспектива потери экономической независимости, поражение в войне, военная угроза. Российская модернизация - типичный пример (борьба за статус великой державы, создание мощного ВПК как цель)

Хотя в них были и собственные предпосылки индустриального производства. Но в сравнении со странами Запада они были выражены слабее, а некоторые вовсе отсутствовали. Например, в России еще в XVII в. появлялось крупное мануфактурное производство, основанное на наемном труде. Формировалась система абсолютизма, связанная с рациональной организацией власти и разграничением полномочий. Но идеология модернизации не сложилась - не было ни Возрождения, ни Реформации.

С преобладаем внешних факторов над внутренними предпосылками связан инструментальный характер модернизации. Она выступает как средство достижения, например, внешнеполитических целей - обретение статуса «великой державы», победа в войне, экономическом соревновании и т.д. Как следствие - догоняющий характер модернизации. Нет возможности ждать, когда созреют предпосылки и общество будет готово. Этим определяется выбор методов - часто насильственных. Выбор методов предопределяется и опорой исключительно на внутренние ресурсы. Отсутствие колоний у России, за исключением Сибири, которая не могла стать таким источником накопления как заморские колонии Европы. Отсюда - необходимость мобилизовать усилия и средства населения. Для расширения социальной базы модернизации невозможно опираться только на насилие. Необходима политическая мобилизация масс через пропаганду с помощью идеологического аппарата государства. В XX в. для этого используется многотысячные митинги и демонстрации. Цель пропаганды – подчинить индивид обществу, сориентировать его на труд во имя будущего, на возможность воспользоваться благами модернизации только после её завершения.

Специфика субъекта модернизации. Для стран второго эшелона характерно отсутствие «третьего сословия» (купцов, предпринимателей – буржуа), которые являлись двигателем модернизации на Западе. Как следствие – огромная роль государства, именно оно инициирует, организует. В качестве субъекта выступает политическая элита во главе с носителем верховной власти. Этим объясняется огромная роль личности правителя. Судьба модернизации зависит от личных качеств государя, наличия вокруг него «группы поддержки». Ведущая роль государства в процессах модернизации в свою очередь также влияет на методы – определяет авторитарный, насильственный характер. Роль государства как субъекта предопределяет и цели – доминируют интересы государства, а не людей. Но государственное вмешательство имеет и положительный эффект. В условиях обширных территорий и этноконфессиональной неоднородности населения наличие авторитетной в глазах народа государственной власти способно обеспечить контроль и стабильность, не допустить развала и гражданской войны.

Форсирование темпов приводит к скачкообразности развития, диспропорциям. Темпы перемен в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества не соответствуют друг другу. Одни элементы опережают другие и более или менее сопоставимы с развитыми странами, другие отстают или отсутствуют, например, быстрый экономический рост, обновление производственной технологии могут сочетаться с подавлением демократии или архаичным земледелием, высокий уровень высшего образования и науки может соседствовать с неграмотностью большей части населения и т.д. Как следствие, модернизации неорганичного типа могут сопровождаться значительным ростом социальной напряженности, конфликтов. В этих условиях в качестве стабилизирующего фактора могут выступать сильная государственная власть, специфические традиции и культура народа (трудолюбие, дисциплинированность китайцев, корпоративная солидарность японцев, религиозные представления индуизма, конфуцианства, ислама).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: