Особенности реформ Петра I как первого этапа модернизации.




1. Для начала реформ значительно большую роль играли внешние факторы, чем внутренние предпосылки. Хотя во второй половине XVII в. происходило определенное движение в сторону секуляризации культуры, модернизации армии и гос. аппарата, развития рыночных механизмов в экономике. Толчком к форсированию преобразований стали посещение Петром Европы и знакомство с ее техническими и научными достижениями и задача обретения статуса «великой державы» в войне со Швецией. Как следствие доминирования внешних задач ядром реформ стало создание мощного «военно-промышленного комплекса» - сильной армии, флота и военной промышленности.

2. Авторитарное вмешательство государства во все стороны жизни общества (начиная с предписаний о внешнем виде дворян – бритье бороды, ношение европейского платья, предписываются формы проведения досуга, подробно регламентируется порядок деятельности учреждений: от отдельных регламентов к генеральному регламенту). При отсутствии социальных сил, заинтересованных в реформах, опираются на бюрократию и узкий круг политической элиты – приближенных царя, проводятся силой указа, подкрепленного угрозами. Издано 3314 указов, определивших содержание реформ.

3. Как следствие значения государства в качестве субъекта модернизации – необходимость радикального реформирования самого государственного аппарата. Старая государственная машина не приспособлена к решению новых задач, выполнению новых функций (надзора, учета, мобилизации экономики и населения для решения глобальных задач). Поэтому реформы системы управления государством на всех уровнях – местном и центральном – играют ключевую роль (Сенат вместо Боярской думы, коллегии вместо приказов, создание губернской и уездной администрации, многократные эксперименты с территориальным делением и городским управлением). Увеличение штата чиновников в 9-10 раз.

4. Проведение реформ сверху силами государства требует централизации власти, сосредоточения ее в одних руках, укрепление репрессивного и контрольного аппарата. При Петре приобретает размеры, несравнимые с предшествующим временем (генерал-прокурор как «око государево» с правом ареста сенаторов и прокуроры во всех учреждениях, система фискалов как негласного надзора – создана в 1711 по примеры Швеции, подчиняются Сенату, Тайная канцелярия розыскных дел с 1718, поощрение доносов, Преображенский приказ с правом пыток), армия используется для решения задач гражданского управления (сбор налогов, поддержание порядка и т.д.). Воинский устав определял даже распорядок дня подданных, на деле осуществляя идею полицейского государства.

5. Правовой нигилизм, слабая правовая проработка реформ, пренебрежение законом. Все прежние источники права перестали действовать. Исчез правовой обычай. Единственным источником права страны становится закон (указ), а единственным субъектом законодательства – царь. Высшая судебная власть принадлежала императору – мог отменять судебные решения, сам вершить суд. Законы, как постановления высших органов власти, которые ни в какое время не могут переменяться, отсутствовали. Действовали временные учреждения для текущих дел (уставы, наказы, регламенты) и частные распоряжения, не связанные с другим законодательством. Воинский устав фактически определял уголовное и частично – гражданское право России.

6. Высокий уровень конфликтности как следствие того, что реформы не находят поддержки в традиционном обществе. Противостояние и нежелание учитывать интересы той части общества, которая ориентируется на традиционные ценности (собственноручно отрезает бороды, заставляет своих спутников кусать труп ребенка в анатомичке, публично высмеивает церковь). По выражению Ключевского имеют «вкус слез и цвет крови». Он отмечает, что эффект разрушения превышает созидание – отсюда впечатление революционности. Как следствие, сопротивление реформам выливается в традиционные формы протеста и трансформируется традиционным сознанием (Антихрист, идея подмены царя). 90 тыс. казненных.

7. Некритичное заимствование ценностей, элементов образа жизни чужой культуры. Как следствие – углубление раскола общества, который в свою очередь был порожден высоким уровнем конфликтности.

8. Огосударствление экономики и общественной жизни. Активное внедрение государства в экономику и контроль над ней. Государство превращается в субъект экономической деятельности, чего раньше не было (монополия на торговлю самыми прибыльными товарами, государственные мануфактуры (половина от созданных), превращение черносошных земель и крестьян в государственных, реализация масштабных государственных проектов по строительству городов, дорог, флота и т.д. Государство как корпоративный собственник. Общественная жизнь также регулируется государственными предписаниями.

9. Корпоративны характер общественных отношений не только не уменьшился, но и усилился (купеческие гильдии, цехи для ремесленников, кумпанства), приоритет интересов государства над обществом.

Итоги с точки зрения модернизации:

- в экономике только технические достижения – новые технологии и формы организации труда, а также – расширение сферы индустриального производства. Не созданы условия для развития рыночной экономики, а те, что формировались раньше, были ограничены (крепостной труд вместо наемного, отсутствие условий для свободного предпринимательства и конкуренции, жесткий государственный контроль)

- в социальной сфере единственным каналом мобильности является служба государству («Табель о рангах»), ужесточение сословного строя и сословных границ, закрепощение последних свободных групп населения (даже монахи обязаны служить государству). Усиление корпоративности вместо индивидуализма, никаких элементов гражданского общества не формируется. Урбанизация крайне ограничена (3% податного населения)

- вместо включения масс в политический процесс – окончательное формирование абсолютизма, основанного на бюрократическом регулировании, создание регулярного военно-полицейского государства (по поводу английской вольности: «Вольность здесь неуместна как в стене горох. Надобно знать народ, коим управляешь»). Закрепощение дворянства – пожизненная служба, лишение крепостных права юридического лица и фактическое уравнивание с холопами. Из воинского устава: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет своим государством и землей, яко христианейшей государь, по своей воле и благомнению управлять». Сосредоточение высшей законодательной, судебной, религиозной власти.

- наиболее значительные и радикальные изменения в сфере общественного сознания. Секуляризация культуры, появление светского искусства и науки, развитие светского образования (издание учебной литературы, газеты, ассамблеи, гражданский шрифт, регулярная застройка в городах, каменное гражданское строительство). Но затронули лишь высшие слои общества – очень ограниченный круг. К тому же, ценность личности, гуманизм, индивидуализм как основа новой западной культуры не усвоены.

 

Екатерина II

Продолжение процесса модернизации. На этом этапе перенос модернизаторских идей – гуманизм, рационализм, идея естественных прав человека, общественного блага и т.д. В конце XVII в. выразились в движении Просвещения.

Кант: «просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине…Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим разумом без руководства со стороны кого-то другого». Отсюда – рационализм, вера в разум. В религиозной сфере деизм или атеизм, критика Священного Писания, рациональное объяснение происхождения общества и государства (общественный договор - Локк, Руссо), развитие естественных наук, представление о естественном состоянии человека и необходимости устроить общество на разумных законах.

Екатерина усвоила идеи Просвещения и пыталась воплотить их в жизнь. Наказ Уложенной комиссии на 2/3 заимствован («Дух законов» Монтескье). Развитие тех направлений модернизации, которые не состоялись при Петре I.

1. Идея устройства общества на основе правильных и разумных законов. Участие общества в политической жизни и разработке законов (Уложенная Комиссия 1767 – 1768 гг.), учреждение дворянского самоуправления (выборные предводители дворянства, уездные и губернские дворянские собрания). Проведение губернской реформы с созданием более дееспособной местной власти, отделение судебных и финансовых учреждений от администрации, создание местной полиции. Городское самоуправление (городские собрания избирают городского голову и шестигласную думу). Идея непроизвольности законов и соответствия их истории, условиям жизни и обычаям народа.

2. Признание естественных прав личности. Гарантии прав отдельных сословий (Жалованные грамоты дворянству и городам, 1885 - «Грамота на права, вольности и привилегии благородного сословия», «Грамота на права и выгоды городам Российской империи»). Тем самым формируются элементы гражданского общества, дворяне обретают статус граждан, привилегированные горожане освобождаются от рекрутчины и подушной подати. Попытки смягчить наказания (продолжение моратория на смертную казнь, предложение отказаться от публичных наказаний), случаи осуждения помещиков судом за истязания крестьян (дело Салтычихи).

3. Поддержка принципов свободной рыночной экономики и свободного предпринимательства («Рассуждение о мануфактурах» 1767 г.). Закон спроса и предложения как стихийный регулятор экономики – отказ от государственного регулирования предпринимателей: «нет ничего опаснее, чем захотеть сделать на все регламент», «чем меньше коллегия будет мешаться в их состояние, тем полезнее будет» (ликвидация мануфактур-коллегии в 1779, законы о свободе заведения промышленных предприятий, отмена государственных сборов с мелких предприятий 1775), отмена всех петровских ограничений на право распоряжения недвижимым имуществом (недра, промысловые угодья, порубка ценного леса).

4. Понимание важности образования и просвещения как способа менять нравы и обычаи общества (а не только посредством законов). Воспитание «новой породы людей» через закрытые учебные заведения (интернаты), изменение содержания образования (вместо прикладного технического гуманитарное, передовые принципы европейской педагогики). Разрешение на открытие частных типографий и издание журналов и книг. Сама выступает в роли журналиста («Всякая всячина»), писателя (басни, пьесы для театра, исторические сочинения), историка (работа с историческими источниками), педагога (инструкция по воспитанию Александра и Константина на основе «Мыслей о воспитании» Локка). Увеличение кол-ва школ с 40 (1786) до 315 (1800), а числа учеников с 4,5 тыс. до 19 тыс. (на 26 млн. жителе1 в 1790 г.).

Но противоречивость и непоследовательности действий. Как следствие – иногда негативные оценки. Обвинения в притворстве, стремлении произвести благоприятное впечатление, оставаясь по сути сторонницей крепостничества и самодержавия. Расширение сферы действия крепостного права (раздача государственных имений частным лицам - более 1 млн. душ) и усиление бесправия крепостным (запрет жаловаться на помещиков государю, возобновление права ссылать в Сибирь), усиление неравенства между привилегированным сословием и крепостными (Жалованная грамота – отсутствие морального оправдания права владения крепостными, признание крепостных собственностью помещика). На фоне декларации о необходимости ликвидировать крепостное право как проявление рабства.

Но считала невозможным единовременно отменить его всеобщим законом (земля останется необработанной и начнется смута), предлагала постепенное смягчение (через фиксирование повинностей, оформление договором, закрепление земли во владение). Столкнулась с категорическим нежеланием дворянства отказаться от права владения крепостными и даже требованиями расширить право распоряжаться крепостными и требованиями других сословий дать им такое право (купечество и дворяне в период дебатов в Уложенной комиссии). Также столкнулась с невосприимчивостью общества к либеральным идеям Просвещения (по поводу смягчения наказаний). Страх утратить расположение дворянства как главной опоры трона, особенно в условиях фактической узурпации власти. Невозможность распространить свободу предпринимательства на сельское хозяйство, где господствует крепостное право, конкурентное преимущество дворянства в учреждении частных предприятий (возможность использовать бесплатный труд своих крепостных), преобладание мануфактур некапиталистического типа (вотчинных, посессионных, использующих крепостной труд). Таким образом, императрица, которая, как кажется обладает безграничной свободой действий как самодержица, в действительности ограничена рамками социально-политического строя. Вместе с тем, безусловно расширила рамки модернизации. «Петр I дал России европейское тело, а Екатерина II – европейскую душу», «Петр подвел часовую стрелку российских часов в соответствие с европейским временем, а Екатерина – минутную, но не устранила их отставание в дальнейшем».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: