Политика второго лейбористского правительства.




К началу экономическо­го кризиса у власти в Англии уже несколь­ко месяцев стояло второе лейбористское правительство, сформированное партией, массовую базу которой составляли орга­низованные в профсоюзы рабочие. Увели­чение занятости и оказание помощи без­работным были поэтому для лейбористс­кого правительства важнейшими вопроса­ми экономической политики.

Еще до наступления кризиса прави­тельство образовало специальное мини­стерство «по борьбе с безработицей» во главе с бывшим крупным профсоюзным функционером Дж. Томасом. Борьбу с без­работицей министерство повело в двух направлениях: оно содействовало пересе­лению рабочих из «районов депрессии» в сельскую местность, в менее пострадав­шие промышленные области и в домини­оны, а, кроме того, организовывало обще­ственные работы. Однако в условиях кри­зиса деятельность министерства не дала ощутимых результатов. Переселенческая политика окончилась провалом, посколь­ку работы не было и на новом месте, а средства, ассигнуемые на создание рабо­чих мест, были столь малы, что на каждо­го трудоустроенного безработного прихо­дилось не менее пяти человек, оставших­ся без работы.

В феврале 1930 г. парламент принял закон, несколько улучшивший систему страхования по безработице. Возраст лиц, имеющих право на получение пособия, был снижен до 15 лет, а само пособие под­росткам увеличено. До принятия этого закона человек мог быть лишен пособия, если он не сумел доказать, что на самом деле искал работу; теперь же, лишая без­работного пособия, доказывать его нера­дивость в поисках работы должна была биржа труда. Закон был результатом мас­совой борьбы английских трудящихся, его основные положения отражали (правда, в урезанном виде) лозунги, под которыми Национальное движение безработных проводило в 1929 г. многолюдные демон­страции и митинги во всех крупных горо­дах Англии. [1, c.260]

С углублением экономического кризи­са реальное значение этих мер неуклонно падало. Одновременно возрастало недо­вольство британских предпринимателей политикой лейбористского правительства. Особую их ненависть вызывала система страхования по безработице, которая, по их мнению, мешала безработице стать дей­ственным фактором снижения заработной платы работающих и тем самым подры­вала «социальную и финансовую устойчивость страны». Под давлением справа лейбористский кабинет перешел к политике снижения заработной платы рабочих, в нарушение предвыборных обещаний отказался пересмотреть закон 1927 г. о профсоюзах и восстановить 7-часовой рабочий день для шахтеров. В декабре 1930 г. Была создана правительственная комиссия для выработки рекомендаций по пересмотру системы социального страхования. В ав­густе 1931 г. парламент принял составлен­ный по ее рекомендациям закон о «ненор­мальностях в выдаче страховых сумм».

Права на получение пособия был лишен ряд категорий безработных (сезонные ра­бочие, лица без непрерывного стажа ра­боты, занятые неполный рабочий день, замужние женщины и др.), а общая «эко­номия» должна была составить около 5 млн. ф. ст.

Одним из обещаний лейбористов, обеспечивших им поддержку избирателей в 1929 г., было восстановление диплома­тических отношений с СССР..

Лейбористский кабинет попытался добиться от Советского прави­тельства предварительных уступок (в ча­стности, в вопросе о долгах царского и временного правительств), но позиция СССР была твердой: расширение торгов­ли возможно лишь на основе безусловно­го и полного восстановления дипломати­ческих отношений. 3 октября 1929 г. был подписан протокол о возобновлении дип­ломатических отношений между СССР и Англией, а в апреле следующего года - временное торговое соглашение.

В то же время британские правящие круги не могли не учитывать изменений, происшедших в доминионах Англии и в их о тношениях с метрополией. Резко воз­росший экономический потенциал Кана­ды, Австралии и Южно-Африканского Союза позволил им добиться большей политической самостоятельности. В 1931 г. английский парламент принял так называемый Вестминстерский статут, по которому издаваемые в Англии законы перестали быть обязательными для доми­нионов, а законы, принятые парламента­ми доминионов, более не подлежали ут­верждению в метрополи и. С этого време­ни в политическом лексиконе Лондона все чаще начал применяться термин «Британ­ское содружество наций». Идя на некото­рые уступки доминионам, правящие кру­ги Англии стремились добиться сохране­ния имперских позиций. [1, c.261]

 

Образование и деятельность «наци­онального правительства»

Весной 1931 г. стало быстро ухудшаться финансо­вое положение Англии. Углубление эконо­мического кризиса и неустойчивое поло­жение фунта стерлингов побуждали ино­странных держателей краткосрочных вкладов в банках лондонского Сити изы­мать их для перевода в более прочную ва­люту. Началось «бегство от фунта». Золо­той запас страны таял. Банки забили тре­вогу, стремясь подтолкнуть лейбористское правительство к решительным мерам.

В марте 1931 г. правительство создало специальную комиссию по «национальной экономии» во главе с крупным банкиром Дж. Мэем. Пять месяцев спустя комиссия представила итоговый доклад, который предрекал рост дефицита государственно­го бюджета до 120 млн. ф. ст. и предлагал покрыть его экономией на пособиях по безработице и на жаловании государствен­ных служащих. Позицию британских бан­киров поддержал и федеральный резерв­ный банк в Нью-Йорке, который потребо­вал в качестве гарантии для предоставле­ния очередного займа проведения мер по экономии в духе плана Мэя. [1, c.261]

23 августа 1931 г. при обсуждении воп­роса о снижении на 10 % пособий безра­ботным лейбористский кабинет расколол­ся: за эту меру выступило 11 его членов, включая премьер-министра, против - 10. Макдональд заявил об отставке правитель­ства. Впервые в мирных условиях было сформировано коалиционное правитель­ство, получившее название «национально­го». В него вошли сторонники Макдональ­да среди лейбористов, а также консер­ваторы и либералы.

Новое руководство Лейбористской партии во главе с А. Гендерсоном, пере­сев на скамьи оппозиции, поспешило от­межеваться от своих бывших лидеров. Во многом эта позиция была занята под вли­янием левого крыла лейбористов. На кон­ференции лейбористов Макдональд и его сторонники были объявлены ренегатами и исключены из партии. Но, пытаясь тем самым спасти престиж Лейбористской партии в массах, Гендерсон, Клайне и другие руководители удерживали рабо­чих от активной борьбы за отставку «на­ционального правительств», убеждая их в том, что единственный путь к победе — голосовать на парламентских выборах за лейбористов.

По числу завоеванных депутатских мест лейбористов обошли даже либералы, получившие 72 мандата. Но главная побе­да досталась консерваторам, участвовав­шим в выборах в коалиции с национал-лейбористами и национал-либералами. «Национальная коалиция» собрала на вы­борах около 14,5 млн. голосов и получила 497 депутатских мандатов, причем льви­ная их доля (472 места) принадлежала кон­серваторам. Новое «национальное прави­тельство» опять возглавил Макдональд, окончательно превратившийся в ширму для консерваторов.

Еще до октябрьских выборов «нацио­нальное правительство» приступило к ре­ализации предложений комиссии Мэя. Пособия безработным были сокращены на 10 %, а в ноябре 1931 г. был введен в дей­ствие новый закон о «проверке нуждаемос­ти», запрещавший выдачу пособий тем безработным, кто находился на иждивении своей семьи.

В сентябре 1931 г. было проведено со ­кращение жалованья государственным служащим, прежде всего учителям и во­енным морякам. Снижение жалованья проводилось под лозунгом «равенства жертв». Но истинный характер такого «ра­венства» наглядно обнаружился в том, что жалованье офицерскому составу военно-морского флота Адмиралтейство намере­валось сократить на 5 %, а рядовым мат­росам - на 25 %. В ответ на это в сентябре 1931 г. моряки военной эскадры, стоявшей в шотландском порту Инвергордон, отка­зались подчиниться приказу о выходе в море. Макдональд лично прибыл туда и вел переговоры с матросами, но даже это не помогло, - пришлось согласиться на их требование о том, что ни одному военнос­лужащему жалованье не будет сокращено более чем на 10%. [1, c.262]

Другой важной мерой «национально­го правительства» стала отмена в 1931 г. золотого стандарта фунта стерлингов. Хотя Сноуден утверждал, что это лишь временная мера, призванная спасти быст­ро тающий золотой запас страны, будущее показало, что вернуться к золотой валюте Англия уже не смогла. Курс фунта начал падать и через полгода стабилизировался примерно на уровне 2/3 прежнего парите­та. В 1931-1932 гг. парламент принял ряд законов об обложении таможенными по­шлинами в размере не менее 10 % стоимо­сти всех видов, ввозимых в Англию товаров. Внутренний рынок страны был ог­ражден от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на развитии английской промышленности и позволило несколько улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта.

Переходя к протекционизму, английс­кий бизнес рассчитывал сохранить систе­му свободной торговли внутри Британс­кой империи. Однако на состоявшейся в августе 1932 г. имперской конференции в Оттаве доминионы согласились лишь на небольшое взаимное снижение таможен­ных тарифов, получившее название сис­темы имперских преференций, т.е. пред­почтительных пошлин.

Правительственная «экономия» на жизненном уровне населения своей стра­ны, использование огромных ресурсов колониальной империи, усиление государ­ственного вмешательства в экономику - все эти меры позволили Англии к 1934 г. выйти из полосы экономического кризи­са. Но эти меры не решали более глубо­ких проблем: структурной перестройки и развития инфраструктуры, модернизации оборудования и ускорения темпов роста. [1, c.263]

Рабочее движение

К началу 30-х го­дов организованное рабочее движение в Великобритании обладало уже долгой ис­торией, богатым опытом и традициями.

Это, прежде всего, относится к профсоюз­ному движению, которое вышло на обще­национальный уровень еще в 1868 г. с со­зданием Британского конгресса тред-юнионов (БКТ).

Особенностью развития британского профсоюзного движения в межвоенный период было сохранение его единства. Как левые, так и правые течения внутри проф­союзов предпочитали не доводить разно­гласия до разрыва. В Англии, в отличие от Франции, Германии и многих других стран Европы, практически не предпринимались попытки создания альтернативных левых тред-юнионов, ориентированных на Крас­ный Интернационал профсоюзов. Более того, большинство левых общественно политических организаций либо возника­ли внутри профсоюзного движения, либо стремились установить с ним связи, но, в любом случае, от взаимоотношений с тред-юнионами зависели перспективы их развития.

Поражение всеобщей стачки 1926 г. нанесло тяжелый урон английским проф­союзам и особенно левым силам в рабо­чем движении. Однако к началу 30-х го­дов этот спад уже был в основном преодо­лен. В годы экономического кризиса ра­бочее движение в Англии достигло боль­шого размаха. Ежегодно в стачках участво­вали сотни тысяч рабочих. Численность тред-юнионов оставалась в пределах 4,5 млн. человек, но внутри профсоюзов усиливалась тяга к единству, крепло левое крыло. Многие местные отделения проф­союзов активно поддержали развернувше­еся с осени 1930 г. движение за «Рабочую хартию». Этот документ был разработан компартией совместно с Движением мень­шинства и содержал требования общена­ционального минимума заработной платы, введения 7-часового рабочего дня, отме­ны антипрофсоюзного закона 1927 г., по­вышения пособий и т.п. Борьба за «Рабо­чую хартию» сплачивала рабочих.

С началом кризиса в стране разверну­лось массовое движение безработных. Весной 1930 г. Национальное движение безработных организовало первый голод­ный поход на Лондон. В октябре 1932 г. участников очередного голодного похода безработных в Лондоне встречали 150 тыс. рабочих. Массовую поддержку получил и третий голодный поход в январе 1934 г. Отличительными чертами выступлений безработных были сплоченность и орга­низованность. Нередкими были и столк­новения с полицией, нападавшей на мир­ные демонстрации безработных. [1, c.263]

 

 

«Общая теория» Дж. Кейнса

Успешнее других экономистов задачу подведения теорети­ческого фундамента под практику государ­ственного регулирования удалось решить в то время английскому ученому, либера­лу по своим политическим взглядам, Джо­ну Мейнарду Кейнсу, главная работа ко­торого - «Общая теория занятости, про­цента и денег» - впервые увидела свет в 1936 г. В центре внимания Кейнса - про­блема занятости. И это не случайно: в те­чение всего десятилетия, предшествовав­шего кризису, безработица в Англии не опускалась ниже уровня 10%, став хро­нической. Подобное же положение суще­ствовало в 20-е годы и в других странах капитализма. В период мирового экономи­ческого кризиса безработица достигла не­виданных размеров, и с наступлением фазы депрессии ее рассасывание шло крайне медленно.

Классическая политэкономическая те­ория «саморегулирования» предполагала автоматический возврат производства к «нормальному» уровню полной занятос­ти при любых временных отклонениях и потому была бессильна объяснить хрони­ческий характер безработицы. Кейнс ре­шил прежде всего выяснить, какие факто­ры определяют уровень занятости. Свой анализ он сознательно ограничил рамка­ми национальной экономики, абстрагиро­вавшись от связей ее с мировым рынком, и отказался от рассмотрения долговремен­ных факторов (совершенствование техно­логии, изменение демографической ситу­ации и т.п.).

Исходные посылки Кейнса полностью соответствовали традиционной методоло­гии: он исходил из того, что уровень заня­тости находится в зависимости от разме­ров производства, а последние целиком совпадают с размерами национального дохода (ибо все, что произведено, может быть потреблено). Национальный доход тратится на потребление населения и капиталовложения, осуществляемые пред­принимателями. Для обозначения этих реальных затрат Кейнс вводит собствен­ный термин «эффективный спрос». Имен­но такой спрос, по его мнению, определя­ет в конечном итоге уровень занятости.

Для объяснения длительного отклоне­ния капиталистической экономики от «нормального» состояния Кейнс ввел по­нятие «равновесие». Ситуация равновесия в экономике, по его мнению, наступает в том случае, когда устанавливается равно­весие двух главных для него переменных: размера капиталовложений предпринима­телей и размера накоплений потребителей; Кейнс указывал на два возможных вари­анта отклонения хозяйства от «счастливо­го равновесия» полной занятости. В слу­чае снижения деловой активности и сокра­щения инвестиций экономика «переохлаж­дается», и равновесие наступает ниже уровня полной занятости - возникает хро­ническая безработица. В обратном случае экономика «перегревается» и, поскольку после достижения полной занятости ре­зерв рабочей силы оказывается исчерпан­ным, дальнейший рост национального дохода выражается не в увеличении мас­сы товаров, а в росте цен на них. Установ­ление равновесия в такой ситуации сопро­вождается хронической инфляцией. Зада­ча, следовательно, сводится к тому, чтобы с помощью некоей внешней силы целенап­равленно нарушать равновесие, «подогре­вая» или «охлаждая» экономику, возвра­щать ее к оптимальному состоянию пол­ной занятости. [1, c.282]

Единственную силу, способную доста­точно эффективно осуществить благо­творное вмешательство, избавляющее хозяйство как от инфляции, так и от безра­ботицы, Кейнс видел в государстве. Глав­ный вывод его теоретических построений заключался в том, что для обеспечения стабильности экономики государство дол­жно навсегда отказаться от роли нейтраль­ного наблюдателя, «ночного сторожа», и оказывать постоянное воздействие на «эф­фективный спрос», изменяя его в нужном направлении. «Общая теория» Дж. Кейнса предлага­ла довольно ограниченный набор средств, при помощи которых государство может регулировать «эффективный спрос». Два из них непосредственно связаны с кейн­сианской трактовкой этого термина. Во - первых, стимулирование или затруднение инвестиций предпринимателей. Основной рекомендованный Кейнсом метод - госу­дарственное манипулирование уровнем банковского процента, причем ни в коем случае не законодательное фиксирование его, а воздействие на него путем финан­совых операций с государственными цен­ными бумагами. Во-вторых, стимулирова­ние или затруднение роста потребления.

Наилучшие результаты здесь, как счи­тал Кейнс, может дать гибкая налоговая политика, т.е. регулирование перерасп­ределения доходов через государствен­ный бюджет.

Оба эти средства действуют довольно медленно, и Кейнс не мог этого не при­знать. В условиях кризиса такой недоста­ток лишал их эффективности и превра­щался в серьезную опасность. Учитывая это, Кейнс уделил особое внимание тре­тьему из предложенных им средств: при невозможности быстро увеличить частные капиталовложения государство само дол­жно в широких масштабах осуществлять инвестиции в экономику. Лучшим спосо­бом расходования государственных средств в периоды спада он считал орга­низацию общественных работ, хотя не от­вергал и других вариантов.

Практика «дефицитного финансирования» государственных расхо­дов получила широкое распространение в социально-экономической политике пос­ле второй мировой войны.

Экономический кризис 1937 - ­1938 гг. и его последствия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: