К началу экономического кризиса у власти в Англии уже несколько месяцев стояло второе лейбористское правительство, сформированное партией, массовую базу которой составляли организованные в профсоюзы рабочие. Увеличение занятости и оказание помощи безработным были поэтому для лейбористского правительства важнейшими вопросами экономической политики.
Еще до наступления кризиса правительство образовало специальное министерство «по борьбе с безработицей» во главе с бывшим крупным профсоюзным функционером Дж. Томасом. Борьбу с безработицей министерство повело в двух направлениях: оно содействовало переселению рабочих из «районов депрессии» в сельскую местность, в менее пострадавшие промышленные области и в доминионы, а, кроме того, организовывало общественные работы. Однако в условиях кризиса деятельность министерства не дала ощутимых результатов. Переселенческая политика окончилась провалом, поскольку работы не было и на новом месте, а средства, ассигнуемые на создание рабочих мест, были столь малы, что на каждого трудоустроенного безработного приходилось не менее пяти человек, оставшихся без работы.
В феврале 1930 г. парламент принял закон, несколько улучшивший систему страхования по безработице. Возраст лиц, имеющих право на получение пособия, был снижен до 15 лет, а само пособие подросткам увеличено. До принятия этого закона человек мог быть лишен пособия, если он не сумел доказать, что на самом деле искал работу; теперь же, лишая безработного пособия, доказывать его нерадивость в поисках работы должна была биржа труда. Закон был результатом массовой борьбы английских трудящихся, его основные положения отражали (правда, в урезанном виде) лозунги, под которыми Национальное движение безработных проводило в 1929 г. многолюдные демонстрации и митинги во всех крупных городах Англии. [1, c.260]
С углублением экономического кризиса реальное значение этих мер неуклонно падало. Одновременно возрастало недовольство британских предпринимателей политикой лейбористского правительства. Особую их ненависть вызывала система страхования по безработице, которая, по их мнению, мешала безработице стать действенным фактором снижения заработной платы работающих и тем самым подрывала «социальную и финансовую устойчивость страны». Под давлением справа лейбористский кабинет перешел к политике снижения заработной платы рабочих, в нарушение предвыборных обещаний отказался пересмотреть закон 1927 г. о профсоюзах и восстановить 7-часовой рабочий день для шахтеров. В декабре 1930 г. Была создана правительственная комиссия для выработки рекомендаций по пересмотру системы социального страхования. В августе 1931 г. парламент принял составленный по ее рекомендациям закон о «ненормальностях в выдаче страховых сумм».
Права на получение пособия был лишен ряд категорий безработных (сезонные рабочие, лица без непрерывного стажа работы, занятые неполный рабочий день, замужние женщины и др.), а общая «экономия» должна была составить около 5 млн. ф. ст.
Одним из обещаний лейбористов, обеспечивших им поддержку избирателей в 1929 г., было восстановление дипломатических отношений с СССР..
Лейбористский кабинет попытался добиться от Советского правительства предварительных уступок (в частности, в вопросе о долгах царского и временного правительств), но позиция СССР была твердой: расширение торговли возможно лишь на основе безусловного и полного восстановления дипломатических отношений. 3 октября 1929 г. был подписан протокол о возобновлении дипломатических отношений между СССР и Англией, а в апреле следующего года - временное торговое соглашение.
В то же время британские правящие круги не могли не учитывать изменений, происшедших в доминионах Англии и в их о тношениях с метрополией. Резко возросший экономический потенциал Канады, Австралии и Южно-Африканского Союза позволил им добиться большей политической самостоятельности. В 1931 г. английский парламент принял так называемый Вестминстерский статут, по которому издаваемые в Англии законы перестали быть обязательными для доминионов, а законы, принятые парламентами доминионов, более не подлежали утверждению в метрополи и. С этого времени в политическом лексиконе Лондона все чаще начал применяться термин «Британское содружество наций». Идя на некоторые уступки доминионам, правящие круги Англии стремились добиться сохранения имперских позиций. [1, c.261]
Образование и деятельность «национального правительства»
Весной 1931 г. стало быстро ухудшаться финансовое положение Англии. Углубление экономического кризиса и неустойчивое положение фунта стерлингов побуждали иностранных держателей краткосрочных вкладов в банках лондонского Сити изымать их для перевода в более прочную валюту. Началось «бегство от фунта». Золотой запас страны таял. Банки забили тревогу, стремясь подтолкнуть лейбористское правительство к решительным мерам.
В марте 1931 г. правительство создало специальную комиссию по «национальной экономии» во главе с крупным банкиром Дж. Мэем. Пять месяцев спустя комиссия представила итоговый доклад, который предрекал рост дефицита государственного бюджета до 120 млн. ф. ст. и предлагал покрыть его экономией на пособиях по безработице и на жаловании государственных служащих. Позицию британских банкиров поддержал и федеральный резервный банк в Нью-Йорке, который потребовал в качестве гарантии для предоставления очередного займа проведения мер по экономии в духе плана Мэя. [1, c.261]
23 августа 1931 г. при обсуждении вопроса о снижении на 10 % пособий безработным лейбористский кабинет раскололся: за эту меру выступило 11 его членов, включая премьер-министра, против - 10. Макдональд заявил об отставке правительства. Впервые в мирных условиях было сформировано коалиционное правительство, получившее название «национального». В него вошли сторонники Макдональда среди лейбористов, а также консерваторы и либералы.
Новое руководство Лейбористской партии во главе с А. Гендерсоном, пересев на скамьи оппозиции, поспешило отмежеваться от своих бывших лидеров. Во многом эта позиция была занята под влиянием левого крыла лейбористов. На конференции лейбористов Макдональд и его сторонники были объявлены ренегатами и исключены из партии. Но, пытаясь тем самым спасти престиж Лейбористской партии в массах, Гендерсон, Клайне и другие руководители удерживали рабочих от активной борьбы за отставку «национального правительств», убеждая их в том, что единственный путь к победе — голосовать на парламентских выборах за лейбористов.
По числу завоеванных депутатских мест лейбористов обошли даже либералы, получившие 72 мандата. Но главная победа досталась консерваторам, участвовавшим в выборах в коалиции с национал-лейбористами и национал-либералами. «Национальная коалиция» собрала на выборах около 14,5 млн. голосов и получила 497 депутатских мандатов, причем львиная их доля (472 места) принадлежала консерваторам. Новое «национальное правительство» опять возглавил Макдональд, окончательно превратившийся в ширму для консерваторов.
Еще до октябрьских выборов «национальное правительство» приступило к реализации предложений комиссии Мэя. Пособия безработным были сокращены на 10 %, а в ноябре 1931 г. был введен в действие новый закон о «проверке нуждаемости», запрещавший выдачу пособий тем безработным, кто находился на иждивении своей семьи.
В сентябре 1931 г. было проведено со кращение жалованья государственным служащим, прежде всего учителям и военным морякам. Снижение жалованья проводилось под лозунгом «равенства жертв». Но истинный характер такого «равенства» наглядно обнаружился в том, что жалованье офицерскому составу военно-морского флота Адмиралтейство намеревалось сократить на 5 %, а рядовым матросам - на 25 %. В ответ на это в сентябре 1931 г. моряки военной эскадры, стоявшей в шотландском порту Инвергордон, отказались подчиниться приказу о выходе в море. Макдональд лично прибыл туда и вел переговоры с матросами, но даже это не помогло, - пришлось согласиться на их требование о том, что ни одному военнослужащему жалованье не будет сокращено более чем на 10%. [1, c.262]
Другой важной мерой «национального правительства» стала отмена в 1931 г. золотого стандарта фунта стерлингов. Хотя Сноуден утверждал, что это лишь временная мера, призванная спасти быстро тающий золотой запас страны, будущее показало, что вернуться к золотой валюте Англия уже не смогла. Курс фунта начал падать и через полгода стабилизировался примерно на уровне 2/3 прежнего паритета. В 1931-1932 гг. парламент принял ряд законов об обложении таможенными пошлинами в размере не менее 10 % стоимости всех видов, ввозимых в Англию товаров. Внутренний рынок страны был огражден от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на развитии английской промышленности и позволило несколько улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта.
Переходя к протекционизму, английский бизнес рассчитывал сохранить систему свободной торговли внутри Британской империи. Однако на состоявшейся в августе 1932 г. имперской конференции в Оттаве доминионы согласились лишь на небольшое взаимное снижение таможенных тарифов, получившее название системы имперских преференций, т.е. предпочтительных пошлин.
Правительственная «экономия» на жизненном уровне населения своей страны, использование огромных ресурсов колониальной империи, усиление государственного вмешательства в экономику - все эти меры позволили Англии к 1934 г. выйти из полосы экономического кризиса. Но эти меры не решали более глубоких проблем: структурной перестройки и развития инфраструктуры, модернизации оборудования и ускорения темпов роста. [1, c.263]
Рабочее движение
К началу 30-х годов организованное рабочее движение в Великобритании обладало уже долгой историей, богатым опытом и традициями.
Это, прежде всего, относится к профсоюзному движению, которое вышло на общенациональный уровень еще в 1868 г. с созданием Британского конгресса тред-юнионов (БКТ).
Особенностью развития британского профсоюзного движения в межвоенный период было сохранение его единства. Как левые, так и правые течения внутри профсоюзов предпочитали не доводить разногласия до разрыва. В Англии, в отличие от Франции, Германии и многих других стран Европы, практически не предпринимались попытки создания альтернативных левых тред-юнионов, ориентированных на Красный Интернационал профсоюзов. Более того, большинство левых общественно политических организаций либо возникали внутри профсоюзного движения, либо стремились установить с ним связи, но, в любом случае, от взаимоотношений с тред-юнионами зависели перспективы их развития.
Поражение всеобщей стачки 1926 г. нанесло тяжелый урон английским профсоюзам и особенно левым силам в рабочем движении. Однако к началу 30-х годов этот спад уже был в основном преодолен. В годы экономического кризиса рабочее движение в Англии достигло большого размаха. Ежегодно в стачках участвовали сотни тысяч рабочих. Численность тред-юнионов оставалась в пределах 4,5 млн. человек, но внутри профсоюзов усиливалась тяга к единству, крепло левое крыло. Многие местные отделения профсоюзов активно поддержали развернувшееся с осени 1930 г. движение за «Рабочую хартию». Этот документ был разработан компартией совместно с Движением меньшинства и содержал требования общенационального минимума заработной платы, введения 7-часового рабочего дня, отмены антипрофсоюзного закона 1927 г., повышения пособий и т.п. Борьба за «Рабочую хартию» сплачивала рабочих.
С началом кризиса в стране развернулось массовое движение безработных. Весной 1930 г. Национальное движение безработных организовало первый голодный поход на Лондон. В октябре 1932 г. участников очередного голодного похода безработных в Лондоне встречали 150 тыс. рабочих. Массовую поддержку получил и третий голодный поход в январе 1934 г. Отличительными чертами выступлений безработных были сплоченность и организованность. Нередкими были и столкновения с полицией, нападавшей на мирные демонстрации безработных. [1, c.263]
«Общая теория» Дж. Кейнса
Успешнее других экономистов задачу подведения теоретического фундамента под практику государственного регулирования удалось решить в то время английскому ученому, либералу по своим политическим взглядам, Джону Мейнарду Кейнсу, главная работа которого - «Общая теория занятости, процента и денег» - впервые увидела свет в 1936 г. В центре внимания Кейнса - проблема занятости. И это не случайно: в течение всего десятилетия, предшествовавшего кризису, безработица в Англии не опускалась ниже уровня 10%, став хронической. Подобное же положение существовало в 20-е годы и в других странах капитализма. В период мирового экономического кризиса безработица достигла невиданных размеров, и с наступлением фазы депрессии ее рассасывание шло крайне медленно.
Классическая политэкономическая теория «саморегулирования» предполагала автоматический возврат производства к «нормальному» уровню полной занятости при любых временных отклонениях и потому была бессильна объяснить хронический характер безработицы. Кейнс решил прежде всего выяснить, какие факторы определяют уровень занятости. Свой анализ он сознательно ограничил рамками национальной экономики, абстрагировавшись от связей ее с мировым рынком, и отказался от рассмотрения долговременных факторов (совершенствование технологии, изменение демографической ситуации и т.п.).
Исходные посылки Кейнса полностью соответствовали традиционной методологии: он исходил из того, что уровень занятости находится в зависимости от размеров производства, а последние целиком совпадают с размерами национального дохода (ибо все, что произведено, может быть потреблено). Национальный доход тратится на потребление населения и капиталовложения, осуществляемые предпринимателями. Для обозначения этих реальных затрат Кейнс вводит собственный термин «эффективный спрос». Именно такой спрос, по его мнению, определяет в конечном итоге уровень занятости.
Для объяснения длительного отклонения капиталистической экономики от «нормального» состояния Кейнс ввел понятие «равновесие». Ситуация равновесия в экономике, по его мнению, наступает в том случае, когда устанавливается равновесие двух главных для него переменных: размера капиталовложений предпринимателей и размера накоплений потребителей; Кейнс указывал на два возможных варианта отклонения хозяйства от «счастливого равновесия» полной занятости. В случае снижения деловой активности и сокращения инвестиций экономика «переохлаждается», и равновесие наступает ниже уровня полной занятости - возникает хроническая безработица. В обратном случае экономика «перегревается» и, поскольку после достижения полной занятости резерв рабочей силы оказывается исчерпанным, дальнейший рост национального дохода выражается не в увеличении массы товаров, а в росте цен на них. Установление равновесия в такой ситуации сопровождается хронической инфляцией. Задача, следовательно, сводится к тому, чтобы с помощью некоей внешней силы целенаправленно нарушать равновесие, «подогревая» или «охлаждая» экономику, возвращать ее к оптимальному состоянию полной занятости. [1, c.282]
Единственную силу, способную достаточно эффективно осуществить благотворное вмешательство, избавляющее хозяйство как от инфляции, так и от безработицы, Кейнс видел в государстве. Главный вывод его теоретических построений заключался в том, что для обеспечения стабильности экономики государство должно навсегда отказаться от роли нейтрального наблюдателя, «ночного сторожа», и оказывать постоянное воздействие на «эффективный спрос», изменяя его в нужном направлении. «Общая теория» Дж. Кейнса предлагала довольно ограниченный набор средств, при помощи которых государство может регулировать «эффективный спрос». Два из них непосредственно связаны с кейнсианской трактовкой этого термина. Во - первых, стимулирование или затруднение инвестиций предпринимателей. Основной рекомендованный Кейнсом метод - государственное манипулирование уровнем банковского процента, причем ни в коем случае не законодательное фиксирование его, а воздействие на него путем финансовых операций с государственными ценными бумагами. Во-вторых, стимулирование или затруднение роста потребления.
Наилучшие результаты здесь, как считал Кейнс, может дать гибкая налоговая политика, т.е. регулирование перераспределения доходов через государственный бюджет.
Оба эти средства действуют довольно медленно, и Кейнс не мог этого не признать. В условиях кризиса такой недостаток лишал их эффективности и превращался в серьезную опасность. Учитывая это, Кейнс уделил особое внимание третьему из предложенных им средств: при невозможности быстро увеличить частные капиталовложения государство само должно в широких масштабах осуществлять инвестиции в экономику. Лучшим способом расходования государственных средств в периоды спада он считал организацию общественных работ, хотя не отвергал и других вариантов.
Практика «дефицитного финансирования» государственных расходов получила широкое распространение в социально-экономической политике после второй мировой войны.
Экономический кризис 1937 - 1938 гг. и его последствия