Психолого-педагогическое просвещение населения




Психолого-педагогическое просвещение играет важнейшую роль в процессах социализации и воспитания подрастающего поколения. Просветительская деятельность населения осуществляется по педагогическому и психологическому направлениям, которые являются тесно взаимосвязанными и взаимообусловленными, при этом имеющими свою специфику.

Педагогическое направление является традиционным для взаимодействия педагогов образовательных учреждений и родителей и предусматривает ознакомление родителей и других членов семьи с основами теории и технологии воспитания, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии. Необходимой задачей педагогического просвещения является осуществление пропаганды научно-педагогических знаний среди широких кругов населения.

Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации). Выделяют следующие формы педагогического просвещения.

1. Традиционные: родительские собрания, лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты, дни «открытых дверей».

2. Нетрадиционные: деловые игры, регламентированные дискуссии, обмен родительским опытом и т.п.

Психологическое направление просвещения – раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок по отношению к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Психологическое просвещение является основным способом и одновременно одной из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Оно направлено на повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Психологическое просвещение выполняет такие задачи, как:

1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);

2) информирование населения по вопросам психологического знания;

3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

4) профилактика дидактогений как негативных психических состояний учащихся, вызванных нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя).

И.В. Дубровина видит смысл психологического просвещения в следующем: знакомить педагогов с различными отраслями психологии – педагогической, социальной, возрастной, а учащихся – с основами самовоспитания; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их как у педагогов, так и у детей.

Формами психологического просвещения являются индивидуальные и групповые беседы, консультации, публичные лекции, «круглые столы», конференции, семинары, тематические КВН.

К средствам психологического просвещения относятся вербальные (монологические и диалогические выступления перед аудиторией), публицистические (публикации в печатных и электронных средствах массовой информации), наглядные (использование плакатов, буклетов, памятки), технические (выступление по радио, на телевидении), интерактивные.

Важнейшим результатом психолого-педагогического просвещения является формирование психолого-педагогической культуры населения, подготовка членов семьи к успешному выполнению обязанностей воспитателя.

Составляющими психолого-педагогической культуры являются специальные знания, родительские уме­ния (конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностиче­ские, проектировочные) и психологические позиции (целеполагание, определенный уровень развития интеллектуальной, эмоциональной сферы, психологическая способность к управлению и саморегуляции эмоций и поведения).

К структурным компонентам психолого-педагогической куль­туры следует отнести деятельность родителей и детей; их отно­шения; организационно-педагогическое воздействие (научное про­свещение, обучение).

Важный компонент психолого-педагогической культуры родителей – их педагогическая подготовленность как сумма знаний (психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых) и навыков по воспитанию детей. Психолого-педагогическая подготовленность родителей связа­на с их отношением к воспитанию, с их практической деятельностью в этом направлении и делится на конструктивную, организаторскую и коммуникативную.

Конструктивная включает в себя определение цели воспитания, выбор его методов и форм, составление плана собственной деятель­ности по воспитанию. Организаторская реализует конструктивную на практике состоит из организации жизни и занятий детей (режим, труд, спорт), своей собственной деятельности и отдыха. Коммуникативная деятельность включает в себя установление оптимальных отношений между членами семьи и окружающими людьми. Взаимодействие всех видов психолого-педагогической деятель­ности обуславливает педагогическое мастерство, которым должен владеть каждый родитель.

Повышение уровня психолого-педагогической культуры семьи связано с личностью учителя, с его педагогической и методической подготовкой к работе с родителями. Большое значение имеет взаимное доверие учителя и родителей, находящее выражение в характере и насыщенности общения, в информировании друг друга и открытости.

Успешное усвоение родителями психологических и педагогических знаний, умелое использование их на практике достигается при условии взаимосвязи педагогического просвещения и самообразования. Педагогическая организация в стимулировании к самовоспитанию и самообразованию родителей опирается на общие принципы дидактики и предполагает углубленное изучение вопросов воспитания, интересующих родителей, расширение творческих знаний в области семейного воспитания. Стимулируя самовоспитание и самообразование родите­лей, учитель ставит перед собой следующие задачи:

- определить уровень педагогических и психологических знаний родителей;

- выявить наличие педагогической и психологической литературы в семейной библиотеке;

· изучить возможности для самообразования родителей в условиях семьи;

· психологически настроить родителей на необходимость педагоги­ческого самообразования, совершенствования уровня теоретичес­кой и практической подготовленности к воспитанию детей;

· побуждать у родителей интерес и потребность к чтению, особенно психолого-педагогической литературы;

· систематически направлять и корректировать самообразование и самовоспитание родителей.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей происхо­дит в процессе воспитания детей, активного участия в нем всей семьи. Наиболее эффективно психолого-педагогическая культу­ра формируется в преемственности опыта поколений по воспитанию детей; в педагогическом просвещении, самообразовании, семейном и школьном воспитании детей.

Признаком самого высокого уровня психологической культуры родителей является появление интуиции, с помощью которой они мо­гут лучше понимать потребности ребенка, его мышление. Чем выше психолого-педагогическая культура семьи, тем успешнее родители применяют методы воспитания, тем мень­ше сложностей в общении родителей с ребенком.

Эффективность становления психо­лого-педагогической культуры семьи повышается при следующих условиях: разработана концепция региональной семейной политики, создана ее инфраструктура; сотрудничают школа, семья и социальные институты; учитывается типология семьи; ведется целенаправленная подготовка кадров по работе с семьей; функционирует система дифференцированной работы с учетом особенностей семейного уклада и использованием разно­образных форм (медико-психолого-педагогическая служба, педа­гогические практикумы, консультирование, «телефон доверия», вечера, диспуты, конференции, встречи за «круглым столом», родительские собрания); здоровье членов семьи принимается как приоритетная ценность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: