Психолого-педагогическое просвещение играет важнейшую роль в процессах социализации и воспитания подрастающего поколения. Просветительская деятельность населения осуществляется по педагогическому и психологическому направлениям, которые являются тесно взаимосвязанными и взаимообусловленными, при этом имеющими свою специфику.
Педагогическое направление является традиционным для взаимодействия педагогов образовательных учреждений и родителей и предусматривает ознакомление родителей и других членов семьи с основами теории и технологии воспитания, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии. Необходимой задачей педагогического просвещения является осуществление пропаганды научно-педагогических знаний среди широких кругов населения.
Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации). Выделяют следующие формы педагогического просвещения.
1. Традиционные: родительские собрания, лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты, дни «открытых дверей».
2. Нетрадиционные: деловые игры, регламентированные дискуссии, обмен родительским опытом и т.п.
Психологическое направление просвещения – раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок по отношению к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
Психологическое просвещение является основным способом и одновременно одной из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Оно направлено на повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Психологическое просвещение выполняет такие задачи, как:
1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);
2) информирование населения по вопросам психологического знания;
3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
4) профилактика дидактогений как негативных психических состояний учащихся, вызванных нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя).
И.В. Дубровина видит смысл психологического просвещения в следующем: знакомить педагогов с различными отраслями психологии – педагогической, социальной, возрастной, а учащихся – с основами самовоспитания; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их как у педагогов, так и у детей.
Формами психологического просвещения являются индивидуальные и групповые беседы, консультации, публичные лекции, «круглые столы», конференции, семинары, тематические КВН.
К средствам психологического просвещения относятся вербальные (монологические и диалогические выступления перед аудиторией), публицистические (публикации в печатных и электронных средствах массовой информации), наглядные (использование плакатов, буклетов, памятки), технические (выступление по радио, на телевидении), интерактивные.
Важнейшим результатом психолого-педагогического просвещения является формирование психолого-педагогической культуры населения, подготовка членов семьи к успешному выполнению обязанностей воспитателя.
Составляющими психолого-педагогической культуры являются специальные знания, родительские умения (конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические, проектировочные) и психологические позиции (целеполагание, определенный уровень развития интеллектуальной, эмоциональной сферы, психологическая способность к управлению и саморегуляции эмоций и поведения).
К структурным компонентам психолого-педагогической культуры следует отнести деятельность родителей и детей; их отношения; организационно-педагогическое воздействие (научное просвещение, обучение).
Важный компонент психолого-педагогической культуры родителей – их педагогическая подготовленность как сумма знаний (психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых) и навыков по воспитанию детей. Психолого-педагогическая подготовленность родителей связана с их отношением к воспитанию, с их практической деятельностью в этом направлении и делится на конструктивную, организаторскую и коммуникативную.
Конструктивная включает в себя определение цели воспитания, выбор его методов и форм, составление плана собственной деятельности по воспитанию. Организаторская реализует конструктивную на практике состоит из организации жизни и занятий детей (режим, труд, спорт), своей собственной деятельности и отдыха. Коммуникативная деятельность включает в себя установление оптимальных отношений между членами семьи и окружающими людьми. Взаимодействие всех видов психолого-педагогической деятельности обуславливает педагогическое мастерство, которым должен владеть каждый родитель.
Повышение уровня психолого-педагогической культуры семьи связано с личностью учителя, с его педагогической и методической подготовкой к работе с родителями. Большое значение имеет взаимное доверие учителя и родителей, находящее выражение в характере и насыщенности общения, в информировании друг друга и открытости.
Успешное усвоение родителями психологических и педагогических знаний, умелое использование их на практике достигается при условии взаимосвязи педагогического просвещения и самообразования. Педагогическая организация в стимулировании к самовоспитанию и самообразованию родителей опирается на общие принципы дидактики и предполагает углубленное изучение вопросов воспитания, интересующих родителей, расширение творческих знаний в области семейного воспитания. Стимулируя самовоспитание и самообразование родителей, учитель ставит перед собой следующие задачи:
- определить уровень педагогических и психологических знаний родителей;
- выявить наличие педагогической и психологической литературы в семейной библиотеке;
· изучить возможности для самообразования родителей в условиях семьи;
· психологически настроить родителей на необходимость педагогического самообразования, совершенствования уровня теоретической и практической подготовленности к воспитанию детей;
· побуждать у родителей интерес и потребность к чтению, особенно психолого-педагогической литературы;
· систематически направлять и корректировать самообразование и самовоспитание родителей.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей происходит в процессе воспитания детей, активного участия в нем всей семьи. Наиболее эффективно психолого-педагогическая культура формируется в преемственности опыта поколений по воспитанию детей; в педагогическом просвещении, самообразовании, семейном и школьном воспитании детей.
Признаком самого высокого уровня психологической культуры родителей является появление интуиции, с помощью которой они могут лучше понимать потребности ребенка, его мышление. Чем выше психолого-педагогическая культура семьи, тем успешнее родители применяют методы воспитания, тем меньше сложностей в общении родителей с ребенком.
Эффективность становления психолого-педагогической культуры семьи повышается при следующих условиях: разработана концепция региональной семейной политики, создана ее инфраструктура; сотрудничают школа, семья и социальные институты; учитывается типология семьи; ведется целенаправленная подготовка кадров по работе с семьей; функционирует система дифференцированной работы с учетом особенностей семейного уклада и использованием разнообразных форм (медико-психолого-педагогическая служба, педагогические практикумы, консультирование, «телефон доверия», вечера, диспуты, конференции, встречи за «круглым столом», родительские собрания); здоровье членов семьи принимается как приоритетная ценность.