Тема 12. Просветительская деятельность среди населения
План
1. Сущность и специфика просветительской деятельности
2. Краткий исторический обзор просветительской деятельности.
3. Направления, формы и средства просветительской деятельности, требования к ее организации.
4. Психолого-педагогическое просвещение населения.
Сущность и специфика просветительской деятельности
Просветительство – передача знаний, распространение знаний и культуры. Просветительская деятельность – разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основу его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.
Основная цель просветительской деятельности – это повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Просветительская деятельность во все времена была важнейшим средством продвижения прогрессивных идей.
Значительный воспитательный потенциал просветительской деятельности признавал С.И. Гессен, который рассматривал внешкольное образование в качестве условия свободного самообразования личности, что является высшей ступенью образования. Учебная деятельность в образовательном учреждении, как правило, основана на подчинении строгой дисциплине и авторитету, которое, по мере развития личности ученика и его учебной мотивации, должно проникаться творчеством и свободой. Однако, если свести образование только к рамкам урока, то личность будет слабо подготовлена к творческой работе.
Просвещение можно рассматривать как составную часть образования и самообразования населения, дополнительную по отношению к основному, обязательному образованию. Специфика просвещения как своеобразной разновидности дополнительного образования проявляется в его нацеленности на самообразование и самовоспитание, на становление неповторимой и творческой индивидуальности человека.
Краткий исторический обзор просветительской деятельности
Различия социально-экономических условий и национальных традиций обусловили специфику просвещения в разных странах. В Англии просветительская мысль имела своим истоком идеологию, рождённую Английской буржуазной революцией XVII в. Просветители прославляли экономическое процветание, пафос покорения природы, предприимчивого человека, не теряющего присутствия духа в самых тяжёлых обстоятельствах. Во Франции просветительство на первых порах заимствовало многие идеи у английских мыслителей. С позиций разума французские просветители боролись с религиозным мировоззрением, решительно выступая против католической церкви, против феодального деспотизма и юстиции, они внесли большой вклад в разработку просветительской философии истории. Общеевропейское значение получила французская просветительная литература XVIII века в лице Вольтера, Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро.
В нашей стране имеются давние традиции общественного просвещения: деятельность российских просветителей XVIII века, декабристов и народников в XIX веке, сельской интеллигенции в первые годы Советской власти и других подвижников просветительства.
Н.Н.Новиков – выдающийся писатель, журналист, публицист и просветитель XVIII века. Его издательская деятельность имела огромное значение для развития русской культуры и для распространения знаний среди народа. Он всемерно распространял педагогическую науку, написал несколько работ в этой области. Стержнем педагогических взглядов Новикова является воспитание любви к отечеству и благонравия. Ярким событием в жизни юных россиян стало издание Новиковым журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789), выходившего каждую субботу как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости». Этот журнал – первая реализованная попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование подрастающего поколения с помощью специально создаваемой литературы для детского и юношеского чтения. Н. И. Новиков много также сделал для распространения среди населения педагогических знаний путем печатания в своих изданиях различных сочинений на педагогические темы. В этих целях он использовал и произведения, прямо не относящиеся к педагогике. В одном из своих московских изданий Н. И. Новиков напечатал статью «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». Это большой педагогический трактат, в котором утверждается огромное значение воспитания. «Дети наши должны образованы быть счастливыми людьми и полезными гражданами» – вот основная задача воспитания.
В XIX веке попыткой претворения идей просветительской деятельности в жизнь было движение декабристов, деятельность и литературное творчество которых (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер и др.) отличали идеи гражданского служения, активной борьбы за воплощение идеалов общечеловеческой свободы и разумного общества. Элементы просветительства присутствуют в творчестве И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко и других деятелей отечественной культуры.