Начала анализа в 10 – 11 классах средней школы
Понятие предела функции в точке вводится в курсе математики старших классов в связи с необходимостью определения производной. История изучения пределов в школе достаточно многообразна. Были попытки строгого определения этого понятия на языке e-d. Однако практика обучения отвергла такие попытки.
Рассмотрим один из возможных вариантов формирования понятия предела функции в точке на интуитивно-наглядном уровне.
Учащимся предлагается задание 1. Рассмотрим функцию . Пусть переменная х принимает значения «приближающиеся» к 1 сначала справа, а затем слева. Понаблюдаем за соответствующими значениями у по графику.
Работаем по подготовленному заранее графику.
Приходим к выводу, что при х ® 1 значения у® 3.
Вывешиваем плакат.
К такому выводу можно прийти аналитически.
Будем приближаться к 1 справа с помощью последовательности значений аргумента . Вычисляем несколько первых членов этой последовательности:
Найдём соответствующую последовательность значений функции
Аналогично будем приближаться к 1 слева с помощью последовательности значений аргумента . Тогда соответствующая последовательность
значений функции также приближается к 3.
Делаем вывод: если аргумент принимает бесконечную последовательность значений, стремящуюся к 1, то соответствующая последовательность значений функции стремится приблизиться к 3.
В такой ситуации говорят, что при х ® 1 у ® 3 и записывают так .
Затем аналогичные наблюдения и рассуждения проводятся по готовому чертежу на плакате 2 для функции
Предлагаем учащимся последовательность значений и
. Делаем вывод, что если х ® -3, то у ® - 6. Записываем
.
Далее рассматривается функция 3
Наблюдаем за поведением функции при По графику делаем вывод, что
. То есть
.
Далее обобщаем полученные результаты.
1. Каждая из рассмотренных функций определена в некоторой «проколотой» окрестности точки а.
2. Существует число А, к которому стремятся значения функции, если значения аргумента стремятся к числу а.
График функции в случае существования предела имеет один из трёх видов:
Точка на графике Точка «выколота» Точка «выскочила»
Далее со школьниками целесообразно обсудить контрпримеры.
Работая с графиками, учащиеся должны ответить на вопрос: «Имеет ли данная функция предел в точке 0?»
Для усвоения понятия предела на интуитивно – наглядном уровне школьникам могут быть предложены упражнения (Рис. 1 – Рис. 6).
Существует ли предел в точке и, если существует, то чему он равен?
В дальнейшем для нахождения табличных производных учащиеся должны знать теоремы о пределах, которые сообщаются им без доказательства.
Теорема 1.
Пусть , тогда
Теорема 2.
Если функции f и g имеют пределы в точке а, то
Теорема 2.
Если функции f и g имеют пределы в точке а, то
Cледствие.
Теорема 3.
Если функции f и g имеют пределы в точке а, причём , то
.
Разъяснить смысл теорем 1 и 2 можно с помощью графиков. На примере функции покажем, что
Приведём пример задания, иллюстрирующего применение теорем о пределах.
Дано:
Найти: