Кризис подросткового возраста




Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто и весь период называют «критическим», «переломным», хотя у современных подростков он не так остр, как принято считать.

Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста.

Так, «отцом подросткового возраста» принято называть С. Холла, поскольку именно он впервые в 1904г. предложил концепцию данного возраста и очертил круг связанных с ним проблем. С. Холл называл этот период периодом «бури и натиска», описывая его содержание как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности.

Как С. Холла, так и З. Фрейда принято считать сторонниками биологического универсализма в подходе к отрочеству: кризис подросткового возраста они считали явлением неизбежным и универсальным из-за его биологической предопределенности, связанной с половым созреванием.

К. Левин поставил отрочество в контекст социальной психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между социальными группами, «неприкаянным», что порождает особую подростковую субкультуру.

Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер в книге «Психология юношеского возраста» разработал культурно-историческую концепцию подросткового возраста, считая его возрастом врастания в культуру. Он считал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.

Э. Шпрангер описал 3 типа развития в отрочестве. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я». Главные новообразования возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви.

Ш. Бюлер определяет подростковый возраст как период созревания, когда человек становится половозрелым. Основные черты негативной фазы: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство и легкая возбудимость, а также «физическое и душевное недомогание», которые находят свое выражение в драчливости и капризности.

 

Подростки неудовлетворены собой, и эта неудовлетворенность переносится на окружающий мир, иногда приводя их к мысли о самоубийстве. Обычные способы поведения – «пассивная меланхолия» и «агрессивная защита».

 

Следствие всех этих явлений – общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним различного рода асоциальные поступки. Окончание фазы связано с завершением телесного созревания.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Переходный возраст, по Э. Штерну, характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особым образом действий. Он называет его «серьезной игрой» и описывает как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого.

В отечественной психологии возрастной кризис рассматривается как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее на стыке стабильных периодов, обусловленное возникновением основных психологических новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной психологическому облику ребенка (Л.С. Выготский).

Поведенческие критерии кризиса - трудновоспитуемость, конфликтность, упрямство, негативизм и пр., - являются необходимыми, выражающими единство негативной и позитивной сторон возрастного кризиса.

Подростковый кризис - это резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Л.С. Выготский выделял возраст 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14-15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные.

Л.И. Божович (1908-1981) также рассматривала подростковый период как кризисный, как период "нормальной патологии".

Д.Б. Эльконин (1904-1984), напротив, рассматривал подростничество как стабильный возраст, которому предшествует предподростковый кризис (9-11 лет).

А.Н. Леонтьев (1903-1979) считал конфликтность поведения при кризисе свидетельством его неблагоприятного течения, отрицая неизбежный характер негативизма, рассматривая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого.

В целом, имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем создания условий для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными.

Противопоставление себя взрослым и активное завоевание новой позиции - закономерное явление, продуктивное для формирования личности подростка.

Подросток как бы провоцирует запреты, чтобы затем проверить собственные силы в преодолении этих запретов, раздвинуть рамки, задающие пределы его самостоятельности.

Именно через это столкновение подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении. Когда же этого не происходит, в дальнейшем могут проявиться либо запоздалый и бурно протекающий кризис 17-18 лет, либо затяжная инфантильная позиция "ребенка", характеризующая человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

Кризис подросткового возраста проходит три фазы:

- негативную (предкритическую) - фазу ломки старых привычек, стереотипов;

- кульминационную (как правило, это 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты);

- посткритическую - фазу формирования новых структур, построения новых отношений.

Два пути протекания возрастных кризисов (Л.С. Выготский):

- кризис независимости (наиболее распространенный), симптомами которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, протест-бунт, ревность к собственности (требование не входить в комнату, не трогать ничего на столе, "не лезть в душу"); вариант самоопределения "Я уже не ребенок";

- кризис зависимости, симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, формам поведения (если развитие осуществляется по этому пути, то в дальнейшем может проявиться запоздалый кризис 17-18 лет); вариант самоопределения "Я ребенок и хочу оставаться им".

С точки зрения развития наиболее благоприятным является первый вариант, однако, как правило, в симптомах кризиса присутствуют обе тенденции, одна из которых доминирует. Даже для здоровых подростков в этот период характерны неустойчивость настроения, физического состояния, самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания.

Таким образом, подростковый возраст - это период возрастного кризиса, позитивный смысл которого состоит в удовлетворении подростком потребности в самопознании и самоутверждении через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях, не принимающую крайних форм, при этом кризисные симптомы - это эпизодические явления, интенсивность и способы выражения которых различны.

Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития, положением подростка в мире взрослых.

И так, подростковый возраст – возраст перехода от состояния детства к взрослости; трудный, опасный, переходный, критический – происходит мощный возрастной кризис.

1. Подросток начинает осознавать себя как неповторимую личность и стремится самоутвердиться в значимых для себя свойствах.

2. Хочет быть на уровне собственных требований к себе, чтобы утвердиться в глазах других.

3. Если потребность в утверждении не удается реализовать, возникает кризис.

Причины кризиса

- Подавляющее, отвергающее отношение со стороны родителей;

- низкий статус в классе;

- конфликтное отношение с учителями;

- недостаток воли, низкая самооценка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: