дисциплина относится к базовой части программы




РЕЛИГИИ МИРА: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

 

 

Гуманитарный спецкурс

Проф. Девятова Светлана Владимировна

 

В курсе дается целостное представление о религии как об одном из важнейших феноменов культуры; о возникновении, эволюции, основных функциях религии в разные периоды истории человечества и на современном этапе, о развитии и особенностях мировых и ряда национальных религий.

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля):

Религии мира: философский анализ

Уровень высшего образования:

Бакалавриат

Направленность (профиль) ОПОП:

дисциплина относится к базовой части программы

 

Форма обучения:

очная

 


1. Дисциплина относится к базовой части ОПОП ВО.

2. Входные требования для освоения дисциплины (модуля): учащиеся должны владеть знаниями по истории, сущности и основным направлениям религии.

 

3. Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с требуемыми компетенциями выпускников.

Компетенции выпускников, частично формируемые при реализации дисциплины (модуля):

ОК-1. Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.

ОК-3. Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала

ОК 6. Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, профессиональные и культурные различия.

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

Знать:

1. основные условия возникновения религии;

2. основные этапы развития религии;

3. закономерности эволюции религии;

4. причины распространения религии;

5. сущность и специфику религиозных верований;

6. основные категории и концепции философии религии;

7. характер и системы духовных ценностей разных народов и исторических эпох;

8. многообразие и многомерность религии;

9. роль религии в развитии культуры;

10. значение религии в общественном развитии.

Уметь:

1. анализировать историю и современное состояние религии;

2. использовать положения и категории религии;

3. применять основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;

4. объяснять связь религии, философии и культуры на различных этапах их развития;

5. применять представления об отношении философии с языком, наукой, религией, мифологией, искусством, обыденном сознанием;

6. анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

Владеть:

1. навыками аналитического и синтетического подходов;

2. навыками анализа современных проблем философии религии;

3. соответствующим понятийным аппаратом;

4. методологией научных исследований в профессиональной области;

5. умением аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

6. культурой мышления;

7. навыками ведения дискуссии.

 

4. Формат обучения: лекции проводятся с использованием меловой доски.

 

5. Объем дисциплины (модуля) составляет 1 з.е., в том числе 36 академических часов, отведенных на контактную работу обучающихся с преподавателем, 0 академических часов на самостоятельную работу обучающихся.

 

6. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и виды учебных занятий.

Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля), Форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) Всего (часы) В том числе
Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем) Виды контактной работы, часы Самостоятельная работа обучающегося, часы (виды самостоятельной работы – эссе, реферат, контрольная работа и пр. – указываются при необходимости)
Занятия лекционного типа* Занятия семинарского типа* Всего  
1. Происхождение религии. Сущность понятия «Религия». Гносеологические, социальные и психологические корни религии. Первобытные формы религии.          
2. Возникновение и сущность индуизма. Многообразие индуизма. Священные тексты и главные боги индуизма. Основы вероучения и мировоззрения индуизма.          
3. История возникновения и сущность буддизма. Сущность и специфика буддизма. Учение о четырех благородных истинах. Восьмеричный благородный путь. Учение о нирване. Космогония буддизма. Основные направления буддизма.          
4. Религии Китая: даосизм, конфуцианство, буддизм. Исторические и социокультурные предпосылки возникновения даосизма. Этические и социальные ориентиры даосов. Учение Конфуция о благородном муже. Культ предков. Принцип «исправления имен». Основные направления конфуцианства. История возникновения и сущность чань – буддизма.          
5. Религии Японии. Синтоизм – национальная религия Японии. Особенности дзэн – буддизма.          
6. Иудаизм. История становления, сущность и специфика иудаизма. Священные тексты иудаизма. Социокультурный контекст развития иудаизма. Иудаизм и политика.          
7. Возникновение христианства. Центры зарождения христианства. Источники христианского вероучения. Гонения на христиан. Значение первого Никейского собора.          
8. Развитие христианства. Становление христианской догматики и культа. Патристика. Схоластика. Особенности средневековой культуры. Раскол христианской церкви. Крестовые походы.          
9. Текущий контроль успеваемости: коллоквиум          
10. Возникновение и сущность протестантизма. Предтечи реформации. Основные установки и направления протестантизма. Влияние протестантизма на развитие западной культуры. Контрреформация          
11. Становление и развитие православия в России. Крещение Руси. Борьба с язычеством. Провозглашение автокефалии русской православной церкви. Учреждение патриаршества. Реформы патриарха Никона. Церковь и государство. Политика и деятельность русской православной церкви в ХХ – XXI вв.          
12. Развитие христианства в XIX-XXI вв. Первый Ватиканский собор. Социальная доктрина католицизма. Образование Ватикана – теократического государства. Католицизм и политика. Второй Ватиканский собор – его решения и значение. Концепция экуменизма. Проблема секуляризации. Возникновение новых течений в протестантской теологии. Христианство и наука.          
13. История и сущность ислама. Основные факторы распространения ислама. Священные тексты ислама. Пять столпов ислама. Шариат – мусульманский закон. Основные направления в исламе. Социокультурное значение ислама. Мусульманское Возрождение.          
14. Современные нетрадиционные религии и культы. Проблема духовного кризиса современного общества. Общая характеристика возникновения и сути современных нетрадиционных религий.          
Промежуточная аттестация: зачет          
Итого          

7. Фонд оценочных средств (ФОС) для оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю)

 

7.1. Типовые контрольные задания или иные материалы для проведения текущего контроля успеваемости.

 

Вопросы к коллоквиуму

 

  1. Основные причины и условия возникновения религии.
  2. Формы первобытных религиозных верований
  3. Особенности мифологического языка и мышления
  4. Типология религий
  5. Религиозность населения современного мира
  6. История возникновения индуизма
  7. «Веды» и их значение
  8. Что такое «санскрит»?
  9. Главные боги индуизма
  10. Основные направления индуизма
  11. Возникновение и сущность буддизма
  12. Учение о четырех благородных истинах
  13. Основные направления буддизма
  14. Конфуций и конфуцианство
  15. Сущность даосизма
  16. Чань – буддизм
  17. Дзэн- буддизм
  18. Синтоизм – национальная религия Японии
  19. История возникновения и сущность иудаизма
  20. Источники вероучения иудаизма
  21. 10 заповедей
  22. Возникновение христианства
  23. Гонения на христиан
  24. Библия – Священное Писание христиан
  25. Первый Никейский собор
  26. Христианский символ веры.
  27. Развитие христианской догматики в первом тысячелетии
  28. Доникейская и классическая патристика
  29. Учение Блаженного Августина
  30. Особенности средневековой культуры
  31. Зарождение и развитие схоластики
  32. Доктрина Фомы Аквинского
  33. Концепция двойственной истины
  34. Борьба светских и церковных властей
  35. Раскол христианства на католицизм и православие
  36. Крестовые походы
  37. Усиление роли церкви в начале второго тысячелетия
  38. Индульгенции и их обоснование
  39. Инквизиция
  40. Флорентийский собор

 

7.2. Типовые контрольные задания или иные материалы для проведения промежуточной аттестации.

Вопросы к зачету

 

1. Основные причины и условия возникновения религии.

2. Формы первобытных религиозных верований

  1. Особенности мифологического языка и мышления
  2. Типология религий
  3. Религиозность населения современного мира
  4. История возникновения индуизма
  5. «Веды» и их значение
  6. Что такое «санскрит»?
  7. Главные боги индуизма
  8. Основные направления индуизма
  9. Возникновение и сущность буддизма
  10. Учение о четырех благородных истинах
  11. Основные направления буддизма
  12. Конфуций и конфуцианство
  13. Сущность даосизма
  14. Чань – буддизм
  15. Дзэн- буддизм
  16. Синтоизм – национальная религия Японии
  17. История возникновения и сущность иудаизма
  18. Источники вероучения иудаизма
  19. 10 заповедей
  20. Возникновение христианства
  21. Гонения на христиан
  22. Библия – Священное Писание христиан
  23. Первый Никейский собор
  24. Христианский символ веры.
  25. Развитие христианской догматики в первом тысячелетии
  26. Доникейская и классическая патристика
  27. Учение Блаженного Августина
  28. Особенности средневековой культуры
  29. Зарождение и развитие схоластики
  30. Доктрина Фомы Аквинского
  31. Концепция двойственной истины
  32. Борьба светских и церковных властей
  33. Раскол христианства на католицизм и православие
  34. Крестовые походы
  35. Усиление роли церкви в начале второго тысячелетия
  36. Индульгенции и их обоснование
  37. Инквизиция
  38. Флорентийский собор
  39. Возникновение протестантизма
  40. Основные положения протестантского вероучения
  41. Основные направления протестантизма
  42. Современные течения в протестантизме
  43. Контрреформация
  44. Тридентский собор
  45. Индекс запрещенных книг
  46. Католицизм в XIX веке
  47. Второй Ватиканский собор
  48. Становление православия в России
  49. Реформы патриарха Никона и раскол Русской православной церкви
  50. Старообрядчество
  51. Политика русского государства в отношении церкви в XVIII-XIX вв
  52. Деятельность русской православной церкви в 1900-1920-е гг
  53. Русская православная церковь в ХХ в.
  54. Специфика христианских конфессии – католицизма, протестантизма и православия
  55. История взаимоотношений христианства и науки
  56. Отношение современного христианства к науке
  57. Христианство, наука и глобальные проблемы современности
  58. Возникновение ислама
  59. Коран и Сунна
  60. Основные направления ислама
  61. Мусульманское Возрождение
  62. Современные нетрадиционные религии

 

Билет к зачету состоит из трех вопросов, например:

1. Формы первобытных религиозных верований

2. Возникновение протестантизма

3. Реформы патриарха Никона и раскол в русской православной церкви

 

ШКАЛА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ результатов обучения (РО) по дисциплине (модулю)
Оценка РО и соответствующие виды оценочных средств        
Знания Коллоквиум, Экзамен (и/или тесты, и т.п.) Отсутствие знаний Фрагментарные знания Общие, но не структурированные знания Сформированные систематические знания
Умения Контрольная работа, зачет (и/или написание и защита рефератов на заданную тему и т.п.) Отсутствие умений В целом успешное, но не систематическое умение В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение (допускает неточности непринципиального характера) Успешное и систематическое умение
Навыки (владения, опыт деятельности) Экзамен (и/или и т.п.) Отсутствие навыков (владений, опыта) Наличие отдельных навыков (наличие фрагментарного опыта) В целом, сформированные навыки (владения), но используемые не в активной форме Сформированные навыки (владения), применяемые при решении задач

 

 

Соответствие результатов обучения и компетенций, в развитии которых участвует дисциплина (модуль)  
Результаты обучения Компетенция, с частичным формированием которой связано достижение результата обучения
Знать:   1. основные условия возникновения религии; 2. причины распространения религии; 3. сущность и специфику религиозных верований; 4. основные категории и концепции философии религии Уметь: 1. использовать положения и категории религии. 2. применять основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции. Владеть: 1. навыками анализа современных проблем философии религии. 2. Соответствующим понятийным и категориальным аппаратом     ОК-1  
Знать: 1. основные этапы развития религии; 2. закономерности эволюции религии; 3. характер и системы духовных ценностей различных регионов и исторических эпох.   Уметь: 1. применять представления об отношении философии с языком, наукой, религией, мифологией, искусством, обыденном сознанием; 2. анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.   Владеть: 1. навыками аналитического и синтетического подходов; 2. методологией научных исследований в профессиональной области       ОК-3
Знать: 1. многообразие и многомерность религии; 2. роль религии в развитии культуры; 3. значение религии в общественном развитии.   Уметь: 1. объяснять связь религии, философии и культуры на различных этапах их развития; 2. анализировать историю и современное состояние религии   Владеть: 1. умением аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; 2. культурой мышления; 3. навыками ведения дискуссии.       ОК-6

 

8. Ресурсное обеспечение:

 

Основная литература:

1. Алфеев И., Васечков В., Корытко О. История религий. М.: Познание 2018. – 774 с.

2. Ацамба Ф. М., Апполонов А. В., Бектимирова Н. Н. и др. Религиоведение. 2-е изд. М.: Юрайт. 2016. – 5о2 с.

3. Дербенев А. С., Родригес-Фернандес А. М. История восточных религий. М.: МПГУ. 2018.

4. История религии. В 2 т. Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Юрайт. 2016

5. Мелиоранский Б. М. История и вероучение христианской церкви. М.: ФИВ. 2016. – 512 с.

6. Общая история церкви. В 2-х т. М.: Наука. 2017

 

Дополнительная литература:

1. Антонов К. М., Болдарева В. Н., Вевюрко И. С. Психология религии в России 19-начала 21 века. М.: ПСТГУ. 2019. – 536 с.

2. Большаков О. Г. Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв) М.: Русский Фонд Содействия образованию и науке. 2016. – 672 с.

3. Вандеркам Д. Введение в ранний буддизм. М., ББИ. 2016. – 278 с.

4. Деревенский Б. Г. Тайны евангельской истории. СПб. Алетейя. 2018. – 434 с.

5. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М.: Дело. 2018. – 708 с.

6. Ерина Е. Б. История религий. М.: РИОР. 2018. – 176 с..

7. Ислам: Pro et contra. Антология. СПб.: РХГА. 2017. – 1133 с.

8. Островская Е. А. Социология религии. СПб.: Петербургское Востоковедение. 2019. – 320 с.

9. Руднев Н., Андерсон В. Секты и ереси на Руси. М.: Крафт+. 2019. – 368 с.

10. Христианство: Pro et contra. СПб.: РХГА. 2017. – 1032 с.

11. Шапошникова Л. Е. Основные течения в русской православной мысли XIX-XXI веков. СПб.: РХГА. 2016. – 441 с.

12. Шифман И. Ш. Мир Ветхого Завета. М.: Ломоносовъ. 2018. – 240 с.

13. Эйгус Дж.Б. Эволюция еврейской религиозно-философской мысли: от библейских времен до середины ХХ века. М.: Знание. 2019. – 708 с.

14. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Магомета до Реформации. М.: Академический проект. 2018. -349 с.

 

Информационные справочные системы:

1. Сайт философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова https://old.philos.msu.ru

2. Сайт Института философии РАН – www.philosophy.ru

 

Материально-техническкое обеспечение:

Аудитория с партами и меловой доской

9. Язык преподавания - русский.

10. Преподаватель: Профессор философского факультета МГУ, д. ф. н. Девятова С. В.

11. Автор программы: д.ф.н., проф. Девятова С.В.

 

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: