Финансирование высоко рисковых проектов




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

 

 

Кафедра Инновационного предпринимательства

(наименование кафедры)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: Бизнес-плаирование

Ф.И.О студента: Бахарева И.В

Направление/специальность 38.03.02 «Менеджмент»

Направленность (профиль)/специализация Менеджмент организаций

Номер группы: 3МО51

Номер варианта контрольной работы: 10

Номер зачетной книжки: 152600

Дата регистрации контрольной работы кафедрой: _______________________

Проверил:_________________________________________________________

 

Новосибирск 2018

Содержание

Финансирование высоко рисковых проектов…………………………………...3

Ситуационная задача……………………………………………………………...10

Библиографический список……….………………………………………….…..12


Финансирование высоко рисковых проектов

В настоящее время нет оснований говорить о крупномасштабных технологических прорывах в промышленности, интенсивном освоении результатов исследований и разработок. Восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой. Инновационная активность предприятий заметно сдерживается состоянием институциональной среды. Это характерно как для всех видов экономической деятельности – промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, – так и для всех типов инноваций – технологических, организационных, маркетинговых.

В современных условиях развития российской экономики ведущую роль играют высокорисковые инновационные проекты, разработка и реализация которых способствует качественным изменениям в структуре управления российской экономикой, позволяет повысить интенсивность использования ресурсов, качество и конкурентоспособность промышленной продукции. При этом одной из характерных черт современного российского рынка высокорисковых проектов является стремление отечественных инвесторов вкладывать средства в проекты, ориентированные на внутренний российский промышленный рынок.

Существует две модели развития фирмы: классическая и инновационная (венчурная, наиболее рисковая).

Первая (классическая) модель — это традиционное, репродуктивное (или рутинное) расширенное воспроизводство при имеющемся стабильном спросе с расчетом на максимальную отдачу ресурсов. В рамках данной модели товарная концепция развития («все больше того же самого») фирмы реализуется прежде всего за счет внешних факторов (от субсидирования до протекционизма со стороны государственных органов) и лишь во вторую очередь — за счет внутренних факторов (модернизации технологии и оборудования, обновления ассортимента продукции и т. п.).

Вторая модель — инновационное развитие, предполагающее поиск новых путей посредством реализации концепции возрастающей эффективности на основе инвестиционных бизнес процессов, носящих наиболее рисковый (венчурный) характер. Данная модель предполагает постоянные инновационные изменения путем планирования и реализации прямых портфельных инвестиционных проектов. Стратегическими целями развития в этом случае являются повышение конкурентоспособности и рыночной ценности фирмы [4, с.132].

Отличительная черта второй модели заключается в том, что на первой стадии ее применения формируется решительная и активная инновационная идея, она детально прорабатывается в бизнес-плане и воплощается на практике путем реализации инвестиционного проекта.

Бизнес-план инвестиционного проекта, это, по сути - его визитная карточка. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта.

Грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта является обязательным условием получения банковского кредита. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне менеджмента предприятия, его невладении ситуацией, и делает получение кредита в банке практически невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию. Это означает, что банк, учитывая более высокий риск невозврата кредита, обязательно увеличит величину процентов по кредиту в сторону увеличения, а кредит соответственно - станет дорогим и невыгодным.

Для того чтобы обеспечивать последовательную и систематическую инновационную деятельность, нужны немалые средства, т. е. инвестиции. Принято считать, что инвестиционные операции — это операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию бизнес проектов, которые будут обеспечивать получение доходов в течение периодов, превышающих один год.

На практике различают следующие типы подобных инвестиций [2]:

1) в физические (материальные) активы — производственные здания и сооружения, оборудование, машины;

2) в финансовые активы — депозиты в банках, облигации, акции и другие права на получение денежных сумм от физических и юридических лиц;

3) в нематериальные активы — ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензии и т.п.

Проблема привлечения инвестиций, способных создать мощный импульс для развития фирм, волнует сегодня большинство отечественных предпринимателей. Инвестиции требуются всем, однако получает их далеко не каждый.

В организационно-финансовом отношении источники капиталовложений подразделяются на [5, с.89]:

• собственные средства предприятий (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, мобилизация внутренних активов, нераспределенная прибыль и другие денежные накопления),

• заемные средства (кредиты банков, ссуды финансово-инвестиционных структур, средства от размещения эмиссии ценных бумаг предприятий, задолженность кредиторам),

• централизованные ресурсы (безвозвратные бюджетные ассигнования и льготные инвестиционные государственные кредиты),

• иностранные инвестиции (вклады в уставные фонды и покупка акций предприятий, кредиты зарубежных банков и международных организаций и средства отдельных граждан).

Бизнес-план для привлечения инвестора имеет свою специфику. Основными задачами в данном случае является убедить инвестора в выгодности для него вложений в представляемый ему инвестиционный проект.

Бизнес-план для инвестора обычно имеет небольшой объем, как правило, это 8-10 листов и он носит характер краткого резюме инвестиционного проекта. В нем должны быть представлены только цели, результаты проведенного исследования рынка, суть проекта, требуемые и имеющиеся ресурсы, предполагаемые результаты от его реализации, основные показатели и краткие выводы.

Основной задачей такого резюме бизнес-плана является заинтересовать инвестора и заставить его ознакомиться с проектом подробнее.

Бизнес-план для получения кредита является обязательным условием банка. Данный вид бизнес-плана отличается от бизнес-плана для инвестора несколькими моментами [6, с.176]:

•бизнес-план для получения кредита должен показать потребность предприятия в финансировании в определенный момент и на точно определенный срок;

•потенциальный заемщик, желающий получить кредит под бизнес-план должен доказать банку выгодность для предприятия использования заемных оборотных средств;

• бизнес-план для получения кредита ориентирован на то, чтобы показать банку или другому кредитору высокий уровень платежеспособности предприятия, а значит - возможность погасить кредит и проценты за его использование.

Банк, как правило, не будет интересоваться деталями бизнес-плана, не имеющими прямого отношения к платежеспособности и уровню ликвидности предприятия. Его заинтересует, в первую очередь, наличие у предприятия серьезного залога или поручителя.

Если первое условие выполняется, будет изучаться вопрос кредиторской задолженности. Банку будет интересно, кому и сколько должно предприятие, имеется ли просроченная кредиторская задолженность и как давно она образовалась, тенденция к росту или к снижению задолженности.

Следующий вопрос эксперта банка будет о дебиторской задолженности предприятия. Иногда служба безопасности банка будет наводить справки и пытаться узнать какая часть из дебиторской задолженности является сомнительной к возвращению [1, с.87].

В последнее время все большее распространение при реализации инновационных процессов приобретает привлечение венчурного капитала.

Венчурным инвестированием называется долгосрочное рискованное вложение капитала в новые и быстрорастущие компании с целью получения высокой прибыли после продажи доли в компаниях по прошествии определенного времени. Для данного типа финансирования характерно соотношение «высокие прибыли – высокие риски». Формально, венчурные инвестиции представляют собой аналог прямых частных инвестиций, направленный на высокорисковые проекты, находящиеся на ранних стадиях развития. На самом деле, это совершенно новые экономические отношения, в которых ключевую роль играет факт участия инвестора в управлении проектами и передачи опыта ведения бизнеса. Такие инвестиции помогают молодым компаниям пройти через «долину смерти», то есть период, когда прибыльность, а, следовательно, и само существование компании находятся под вопросом.

В российской практике венчурными часто называют все прямые частные инвестиции (private equity), вне зависимости от стадии и направленности. Такая точка зрения имела право на существование в 1990-е годы, поскольку значительный страновой риск России позволял отнести к «венчурным» любые вложения в российские компании. В последнее время ситуация начала меняться, и под венчурными понимаются лишь инвестиции в компании ранних стадий.

В индустрии прямых частных и венчурных инвестиций стало уже общепринятым следующее разделение процесса инвестиций в компанию на стадии:

Seed («ранняя», «посевная»): компания находится в стадии формирования, имеется лишь проект или бизнес-идея, идет процесс создания управленческой команды.

Start-up («начальная», «старт»): компания недавно образована, обладает опытными образцами, пытается организовать производство и выход продукции на рынок.

Early stage, early growth («ранний рост»): компания осуществляет выпуск и коммерческую реализацию готовой продукции, хотя пока и не имеет устойчивой прибыли.

Expansion («расширение»): компания занимает определенные позиции на рынке, становится прибыльной, ей требуются расширение производства и сбыта, проведение дополнительных маркетинговых исследований, увеличение основных фондов и капитала.

Exit («выход»): этап развития компании, на котором происходит продажа акций стратегическому инвестору или их первичное размещение на фондовом рынке (IPO) [2, с.116].

Частным случаем производственного инвестирования является лизинг. При этом финансово-кредитное учреждение осуществляет вложения в приобретение объектов лизинга, передает их лизингополучателю на определенный срок и получает доход в виде процентов по лизингу, состоящих из собственно арендной платы, лизинговой маржи и рисковой премии. Стержнем любой лизинговой сделки является кредитная операция. Особенность лизинговых операций заключается в том, что с одной стороны лизинг представляет собой вложения средств на возвратной основе в основной капитал. При этом выполняются условия срочности, возвратности и платности. С другой стороны, участники сделки оперируют с капиталом не денежной, а производственной формы. Поэтому лизинговую операцию можно определить как производственную по форме и кредитную по содержанию, т.е. ей присущ долговой характер [5, с.71].

Как видно из представленного материала, существует великое множество источников финансирования инвестиционных проектов, отличающихся по своей экономической сути, условиям привлечения, рисковости, стоимости привлечения и использования и другим важным параметрам, поэтому для каждого конкретного предприятия необходимо проводить анализ возможности привлечения и эффективности использования тех или иных источников, который находит свое отражение в структуре инвестиционного проекта.

 


Ситуационная задача №10

Замысел бизнеса состоит в том, что Ваше предприятие собирается выпустить на рынок новый молочный продукт в условиях острой конкурентной борьбы. Вам необходимо оценить риски этого проекта и разработать соответствующий план действий.

Ответ на следующие вопросы решает проблемы настоящего раздела бизнес-плана:

а. В чем заключаются слабые стороны предприятия?

б. Вероятность появления новых конкурентных технологий

в. Альтернативные стратегии

г. Перечень ожидаемых рисков

д. Оценка вероятности наступления перечисленных рисков

е. Оценка финансовых потерь от каждого из перечисленных рисков

ж. План мероприятий по компенсации перечисленных рисков

з. Оценка затрат на компенсацию рисков

Решение

Слабые стороны предприятия – непроработанность технологии; дороговизна технологии; абсолютно новый продукт из стен пока еще не раскрученного предприятия.

Появление новых конкурентных технологий очевидно, так как производство не стоит на месте, в Искитимском районе построен животноводческий комплекс на 1800 голов дойного стада со скорой переработкой молока. Так что, возможно, совсем скоро появятся на рынке молочные продукты и этого завода.

Среди перечня альтернативных стратегий целесообразнее использовать стратегию развития рынка. Стратегия развития рынка предполагает поиск новых рынков для сбыта освоенных продуктов. Такая стратегия подразумевает большие инвестирования в новые рынки; она, как правило, носит достаточно агрессивный характер и предполагает высокий накал конкурентной борьбы. Все, как в нашем случае.

Ожидаемые риски:

- новый продукт не понравится покупателю;

- низкий объем продаж;

- потребность в высокотехнологичном оборудовании, которого не будет на российском рынке.

Перечисленные риски вполне могут наступить и остановить на время или затушить навсегда деятельность предприятия по производству нового молочного продукта. Поэтому посчитаем финансовые затраты на данные риски и внесем данные в таблицу.

№ п/п Наименование риска Финансовые затраты, тыс. руб.
1. Низкий объем продаж 300,00
2. Нет оборудования (покупка только за границей) 600,00
  ИТОГО 900,00

 

План мероприятий по компенсации названных рисков

1. Повышение уровня продаж через проведение промо-акций, праздников, дегустаций.

2. Приобретение высокотехнологичного оборудования за границей или разработка в КБ опытно-механического завода своего аналога такой машины.

Подсчитаем затраты, которые мы вложим в реализацию плана мероприятий по компенсации названных рисков:

- Проведение промоакций, конкурсов, дегустаций – 100 тыс. руб.

- Заказ через КБ завода аналога импортному оборудованию – 500 тыс. руб.

ИТОГО – 600 тысяч рублей, что на 300 тысяч рублей дешевле, чем «борьба» с риском.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: