Русские города и села отделялись от районов татарских кочевий сотнями километров степных и лесостепных пространств. Тем не менее, татары нередко доходили до центральных уездов. Самым опасным фактором была внезапность их нападений. Поэтому необходимо было создать в степи разведку.
Выдвинутые вперед, в степь, отряды конных русских воинов могли заранее узнать о движении татар, предупредить об этом правительство и население. К XVI в. сторожевая служба уже имела историю и традиции. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн встретил русских сторожей в районе Святых гор на Северском Донце, когда ехал с поручением в Москву, в 1526 г. Это было первое письменное упоминание о событиях на территории нашего края в Новое время.
Но организация сторожевой службы в южной степи в общегосударственном масштабе стала возможной лишь после объединения русских земель вокруг Москвы и образования Российского централизованного государства.
К середине XVI в. сторóжи и станицы уже выезжали из северских городов Путивля и Рыльска на юг и восток. Географическое положение этих городов позволяло им получать наиболее раннюю информацию о выступлении крымских татар. Эти сведения передавались в Москву. Например, в 1552 г. путивльский станичник Иван Стрельник сообщил в Москве, что крымские татары идут на русские города и «уже Донец Северский перелезли ». Наряду со службой в степи, в свободное время станичники занимались охотой, рыбной ловлей, даже торговлей. Уже в это время можно определить социальный состав населения, которое к концу XVI в. начало хозяйственное освоение Донецкой степи. Это жители русского пограничья – дети боярские (владельцы поместий), мелкие служилые люди, жившие в приграничных городах, крестьяне южных уездов, казаки (вольные люди, нёсшие военную службу по найму).
|
Дети боярские XVI в. Раскрашенная гравюра барона С. Герберштейна «Записки о Московии»
Татары в бою. Рисунок
Все вместе – государевы люди, как было принято говорить в то время. Кроме того – на Дону и Днепре постепенно формировалось вольное казачество, исполнявшее государеву службу эпизодически.
К государевой службе на Поле относилось: приносить известия о татарах, отражать набеги, отбивать пленников, нести службу в караулах в качестве сторожей и т.д., т.е. заботиться о безопасности страны и её жителей.
Сезонные промыслы на территории Поля
Промыслами занимались ухóдники по юртáм (ухóжьям), которые располагались на территории различных природных урóчищ (луг, яр, овраг, затон и др.). Наиболее удобными были урочища, находившиеся вдоль течения рек и их притоков, по ярам и балкам. Там и устраивали временные жилища охотники, рыболовы, бортники.
Юрт – временное владение этими урочищами. На промыслы уходили далеко в степь, в Поле, откуда и произошли понятия «уходники», «ухожьи», «уходы».
Промысел – это добыча каких-то природных благ в дополнение к основным занятиям.
Охота
К XVI-XVII вв. с установлением регулярных рыночных связей промысел пушнины приобрёл товарный характер. Соболиный мех на вес ценился дороже, чем золото. Пушнина была долгое время главным источником больших доходов, на экспорт шли меха соболей, лисиц, белок, бобров, куниц, горностаев, выхухолей. Охоту называли гульбою. Высокие сочные травы питали многочисленные стада лосей, зубров, оленей, сайгаков, диких лошадей. Из птиц водилось много орлов, соколов, ястребов, диких голубей, тетеревов, куропаток, гусей, лебедей, журавлей. На дальние охоты за крупным зверем выезжали группами. Уходили на много дней и даже на 1-2 месяца в осенне-зимний период.
|
Бобр
Соболь
Горностай
Рыбная ловля
Рыбаки использовали сети, снасти-ловушки, крючки разных размеров, ловили осетровых и хищных рыб; самые большие крючки использовали для ловли сома. Рыбу солили и вялили. Засолка производилась в солилах – длинных четырехугольных коробах, сделанных из толстых деревянных досок. Коптильни представляли собой мазанки, крытые камышом. При отсутствии печей рылись канавы, в которых дымились деревянные опилки. Коптили обычно рыбец и сельдь. Рыбу, помещенную в бочки, засыпали солью, а через три дня ее топтали и клали гнет. Перед вывеской на просушку рыбу вымачивали, а затем выветривали. Старались выбирать такое время года, когда не было мух. Вывозили в города и там продавали. Рыбу ловили в реках, озёрах и, когда была возможность, в Азовском море.
Бортничество
Пчелиный промысел был, по существу, охотой за мёдом. Бортевой мёд производят дикие пчёлы, затем откладывают его в соты, расположенные в дуплах деревьев. Раньше человек находил дупло диких пчёл и забирал весь мёд, не задумываясь о том, что будет с разоренной пчелиной семьей. Позднее охотники за мёдом стали метить найденные деревья с пчелами и считать эти дупла (борти) своей собственностью. Дупла находились на высоте 4-15 м. Тут мёд собирали люди, именуемые бортниками. Чтобы пчёлы не погибли, они оставляли им на зиму часть мёда. Затем бортники научились сами делать дупла в деревьях, куда заселялись пчёлы. Так на смену системе дикого пчеловодства пришло бортничество, когда люди изготовляли уже жилье для пчёл, выдалбливая в деревьях дупла и отмечая их личным знаком. Дерево с бортью называлось бортевым, а участки леса с бортевыми деревьями – «бортевыми угодьями». Мёд был дорогим и очень ценным продуктом.
|
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
В начале XVI в. Донецкий край представлял необжитое степное пространство, Поле, где пасли стада кочевники, проходили их военные отряды с целью нападений на русские города и села, а Россия выставляла в степь сторожевые отряды. В Донецком крае сторожа ездили в окрестностях Святых гор. Пограничное население Руси приходило в эти места на промыслы, занимаясь, кроме сторожевой службы, рыбной ловлей, охотой, бортничество.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Назовите особенности географического и политического положения Донецкого края.
2. Что такое уходы, юрты, промыслы?
3. Чем занимались промысловики-уходники?
4. Что означает выражение «государевы люди»?
5. С каким государством граничила Россия на юге?