С1. Весной при благоприятных условиях, самка тли может воспроизвести до 60 особей женского пола, каждая из которых через неделю даст столько же самок. Чем можно это объяснить?
Ответ:
1) способностью самок при благоприятных условиях размножаться партеногенетически;
2) из неоплодотворенных яиц развиваются только женские особи, которые также сами способны размножаться партеногенетически.
С2. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 2. Какие типы тканей и органы формируются из него?
![]() |
Ответ:
1) зародышевый листок - мезодерма;
2) формируются ткани - соединительная, мышечная;
3) формируются органы опорно-двигательной, кровеносной, выделительной, половой систем.
С2. Назовите способ и фазу деления клеток, изображенных на рисунке. Какой процесс они иллюстрируют и в чем состоит его сущность?
Ответ:
1) профаза мейоза I;
2) изображены конъюгация и кроссинговер;
3) кроссинговер – обмен участками, генами между гомологичными хромосомами, который приводит к перекомбинации генов.
С2. Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на рисунке. Какие процессы происходят в эту фазу?
Ответ:
1) на рисунке изображена метафаза митоза;
2) в эту фазу двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора;
3) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом.
С2. Пользуясь рисунком, определите способ и фазу деления клетки. Какие процессы происходят в эту стадию? Укажите набор хромосом и количество ДНК в клетке в эту стадию. Ответ поясните.
Ответ:
1) метафаза митоза, так как все хромосомы выстраиваются в одной плоскости экватора;
2) хромосомы прикрепляются к нитям веретена деления и выстраиваются в экваториальной плоскости клетки, заканчивается формирование веретена деления;
3) количество хромосом 2n – 4; поскольку хромосомы состоят из двух сестринских хроматид, то количество молекул ДНК в два раза больше, чем хромосом – 8.
C 2 № 14191. Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этой фазе?
Ответ:
1) Тип и фаза деления клетки: митоз; анафаза;
2) Сокращение нитей веретена деления;
3) Деление центромер хромосом, расхождение к полюсам клетки однохроматидных хромосом.
С3. Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.
Ответ:
1) в размножении участвует одна особь;
2) потомки являются копиями родительской особи;
3) новый организм образуется из соматических клеток (вегетативных органов).
С4. Объясните, какой процесс лежит в основе образования половых клеток у животных. В чём состоит биологическое значение этого процесса?
Ответ:
1) в основе образования половых клеток лежит редукционное деление – мейоз;
2) образуются наследственно разнородные гаметы (за счёт кроссинговера и независимого расхождения хромосом);
3) при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, характерный для данного вида.
C4. В чем заключается биологический смысл митоза?
Ответ:
1) Митоз обеспечивает точную передачу наследственной информации от материнской клетки к дочерним.
2) Лежит в основе роста тканей, органов.
3) Является способом размножения некоторых одноклеточных организмов.
C4. В чем заключается биологический смысл мейоза?
Ответ:
1) Это способ образования половых клеток.
2) Уменьшение вдвое набора хромосом в гаметах позволяет при оплодотворении восстановить двойной набор хромосом, характерный для вида.
3) Перекрест и обмен участками гомологичных хромосом увеличивает разнообразие потомства.
C4. Что называется зиготой?
1) Зигота — это оплодотворенная яйцеклетка.
2) Содержит диплоидный набор хромосом.
3) Служит для образования зародыша.
C4. В чем заключается сходства и различия яйцеклеток лягушки и человека?
1) Сходства: содержат одинарный набор хромосом, вырабатываются в яичниках, самостоятельно не способны к передвижению, имеют округлую форму.
2) Различия: в размерах (у человека невидимая простым глазом), в кариотипе (разное количество, размеры, формы хромосом), в содержании питательных веществ, в расположении (у лягушки — в откладываемых в воду икринках, у человека — внутри организма).
C4. Каково значение интерфазы в жизни клетки?
1) Интерфаза это период между двумя делениями клетки.
2) В ней происходит усиленный синтез веществ и их накопление, увеличение количества органоидов, накопление АТФ.
3) Происходит удвоение молекул ДНК.
C4. Каково значение двойного оплодотворения у цветковых растений?
1) В процессе двойного оплодотворения происходит два слияния клеток.
2) Один спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зигота.
3) Другой — с крупной диплоидной центральной клеткой и образуется триплоидный эндосперм — питательная ткань для зародыша. Таким образом, в результате двойного оплодотворения образуется семя, состоящее из зародыша, обеспеченного питательными веществами и защищенного семенной кожурой.
C4. В чем заключаются преимущества и недостатки бесполого и полового размножений?
1) Преимущества бесполого размножения: позволяет быстро увеличить численность особей при благоприятных условиях и распространяться.
2) Недостатки бесполого размножения: так как потомство одинаково, при неблагоприятных условиях все особи могут погибнуть, неэффективно происходит процесс естественного отбора.
3) Преимущества полового размножения: более эффективно происходит естественный отбор из-за разнообразия потомства, быстрее происходит приобретение приспособлений, усложнение организации, больше шансов для сохранения вида.
4) Недостатки: требуется время для достижения половозрелости, нужны определенные условия (наличие воды для споровых растений, наличие пищевых ресурсов для выкармливания потомства и т.д.), требуется дополнительные энергозатраты для перемещения на места размножений, для создания пар, для построения гнезд, нор и т.д.
C4. Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?
Клетки отличаются кариотипом:
1) количеством,
2) размерами,
3) формами хромосом.
C4. Опишите строение и функции яйцеклеток животных.
1) Яйцеклетки — женские гаметы, вырабатываются яичниками в процессе мейоза, содержат гаплоидный набор хромосом, не способны самостоятельно двигаться, содержат все органоиды и запас питательных веществ.
2) Функции: обеспечивают передачу наследственной информации от материнского организма потомству, и обеспечивают питательными веществами зародыш.
3) У разных видов отличаются размерами и формами.
C4. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в клетках организмов из поколения в поколение?
1) Митоз обеспечивает постоянство числа хромосом в соматических клетках и за счет него организм растет.
2) Мейоз образует гаметы с гаплоидным набором хромосом.
3) При оплодотворении диплоидный набор хромосом, характерный для вида, восстанавливается.
C4. Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном.
1) У потомства при половом размножении комбинируются признаки обоих родителей;
2) причина комбинативной изменчивости — кроссинговер, мейоз и случайное сочетание гамет при оплодотворении;
3) при вегетативном размножении потомки сходны друг с другом, имеют большое сходство с родительским организмом, из соматических клеток которого они формируются.
C4. Охарактеризуйте функции половых клеток животных и человека.
1) Обеспечивают преемственность поколений;
2) обеспечивают передачу наследственной информации и комбинацию признаков;
3) яйцеклетка обеспечивает развитие зародыша за счет питательных веществ, а большое число сперматозоидов повышает вероятность оплодотворения, у некоторых животных из не оплодотворенных яйцеклеток развивается потомство (явление партеногенеза).
C4. Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?
1) Лягушка — представитель класса земноводных. Развитие их личинок происходит в окружающей среде (воде) за счет питательных веществ оплодотворенной яйцеклетки.
2) Кролик — представитель класса млекопитающих, для которых характерно внутриутробное развитие.
3) Во время развития зародыш млекопитающих находится в матке и питается за счет питательных веществ материнского организма.
C4. В чем проявляется связь между митозом, мейозом и оплодотворением?
1) Мейоз — основа образования гамет с гаплоидным набором хромосом.
2) Образование зиготы с диплоидным набором хромосом происходит в результате оплодотворения.
3) Деление клеток путем митоза — основа роста дочернего организма.
т.о. Митоз, мейоз и оплодотворение — основа сохранения постоянства числа и формы хромосом в клетках.
C4. Почему у разных животных разная плодовитость?
1) Чем больше выражена забота о потомстве, тем меньше плодовитость.
2) Для всех организмов действует закономерность: чем больше вероятность гибели потомства, тем больше плодовитость.
3) Чем крупнее животное, тем меньше плодовитость.
С5. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.
Ответ:
1) сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза;
2) все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды);
3) образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.
С5. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в телофазе мейоза 1 и мейоза 2 по сравнению с интерфазой в половых клетках дрозофилы? Её соматические клетки содержат 8 хромосом. Ответ поясните.
Ответ:
1) в интерфазе молекулы ДНК удваиваются, поэтому число хромосом – 8, молекул ДНК – 16;
2) в телофазе мейоза 1 происходит редукционное деление, поэтому число хромосом – 4, молекул ДНК – 8;
3) в телофазе мейоза 2 клетки содержат 4 хромосомы и 4 молекулы ДНК, так как происходит митотическое деление.
С5. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6х10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при овогенезе перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и мейоза II.
Ответ:
1) перед началом деления в процессе репликации число ДНК удваивается и общая масса ДНК равна 2х6х10-9 мг =12х10-9 мг;
2) в анафазе мейоза I масса ДНК не изменяется и равна 12х10-9 мг, так как все хромосомы находятся в одной клетке;
3) перед началом мейоза II клетка содержит уже гаплоидный набор хромосм, но каждая хромосома состоит из двух молекул ДНК, поэтому в анафазе мейоза II масса ДНК равна 12х10-9:2=6х10-9 мг
С5. В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом мейоза, в профазе мейоза I и мейоза II?
Ответ:
1) перед началом деления (в интерфазе 2n4c). Молекулы ДНК удваиваются, количество хромосом не меняется, следовательно количество хромосом 8, а ДНК 16;
2) в профазе мейоза I (2n4c), следовательно количество хромосом 8, а ДНК 16;
3) в профазе мейоза II (n2c) после редукционного деления мейоза I число хромосом 4, молекул ДНК – 8.
С5. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.
Ответ:
1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш развивается из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки;
2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);
3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша
С5. Какой набор хромосом характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Из каких клеток и в результате какого процесса они образуются?
Ответ:
1) клетки пыльцевого зерна и спермиев сосны гаплоидны;
2) клетки пыльцевого зерна формируются из гаплоидной микроспоры путем митоза;
3) спермий формируется из генеративной клетки пыльцевого зерна путем митоза.
С5. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
Элементы ответа:
1) в клетках иголок сосны набор хромосом – 2n; в спермиях сосны – n;
2) взрослое растение сосны развивается из зиготы (2n);
3) спермии сосны развиваются из гаплоидных спор (n) путём митоза
C2. Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их.
1) 2 — спора;
2) 3 — заросток с развивающимися на нем антеридиями — 4 и архегониями 5;
3) 6 — спермий (сперматозоид) и 7 — яйцеклетка.
С5. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.
С5. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
С5. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в профазе и конце телофазы митоза. Объясните полученные результаты в каждой фазе.
С5. Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
1. Эпидермис листа имеет диплоидный набор хромосом. Взрослое растение является спорофитом.
2. Все клетки зародышевого мешка гаплоидны, но в центре находится диплоидное ядро(образуется в результате слияния двух ядер) — это уже не восьмиядерный, а семиклеточный зародышевый мешок. Это гаметофит.
3. Спорофит образуется из клеток зародыша семени путем митотического деления. Гаметофит образуется путем митотического деления из гаплоидной споры.