Из истории названия поселка.




Содержание

I. Введение. Обоснование выбора темы. 4 стр.

II. Живая история поселка. 4 стр.

1. Из истории названий поселка. 4 стр.

2. Начало. 6 стр.

3. Первые улицы. 9 стр.

4. Первостроители. 9 стр.

5. Обустройство. 11 стр.

6. Досуг. 15 стр.

7. Праздники. 16 стр.

8. Дружба и родство. 20 стр.

9. Быт. 21 стр.

10. Работа. 22 стр.

III. Перспективы работы. 24 стр.

IV. Список информантов. 25 стр.

V. Литература. 26 стр.

 

У1.Приложение. 27 стр.

Прекрасное есть жизнь и, следовательно, цель жизни тоже есть жизнь, если она обладает той радостью бытия, которая приобретается в непрерывной борьбе за достижение высших идеалов человеческого общества.

Н.Г.Чернышевский

Введение. Обоснование выбора темы.

Каждый человек любит то место, где он родился и вырос. Для автора работы таким местом является поселок Красава. Здесь жили бабушка и дедушки, здесь родился отец, дядя.

Общаясь со старожилами поселка, удивляемся их воспоминаниям: в 50-60-е годы 20 века Красава представляла собой не просто поселение людей, а некое своеобразное дружное сообщество, в котором «царили» высокие нравственные законы. Жителей связывала большая любовь к своему поселку, чувства ответственности каждого за все, что здесь происходило. Вот поэтому интерес к истории малой родины не случаен.

Воссоздание ее истории позволяет ощутить связь времен и поколений, дает возможность поверить в неотделимость истории родного края от общей истории нашей страны.

Автор работы на основе воспоминай жителей поселка, бывших и ныне живущих в поселке, представляет образ жителей, создающих историю небольшого населенного пункта. Рассказы старожил свидетельствуют: люди радовались жизни, сами были позитивны, жизнерадостны - «обладали…радостью бытия».

Автор сделал попытку создать историю Красавы на основе рассказов и жизни простых тружеников.

История маленького поселка - это часть истории страны. Вот поэтому мы рассказываем о тех, кто «делал» историю.

Это богатый материал для гражданского воспитания тех, кто сейчас живет в поселке, ведь официальной версии истории поселка нет. Вот именно поэтому наши информанты оказались «живыми голосами истории»- личности с высоким чувством ответственности, гражданской активности и долга.

Живая история поселка.

Из истории названия поселка.

В географических справочниках местного назначения о Красаве мы прочитаем следующее: «Поселок Красава Почтовый индекс 187503, расстояние до центра 12 км.

Красава - поселок городского типа в Тихвинском городском поселении, Тихвинского района, Ленинградской области. Основан в конце 40-х годов XX- го века как поселение рабочих торфопредприятия "Ларьян", рядом с одноименным болотом.

В 1945 году собрание рабочих торфопредприятия "Ларьян" вышло с ходатайством к Тихвинскому райисполкому о выделении его из Бокситогорского торфозавода в самостоятельный поселок.

В 1949 году предприятие было перебазировано на 18 километров западнее поселка Ларьян, где был построен новый поселок, который получил имя Красава, благодаря удачному расположению среди соснового леса, обилию грибных и ягодных мест».

В апреле 1949 года на торфомассиве «Ларьянское» началось строительство торфопредприятия «Ларьян», а одновременно с ним и строительство рабочего поселка на красавских урочищах. Отсюда поселок и получил певучее название Красава, что значит «красная, красивая».

Согласно справке Российского государственного архива экономики №192 от 23. 04. 99г., предоставленной главе администрации Красавской волости В. Н. Кокоревой, официальных сведений о строительстве центрального поселка нет, они составлены из воспоминаний людей, проживающих в Красаве, в 50-60-е года 20 века и принимавших непосредственное участие в строительных работах.

Происхождение названия поселка имеет несколько версий. Первая: якобы это бывшие владения купца Красавина, отсюда и название населенного пункта. Вторая версия в окрестных лесах был остров Красавица, который и дал название поселку. Официальная же версия такова: "Название "Красава" означает "Красивая деревня". Поселок получил свое название за красивое местоположение среди соснового леса, за обилие грибных и ягодных мест". (Цитирую по книге С. В. Кисловского "Знаете ли вы?"- словарь географических названий Ленинградской области, издательство "Ленинград", 1968г.)

До Великой Отечественной войны торфопредприятие "Ларьян" и Бокситогорский завод имели сырьевую базу и совместные подъездные пути. В 1945 году собрание граждан, обеспечивающих работу торфопредприятия, поручило директору Клебанову А. Д. выйти с ходатайством в Тихвинский Райисполком о выделении торфопредприятия "Ларьян" в самостоятельный поселок.

В 1949 году торфопредприятие "Ларьян" было перебазировано: центральный поселок Красава заново был перестроен в восемнадцати километрах западнее бывшего центрального поселка "Ларьян". Первоначально он считался временным. Поселок застраивался быстровозводимыми зданиями "финскими домами".

Предполагалось, что после освоения нового торфомассива (приблизительно через 20 лет) все дома в поселке будут разобраны и перевезены на новое место, к реке Воложба, где должен был появиться еще один "торфяной" поселок.

Все материалы, необходимые для строительства зданий в поселке Красава, подвозились из Бокситогорска по узкоколейной железной дороге на платформах и полувагонах. Линия узкоколейной железной дороги пролегала по центральной улице поселка Красава, названной Комсомольская.

Из интервью с бывшими жителями Красавы: Зайцевой Верой Михайловной, 1947 года рождения (в девичестве Мурзановой), Мурзановой Ниной Павловной, 1922 года рождения, Мурзановой (Маловцевой) Лией Ивановной, 1929 года рождения, Шалкиной (Бубновой) Тамарой Васильевной, 1956 года рождения, Юдановой (Лапиной) Ириной Николаевной, 1956 года рождения, Калининой Татьяной Николаевной, 1956 года рождения, мы составили повествование. В некоторых случаях информанты не могли вспомнить имен жителей, только фамилии.

 

Начало.

 

Одними из первых жителей поселка были Кудрявцева Мария Степановна, Ульянова Мария Андреевна.

Трудна судьба этих женщин. В Красаву они приехали из блокадного Ленинграда. В сентябре 1941 года Кудрявцева М. С. пошла на работу паспортисткой. Она рассказывает: «Блокаду прорывали от нашего дома, стояла 55-я морская дивизия в полутора километрах от нашего дома. Приезжал Ворошилов, генерал-майор Краснов». От голода Мария Степановна распухла, на ноги не налезали отцовские валенки. 1 апреля 1949 года она приехала на торфопредприятие «Ларьян». «Жила на Багерном, работала диспетчером»,-рассказывает ветеран. (Багерный – это маленьктй рабочий поселок временного проживания рабочих, занятых на работе на торфяных полях).

Ульянова Мария Андреевна до войны жила в Ленинграде в Московском районе Пережила блокаду. В Красаве жила с 1949 года. Много лет работала на пилораме, выполняла тяжелую мужскую работу. До последних дней своей жизни ветеран проживала на первой улице поселка – Поселковой.(Мария Андреевна скончалась в 2012 году).

Среди первых жителей поселка была Мурзанова Александра Яковлевна, 1898 года рождения. Приехала она в Красаву в 1949 году из поселка Ларьян вместе со взрослыми сыновьями: Михаилом и Николаем.В Ларьян она была эвакуирована летом 1941 года из деревни Куколь Волховского района. В Красаву поехала, потому что в поселке сразу предоставляли жилье, а сыновьям – работу.

Судьба ее семьи сложилась трагично. Мужа арестовали в 1937 году и сослали на Дальний Восток, в Комсомольск-на-Амуре. По дороге на фронт в 1942 году пропал без вести. Нашелся очевидец, который видел его при бомбежке поезда в прифронтовой полосе. Александра Яковлевна об этом узнала после войны. Три сына воевали; один из них пропал без вести, второй – умер от ран в госпитале в Тернопольской области; третий сын Михаил пришел с войны больной; серьезные ранения и контузия оборвали его жизнь в 37 лет. В Красаве он работал в механических мастерских. В январе 1957 года он скончался, его хоронили всем поселком.

Глава семьи Александра Яковлевна прожила трудную жизнь. В 12 лет родители купили ей швейную машину знаменитой немецкой марки «Зингер», и она стала шить одежду, научилась стегать ватные одеяла.

Вышла замуж, родила шестерых детей; девочки-двойняшки умерли в младенчестве от голода и болезней, с 1937 года одна воспитывала своих сыновей, «держала их в строгости». Родственники вспоминают, как она рассказывала о наказании младшего сына за курение: узнав, что Коленька курит, забила ему рот махоркой. С тех пор он не курил до армии.

В послевоенные 40-50-е годы зарабатывала на жизнь шитьем. Многие жители поселка заказывали стеганые одеяла у портнихи: по размеру одеяла были большие, очень теплые и, что было немаловажно, красивы: выстегивался необыкновенно витиеватый вензельный узор; от времени вата не скатывалась, не слеживалась - таково было качество ручной работы портнихи.

Строительство поселка относится к послевоенному времени, когда стране нужен был торф.

Стройка поселка шла быстро. Дома строили хозспособом. Подробно об этом рассказала Мурзанова Лия Ивановна: «На полную мощь работала пилорама. Заведующим пилорамой был Ульянов Николай Кириллович, участник Великой Отечественной войны, связист. Он часто страдал от контузии.

Когда он заболел, на его должность назначили меня. На пилораме пилили круглый лес на доски для полов в строящихся домах, выпускали брус для столярных работ.

Столярный цех находился рядом с пилорамой. Работой цеха руководил прораб Кокорин Александр Александрович. Здесь изготовляли оконные переплеты опять же для красавских домов.На пилораме работали рабочие Ульянова Мария Андреевна, Киселев, Иванцов».(Цитирую по воспоминаниям Мурзановой Л.И., ноябрь 2012 года, г.Тихвин).

«Мужчин было мало,-вспоминает Мария Ивановна Сопп, пенсионерка, которая живет в Красаве с момента ее строительства, -и вся работа легла на хрупкие женские плечи. Сначала в бараках жили, в некоторых комнатах по 15 человек, но ничего, помещались, и весело было. Вон какой красивый поселок отстроили». (Цитирую по воспоминаниям М.И. Сопп. Школьный архив. СОШ № 3,Этнография. П.№3) И это действительно так.

 

Первые улицы.

Первой была построена улица Поселковая - это подтверждает ветеран предприятия Цыганова Надежда Степановна. (Дата рождения: 28 августа 1923 года. В поселке Красава проживает с 1950 года. На предприятии работала штукатуром):

«Сначала построили "финские дома", которые подвозились на платформах по узкоколейной дороге. Вскоре началась стройка первых кирпичных домов, пекарни, столовой, дорог». На Поселковой улице по одной строились двухэтажные щитовые дома, по противоположной - одноэтажные на два хозяина. Поскольку местность отвоевывалась от болот, вдоль улицы прорыли канавки, через которые перекидывали небольшие вогнутые «горкой» мостики с перилами.

На первом из построенных домов и сегодня можно увидеть мемориальную доску, подтверждающую этот факт – Поселковая - первая улица Красавы. Строили двухэтажные домики по правой стороне улицы, а по левой – одноэтажные с большой верандой, застекленной с трех сторон. В доме было 2 квартиры, в каждой по 2 комнаты, кухня, прихожая, ванная и туалетная комнаты. Поскольку жилья было мало, квартиры были коммунальные, то есть в каждой квартире селились по 2 семьи.

Вокруг домов жители разрабатывали огороды, палисадники. Самой красивой была улица Школьная. Она утопала в яблоневых садах.

Центральной улицей считалась Комсомольская, она проходила по центру поселка. На ней располагались главные учреждения: контора торфопредприятия, клуб, школа, два магазина.

В 1959 году в парке около клуба открыли памятник Ленину. В поселке это был настоящий праздник. На него собрались жители вместе с детьми. На главной улице поселка появились духэтажные дома. Вот как об этом написал красавский поэт Денис Цуварев:

 

Среди урочищ вековых,

Среди болот непроходимых

Поселок наш построен был

В послевоенные годины.

Вокруг красивый лес стоял,

Дурман-травою опоенный.

Зато поселок наш и стал

Красавой всеми нареченный.

 

А жили в нем простые люди,

И тяжек был их труд тогда.

Забыв про радости и будни,

Стране поселок торф давал.

 

 

В поселке несколько улиц: Базарная, Бамовский переулок, Больничная, Вокзальная, Заводской проезд, Кольцевая, Комсомольская, Лесной переулок, Моховая, Поселковая, Промышленный проезд, Связи, Сосновый переулок, Торфяников, Школьная, Южный переулок.

Первостроители.

О людях, работавших на предприятии «Ларьян» рассказала Мурзанова Л.И.

В 1950 году директором предприятия был Клебанов Александр Давыдович, его сменил Немилов, затем Криволесов Илья Егорович, 30 лет руководивший предприятием.

Главный бухгалтер Шутиков Павел Иванович, его сменил Дорофеев Александр Федорович. Секретарем директора Клебанова была Жило Евгения, затем Попова Зинаида Ивановна.

Старшим инспектором отдела кадров была Кузнецова Лидия Николаевна, паспортисткой - Кузнецова Надежда; заместителем начальника отдела кадров был Зверев Иван Алексеевич; главный инженер предприятия Крутиков Николай Ефимович. В производственно-техническом отделе работали Попов Николай Иванович, Криволесов Илья Егорович, Глотова Валентина Павловна - работала техником (занималась чертежами). Прохорова Мария – гидротехник. Председатель профсоюзного комитета - Глотов, он же начальник участка. Криволесов И.Е. работал начальником участка на торфяных полях.

Бухгалтерия занимала несколько кабинетов. В материальном отделе бухгалтерии работала Малютина Раиса Семеновна, Ульянова (Козырева) Татьяна, заработную плату начисляли старший бухгалтер Боровская Нина и бухгалтер Ильина (Борисова) Лидия Николаевна; бухгалтер Сальникова Наталья.

В отделе труда и зарплаты нормировщиком работала Мурзанова Л.И.

Непосредственно на торфяных полях работали техники: Глаголева Елена, Шадрунова Таисия. Они отвечали за уборку и сушку торфа на полях. Беляков Николай, в прошлом моряк, был начальником отдела снабжения. Кладовщиком был Тупичкин Никанор. Дерябкина Нина работала на полях мастером на погрузке торфа. Удальцов Виктор Андреевич был заместителем директора по снабжению; Капленко Дмитрий Данилович- старший прораб, начальник строительного отдела; Иванов Сергей Николаевич- начальник ЖКО- жилижно-коммунального отдела.

На предприятии был создан отдел технического контроля- он располагался в отдельном здании (вместе с почтой): это несколько больших комнат-лабораторий с необходимым оборудованием. Начальник отдела - Черявкова Нина Сергеевна, заведующий лабораторией Хандрыгина Вера Аресентьевна, лаборант - Дундукова Мария, которая брала пробы торфа на полях и привозила в отдел для анализа. Всего в лаборатории работало 5 человек, которые выбирали пробы в караванах. На гидроторфе работал машинистом Малютин Владимир Иванович.

В 1960 году торфопредприятие перешло с гидравлического на фрезерный способ добычи торфа. Поселок Красава стал постоянным - от планов его переноса отказались. Началось строительство капитальных кирпичных зданий. Одним из них стало здание конторы торфорпедприятия «Ларьян»..

Первой улицей, выстроенной в поселке, была улица Поселковая, в 1950 году уже была построена и улица Школьная. Возведенные дома сначала были отданы под административные здания, в них располагались контора, расчетный отдел торфопредприятия, столовая, библиотека.

Зайцева В.М. детские и молодые годы жила в п. Красава. Ее мать, Мурзанова Нина Павловна, проживала в поселке с 1952 года до 2008 год. Вера Михайловна в детстве помнит себя в 5 лет. Семья переехала в Красаву в 1952 году из Ларьяна. Ехали на мотовозе по узкоколейке в открытых вагонах. Матери предложили работу бухгалтером на торфопредприятии и сразу дали квартиру в Красаве на улице Комсомольской, дом 3.

«Сначала у нас было только 2 комнаты, квартира была коммунальная на двух хозяев. Затем из Ларьяна приехала бабушка, Мурзанова Александра Яковлевна, и она поселилась в освобожденной комнате. В то время на этой улице было поострено всего 5 домов. Дом № 4 строился из большого кирпича. И для нас, маленьких детей, это было удивительным»,- рассказывает Вера Михайловна. (Из интервью с Зайцевой В.М., октябрь 2012 года, г. Тихвин). По словам данного информанта, до школы она ходила в детский сад. Он размещался в жилом доме. Дети в садике дежурили: расставляли тарелки по столам. В памяти остались воспоминания, связанные с величиной тарелок, потому что в их доме таких не было.

Позднеее построили настоящий детский сад, около здания был построен фонтан. В жаркую погоду ребятишки бегали около фонтана и купались в нем. Вся территория садика была обустроена для игр. Затем были построены детские ясли.

Поселок строили молодые люди, которые начали создавать семьи. В 1950 году были проведены 5 самых первых регистраций брака. В числе первых молодоженов Зинченко Александр Кириллович и Скрыпченко Елена Николаевна. Их брак был зарегистрирован 21 августа 1950 года.

Начали рождаться дети. В 1950 году зарегистрировано 5 человек, которые имеют место рождения поселок Красава. Первые граждане поселка Денисов Анатолий Николаевич, 17.03.50.,Данилина Татьяна Юрьевна, 31.08.50.,Бекетова Людмила Николаевна, 26.10.50.,Емельянов Александр Тиханович, 01.12.50.,Фоменков Николай Федорович, 10.12.50.

Обустройство.

23 августа 1950 года на заседании исполнительного комитета Тихвинского районного Совета депутатов трудящихся было решено открыть школу. Архивная справка Ленинградского областного государственного архива г. Выборга от 08.12.98. гласит: "Ввиду того, что число детей школьного возраста на территории поселка Красава составляет 14 человек, а расстояние до ближайшей школы 12 км, исполком Тихвинского Райсовета депутатов трудящихся решает: открыть в поселке Красава, Галического с\совета с 01.09.50. начальную школу и именовать ее – «Начальная школа поселка Красава". (Цитирую по Архивной справке ЛОГА г. Выборга).

Школа первоначально располагалась также в жилом доме, и поэтому улицу назвали Школьной. Впоследствии в этом доме стала проживать семья Шашера Василия Ивановича, дяди Зайцевой В.М.

Вскоре так же в комнатах 1 этажа бараков для временных рабочих открыли вечернюю школу 9,10 классы для работающих. Среди первых учеников были Мохова Антонина, Коротков Альберт, Мурзанова Вера, Бедный Виктор, Кудрявцева Людмила, Сухарева Любовь, Цветкова Светлана.

Учились 2 раза в неделю, ученики – люди разного возраста, больше половины были семейными. После окончания вечерней школы парни уезжали учиться в ПТУ получать профессию, девушки - в медучилище или педучилище в Тихвин.

Позднее на улице Комсомольской выстроили кирпичное двухэтажное здание школы, отдельно- мастерские. Учителем труда работал Иванов Ким Наумович, Коротков Альберт Александрович. Учителем начальных классов Егорова Прасковья Васильевна.

Директором назначена Баранова Ольга Михайловна.

«Школа казалась светлой и большой. В огромном зале на втором этаже каждую субботу проходили танцы под радиолу. Танцевали и учителя, и ученики.Здесь же проводили и Новогоднюю елку. В одном помещении учились ребята двух классов-1 класса и 4-го»,-рассказывает Зайцева В.М.(Из нитервью с Зайцевой В.М., октябрь, 2012г).

В школе было много праздников, сценарий готовили учителя, в роли артистов - выступали ученики. Сами оформляли мини-сцену. Например, к Дню Конституции писали лозунг «Да здравствует Конституция!», рядом с лозунгом- цветы.

Юданова рассказывает о школе как самом ярком воспоминании детства: «Из воспоминаний о школе запомнились очень яркие праздники, конечно же, Новый год. К нему готовились долго. Костюмы шили сами дома с мамами. В 4 классе я была сосной. Мой папа принес веток, и дома мы пришивали ветки к костюму. Потом выступали не только на школьной елке, но и в клубе».

Бывшие ученики Красавской школы с трепетом вспоминают школьные годы. Учителя помогли многим выпускникам определить жизненный путь, научили разбираться в людях, в том, что такое хорошо и что такое плохо, научили жить. Среди них Пивушкова Людмила Ивановна, всю жизнь посвятившая свои ученикам.

1 февраля 1980 года «Трудовая слава» рассказывает о Ленинском зале Красавской школы. Все здесь создано руками учеников. В Ленинском зале проводятся торжественные праздники, сборы пионерской дружины, встречи с ветеранами, читательские конференции.

«В свободное время рабочие ходили в гости к друг другу, на танцы в клуб.

Советские праздники отмечали гуляньем в клубе: люди ходили в кино, играли на гармони, пели песни, танцевали. Массовые мероприятия отмечали на природе: выезжали на Дымское озеро, на мотовозе в пассажирских вагонах.Клуб работал каждый день: кино и танцы были только на выходных»,-рассказывает Цыганова.

Первоначально клуб располагался тоже в жилом домике на улице Комсомольской - в первом слева при въезде в поселок. Впоследствии там жила семья Дмитриевых.

Впервые Вера Михайловна пошла в клуб на детский спектакль в 6 лет. Сцена была низенькой и небольшой.

Вере Михайловне запомнился приезд из Ленинграда артистов со спектаклем. По сюжету герой угощал героиню сосиской. Девочки никогда в жизни не видели сосиски и не знали, что это за продукт, поэтому смотрели на представление широко раскрытыми глазами.

Вечером на улицу не ходили, потому что по поселку разгуливали волки.

Первая почта размещалась на улице Поселковой в «финском домике». Тетя, Шашера Надежда Павловна, работала на почте и сама проживал с мужем в этом же доме в комнате на 2 этаже. С ней жила ее мать, бабушка Веры Михайловны по материнской линии, Попова Евдокия Петровна. Бабушка всегда провожала внучку, так как кругом шла стройка: строили столовую и клуб.

Отдельное здание почты в поселке Красава было построен на Больничной улице, начальником почты была Арбузова Екатерина.

Старожилы поселка: Кожарина Антонина работала в механических мастерских уборщицей; Крутов Вениамин- сварщик, его жена Крутова Нина - в бригаде на полях. Кудрявцева Мария Степановна - работала диспетчером, Райгородский –электрик поселка.

Для работ на торфяных полях вербовали рабочих из разных областей страны. Больше всего приезжих было из Воронежской и Белгородской областей.

Из числа работников торфопредприятия ехали вербовщики в разные регионы страны - вербовать рабочих на сезонные работы. Один из них - Афонин Василий. Вербовщики ездили в регионы зимой. На сезон приезжало более 200 рабочих.

Большая часть рабочих жила в поселке Багерный, который располагался в 6 километрах от Красавы, - туда ездили по узкоколейке. Отец Бубновой Т. рассказывал дочери о прекрасной столовой на Багерном: кормили отменно, вид столовой радовал глаз - столы в столовой были накрыты белыми скатертями, и рабочих обслуживали официантки. Зайцева вспоминает: «Столы в этой столовой стояли вдоль стен полукругом. Хлеб на столах был бесплатным».(Из интервью с Зайцевой В.М., октябрь 2012г).

В Красаве для приезжих рабочих специально построили из толстых бревен трехъэтажные бараки - общежития в начале Комсомольской улицы около узкоколейки; таких было 3 больших дома. Комнаты были очень большими в несколько окон, и проживало в них до 15-20 человек. Коменданом мужского общежития был Колпаков Василий Арсентьевич, женского- Фыряева.

Детская память Зайцевой В.М. сохранила воспоминания своеобразной качели напротив построенного клуба - в поселке эту качель называли гигантскими шагами - она представляла собой столб с веревками: 4 веревки с петлей прибиты к столбу.

«Садишься в петлю и, оттолкнувшись, летишь. Иногда палкой «поднимаешь» человека, сидящего на петле, вверх, бежишь - тем самым разгоняешь сидящего, и тот летит по кругу.

И тогда тебе видна вся округа- это своеобразная карусель»,-рассказывает Вера Михайловна.(Из интервью с Зайцевой, октябрь 2012г., г.Тихвин)

В конце 50-х по центру парка перед клубом установили памятник В.И. Ленину. Для жителей Красавы этот день был праздником. Все жители вместе с детьми пришли на открытие. Маленьких детей отцы садили на плечи, чтобы можно было увидеть памятник.

В поселке у каждого дома были качели. Чаще всего между деревьями прибивалась деревянная перекладина, через нее перебрасывали толстые веревки, приделанные к деревянной доске, которая выполняла роль сиденья.

У памятника Ленину 22 апреля и 19 мая принимали ребят в пионеры, выстраивали почетный караул из числа лучших учеников.

Была в Красаве и своя кипятилка - вербованные рабочие после работы брали в ведра кипяток для бытовых нужд. Кипятилка представляла из себя небольшой деревянный домик с окном. Летом брали воду прямо из крана, выведенного на улицу, а зимой можно было заходить в домик и брать из крана воду там. Везде в поселке были колонки. В первых домах на улице Комсомольской, Больничной водопровода не было.

10 июля 1952 года в целях улучшения медицинского обслуживания рабочих торфопредприятия "Ларьян" была открыта больница на 10 коек, которая тоже (со слов жителей) находилась на улице Школьной. До открытия больницы был фельдшерский участок. Тяжелых больных, рожениц, отправляли в Тихвин на санитарной дрезине.

Позднее построили специальное одноэтажное здание больницы, в котором размещалось родильное отделение, проводили здесь и операции. «В 1954 году в Красавской больнице родилась моя двоюродная сестра. Врачи были высококлассными специалистами, пользовались особым уважением граждан», - рассказывает Зайцева.(Из интервью с Зайцевой В.М., октябрь2912г).

В самой больнице был физиокабинет, лаборатория (брали анализы), зубной кабинет; в жилом доме №7, в квартире, была размещена амбулатория. Патронажной сестрой работала Федорова Надежда Константиновна, которая добросовестно выполняла свои обязанности, регулярно посещала на дому беременных женщины и проводила необходимые обследования. Фельдшером работала Янченко Нила Дмитриевна. Ее уровень медицинской подготовки был настолько высок, что жители поселка считали ее доктором. Позднее в Красаву приехал врач Нейбауэр Римма Сергеевна.

В Касавской больнице работали медицинские сестры Екатерина Трубавина, Галина Мельникова, Надежда Белякова.

Строганова Татьяна работала в больнице лаборантом - брала кровь для анализа и сама делала анализы. Афонина Лидия Алексеевна работала завхозом больницы. Она же была в поселке и портнихой.

Построили большую столовую с колоннами и террасой. В праздники на террасе устанавливались столы, выставлялся буфет, и жители поселке семьями отдыхали, угощаясь лимонадом и конфетами с пирожными.

Повар-кондитер еврей готовил отлично. Зайцева В.М. поясняет:

«В праздники за столовой на поляне усаживался духовой оркестр, и начинался концерт. Женский хор исполнял популярные песни, чаще всего из полюбившихся фильмов».(Из интервью с Зайцевой В.М.)

Со слов Зайцевой В.М., по-особенному вкусными и внешне красивыми были пирожные, украшенные кремом и грибками. Вера Михайловна дополняет свой рассказ: «Помню в столовой продавали конфеты- петушки, всадники на палочке и даже был леденец в форме пистолета. Мы любили смотреть на большой черный буфет».

Шалкина (Бубнова) Тамара Васильевна, выросшая в Красаве, вспоминает: «В поселке была хорошая столовая, ее посещали все жители, даже покупали готовую еду домой - так качественно и вкусно были приготовлены блюда.

С детства запомнился большой зал столовой, высокий потолок, красивые люстры и огромный старинный дубовый черный буфет- ручная работа какого-то мастера. Нам говорили, что этот буфет привезен из какой-то усадьбы. Но достоверность этой информации под сомнением».

Другая бывшая жительница Красавы, одноклассница Бубновой, Калинина (Мурзанова) Татьяна Николаевна дополняет рассказ: «В столовой готовили очень хорошо. Мама меня часто водила поесть гречневой каши, потому что в магазине в продаже гречки не было, а она полезна для здоровья».

Одноклассница Бубновой Юданова (Лапина) Ирина Николаевна также вспоминает высокий уровень работы поваров столовой, обслуживание населения: «Мы часто ходили обедать в нашу столовую. Готовили очень вкусно, порции были большие. Люди работали очень доброжелательные».

Досуг.

 

В 1953 году открыли новый клуб – отдельное здание с колоннами. Большое крыльцо-терраса было обрамлено резными перилами. В клубе был вестибюль, зал для праздников, биллиардная, кинозал со сценой, «курилка»- отдельная большая комната около туалетов.

Около клуба разбили парк, школьники посадили деревья. Парк оградили забором.

В клубе проходили концерты художественной самодеятельности.

Был создан свой духовой оркестр. Духовой оркестр выступал с концертными программами, чаще всего у себя в клубе и в поселке Багерный, где жили временные рабочие. Духовой оркестр для жителей олицетворялся с важными событиями в жизни людей. Под звуки духового оркестра провожали и встречали с войны, кружились в вальсе с любимой; чествовали передовиков производства. Одним словом, оркестр- это олицетворение трудовых побед и успехов первостроителей Красавы, которые в минуты праздника ощущали радость и гордость за себя, за свою малую родину.

В 1954 году заведующим клубом был Мурзанов Николай Николаевич, впоследствии-Коротков Альберт Александрович.(60-70-е годы), баянистом был Павлов Евгений Викторович. Киномехаником работал Лобанов Николай. Ежедневно в клубе демонстрировались художественные фильмы, но перед киносеансом обязательно была показана хроника новостей Советского Союза. Опаздывающих на сеанс впускали в зрительный зал только после киножурнала, после хроники. Выходной день в клубе - понедельник. В день показывали фильмы -2-4 сеанса: в 15.00., 17.00., 19.00., 21.00.

Цена билета для детей 5 копеек, для взрослых - 20 копеек.

В правом крыле клуба расположилась библиотека, заведующей библиотекой была Лямина Агриппина Михайловна. В длинном помещении расставлены стеллажи с книгами, рядом - читальный зал.

Вокруг построенного клуба разбили сквер. Школьники высаживали акации. Учитель биологии Петрова составляла план посадок и по улице Комсомльской.

Родители в Красаве занимались воспитанием своих детей. «У нас в доме был фильмоскоп-роскошь по тем времена. Папа в Ленинграде купил диафильмы - их у нас было около 20. Зимой соседские ребята приходили к нам вечером, садились все в длинном коридоре на пол (тогда в квартирах было очень-очень чисто), на дверь вешали белую простынь (она служила экраном), и начинался сеанс»,- рассказывает Калинина. (Из интервью с Калининой Т.Н., октябрь 2012г.)

 

Праздники.

Каждая традиция в поселке находит свое проявление в соблюдении правила, обычая, выражаемого нормой поведения, способом общения, праздником.

«В морозный вечер долго топили печку - для нагрева сразу двух комнат. Всей семьей садились на пол у печки, в тлеющие угли бросали картошку, а в ожидании «печенки» (так называли печеную картошку) папа читал нам книжки. Помимо сказок - классику, «Кавказского пленника» Льва Толстого.

Запомнился день, это было воскресенье, когда папа вслух читал маме (а она готовила на плите обед) отдельные главы какой-то страшной книги о жизни заключенного. Помню: у папы скатывалась слеза при чтении. Эту книгу в виде журнала –«Новый мир» брали читать соседи. Уже позднее я узнала, что это была повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», опубликованная в 1962 году в журнале «Новый мир». А у папы репрессировали отца в 1937 году. А в начале войны он погиб по дороге на фронт. (Возвращался он из ссылки из Комсомольска-на-Амуре).

В нашей семье всегда, пока жили в Красаве, выписывали этот журнал.

Да и вообще подписчики мы были очень активные, как и многие жители поселка. Мы получали и детские журналы «Мурзилку», «Искорку», всегда газету «Правду» - печатный орган Коммунистической партии Советского Союза, «Пионерскую правду», «Ленинские искры» -это детские газеты, журналы «Здоровье», «Крестьянку».

Маме как активному подписчику однажды от Союзпечати вручили как-то большой настенный глянцевый календарь с яркими картинками.(Тогда это тоже было роскошью). Мы его хранили несколько лет - настолько он был красив»,- рассказывает Калинина.

Летом ребятишки играли только на улице. «Играли за сараями в лесочке. Там дощечками вычищали место под «квартиру», из сухих еловых иголок «делали» границу своей территории, раскладывали игрушки и играли «в дом». Никто из детей чужого не брал, поэтому иногда «обустроенные» игровые дома существовали долго - все было на месте, никто не разрушал»,-продолжает свой рассказ Калинина.

Напротив клуба на перекрестке дорог на электрическом столбе висел радиопродуктор, который работал с 6.00 до 24.00. Так все жители знакомились с новостями, происходившими в стране.

В поселке был стадион, футбольное поле, волейбольная площадка.

Калинина Т.Н. рассказывает: «Мужчины играли в городки - для этих целей была сделана ровная площадка за зданием столовой между соснами. Был стадион - мужчины играли в футбол. Достаточно большую площадку «отвоевали» от болота. С одной стороны поля были установлены скамейки для болельщиков. Зимой мужчины засиживались в клубе, в биллиардной». (Из интервью с Калининой Т.Н., сентябрь 2012 года).

Новый год встречали всем поселком, в клуб приходили до встречи нового года - часам к 10 вечера, перед 12 –ю часами уходили домой или к друзьям проводить и встретить Новый год, а затем после встречи снова возвращались в клуб в карнавальных костюмах. (Костюмы шили сами). В большом вестибюльном зале проходил праздник: театрализованное представление, проводились танцевальные конкурсы, игры.

В основе праздника - сценарий, художественная основа, которая несет в себе эмоциональную воспитательную силу. Театрализация действует в области эмоций, чувств, переживаний. «Они рождаются и утверждаются только и тогда, когда для этого появляются необходимые условия. Их жизненность в том, что они возникают исключительно из стремления самих людей, обусловливаются обстановкой жизни, труда и традициями». (Цитирую по книге В.А. Руднева «Обряды народные и обряды церковные», с.128).

Всем участникам дарились памятные подарки. «После 2-х часов ночи клуб наполнялся людьми в красочных костюмах. Люди были веселые, нарядные, пьяных не было. Гулянье продолжалось всю ночь до 5-6 утра»,-рассказывает Зайцева В.М.

Таким образом, мы можем утверждать, что клуб являлся площадкой, на которой через ритуал осуществлялась регуляция поведения жителей поселка.

В святки по поселку ходили ряженые. Юданова И.Н. рассказывает: «В святочную неделю ходили ряженые в костюмах сказочных героев: Бабы Яги, Кощея, Волка. Разыгрывали соседей, шутили, а хозяева угощали сладостями: конфетами, пирогами. Иногда после такого посещения утром было не открыть дверь (В Красаве часто двери на ночь не закрывали на ключ). Ночные гости со стороны коридора или улицы подпирали двери большой палкой.

Часто у дверей оставляли метлу- «голик»-символ нечистой силы».(Из интервью с Юдановой, октябрь 2012г., г.Тихвин).

Другая бывшая жительница Красавы Калинина Т.Н. также вспоминает приход ряженых: «Лиц было не узнать - так сильно они были разукрашены углем и помадой. Каждый ряженый старался сделать все, чтобы не быть узнанным. Узнанный разоблачался, и его функция на этом исчерпывалась. И часто лица были скрыты масками страшных животных - персонажей народных сказок: Волка, Медведя.

А шкурой, например, медведя служила шуба-дубленка с длинным мехом больших размеров. Маски в основном делали сами. В магазине они были редкостью».

Данные факты свидетельствуют об общей тенденции: жители поселка переиначили на свой лад церковный календарь, святцы, приспособив их к хозяйственным и бытовым нуждам, сохранив приверженность к «языческому» почитанию сил природ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: