Учимся жить в многонациональном обществе




Ход урока

Этапы урока Работа учителя Работа учащихся
Организационный момент Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто у вас сегодня дежурный? Назовите отсутствующих.   Приветствуют учителя, садятся. Дежурный называет отсутствующих, садится.
Мотивационный этап Все мы с вами живем в одном из самых, не побоюсь этого слова, больших по территории государств. Это, конечно же, Россия. Но Россия это не только территория…Россия это прежде всего люди…Причем люди различного происхождения и национальности. Слушают.
Проблемная ситуация Сейчас я вам расскажу притчу и мы обсудим ее.(Задание 3 на стр. 130) В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза. Как вы думаете, о чем говорит эта притча? Объясните, как вы оцениваете ответ человека волшебнику? Мы не зря начали с этого наш сегодняшний урок. Ведь именно отношения между различными нациями, народами всегда волновали и будут волновать людей. Слушают.   Думают, дают свои ответы.   Предполагают: Эта притча говорит нам о том, что 1)племенная вражда существовала с давних времен 2)говорит нам о жадности и ненависти (одних к другим) Предположения: грубый, связан с причинением вреда как себе, так и другому.
Изучение нового материала Поэтому тема нашего урока: «Нации и межнациональные отношения». Прежде чем приступить к ознакомлению с новым для вас материалом, мы временно разделимся на команды (6 человек в одной команде). Россия, США, Великобритания – многонациональные страны. Каждая команда должна выбрать капитана, который будет ее представлять. На учительском столе лежат карточки (см. Приложение 1), в которых перечислены различные народности, живущие в каждой стране. Задача капитанов найти нужные карточки для своей страны. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как вы распределили народности по этим странам? Вот видите, сколько различных народностей может жить в одном государстве? А как вы думаете, будут ли возникать конфликты в каждой из этих стран? Поэтому наша с вами задача - видеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия; выявить причины межнациональных конфликтов.   При помощи учебника выпишите опорные понятия урока: этнос, нация, национальность.   Учитель контролирует деятельность учеников.     В современном мире существуют определенные признаки, благодаря которым мы можем говорить о том, определенная общность людей это нация, или что-то другое. Запишем признаки нации. Минутка игры. Я буду называть общности людей, вы будете отвечать – к какой группе они принадлежат: - итальянцы (нация); - кривичи (племена); - саксонцы (народности); - эвенки (народности); - радимичи (племена); - баски (народности); - русские (нации); - ирландцы (народности); - дреговичи (племена); - англичане (нация); - вятичи (племена); - испанцы (нации).   Обратимся к истории. Во второй половине 80-х годов 20 века в некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В различных районах возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Эти конфликты были дестабилизирующими для всех и каждого. Так каковы же причины этих конфликтов? (Работа со страницей учебника 126-127) Конфликт межнациональный - одна из форм обострения политической обстановки, национальных отношений внутри многонационального государства. Исходя из написанных пунктов выведем правило: «Каждый человек, к какому бы этносу он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом». Записывают число и тему урока.     Выступают со своими ответами.     Да, могут возникать.   Записывают определение «этнос». Этнос – это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос – это то, что составляет индивидуальность, неповторимость народа, то, что отличает один народ от другого.     Записывают определение «нация». Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. Признаки нации: 1)общая территория; 2)развитая экономика; 3)государство; 4)национальное самосознание; 5) знание и уважение национальных обычаев, праздников, традиций; 6) чувство национального достоинства и национальной гордости. Записывают определение понятия «национальность». Национальность – это осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности.     Конфликт межнациональный - одна из форм обострения политической обстановки, национальных отношений внутри многонационального государства.     1)территориальные споры 2)неравенство социально-экономических условий 3)языковой барьер   «Каждый человек, к какому бы этносу он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом».
Творческая самостоятельная работа Какие документы, определяют национальную политику в нашей стране? 1. КРФ (1993 года). 2.«Концепция национальной политики РФ» (1996 года).   Ваша задача такова: изучить статьи Конституции РФ № 13, 19, 26,29,65,69. См. Приложение 2. Анализируют статьи, приводят примеры, делают выводы по вопросам: Какие конституционные положения отражают принципы национальной политики? -уважение к людям всех наций-ст.26; -равенство – ст.19,69; -принципа толерантности (терпимости) –ст. 13,29; - сотрудничества и демократизации национальной политики ст. 26,65 Документы, определяющие национальную политику в нашей стране: 1. КРФ (1993 года). 2.«Концепция национальной политики РФ» (1996 года).   Конституционные положения отражающие принципы национальной политики: -уважение к людям всех наций-ст.26; - равенство – ст.19,69; -принцип толерантности(терпимости) –ст. 13,29; - сотрудничество и демократизации национальной политики ст. 26,65  
Рефлексия Вспомните, что такое этнос, нация, национальность? 2)Тяжело ли в современном мире людям с различным этносом, культурой, традициями жить в одном государстве? 3)Как разрешить межнациональные конфликты? Припоминают, отвечают на поставленные вопросы.
Домашнее задание §15, выбрать одну из понравившихся стран и описать в тетради их традиции, обычаи, культурные ценности. Записывают домашнее задание.
Итог урока Выставление оценок в дневник. Подводя итоги урока, мне бы хотелось каждому из вас раздать памятку: «Учимся жить в многонациональном обществе» См. Приложение 3.  

 

 

Приложение 3.

Учимся жить в многонациональном обществе

1. Не забывай, что люди разных национальностей имеют в нашей стране одинаковые права, которые гарантирует Основной закон государства — Конституция Российской Федерации.

2. Всегда помни, что нет хороших или плохих национальностей. Человек любой национальности может быть хорошим или плохим.

3. И в учебной, и в трудовой деятельности настраивайся на сотрудничество с людьми любой этнической принадлежности.

4. Если в коллективе, в котором ты учишься или работаешь, есть люди, которые по этнической принадлежности отличаются от большинства членов коллектива, относись с пониманием к особенностям их национальной культуры.

5. Если рядом с тобой живут, работают или учатся представители других этнических групп, относись к ним с таким же уважением, как к людям своей национальности.

6. Никогда не употребляй слова и выражения, унижающие или оскорбляющие людей другой национальности.

7. Помни, что люди другой этнической принадлежности имеют такое же право общаться между собой на родном языке, как и ты сам.

8. Если ты живёшь на территории, где большинство населения — люди другой национальности, знакомься с их культурой, уважай их традиции и обычаи.

9. Никогда не поддавайся на призывы тех, кто хотел бы посеять межнациональную рознь. Помни, что сотрудничество и взаимопонимание народов России — важный источник её силы и благополучия.

 

 

Приложение 1.

Англичане

Шотландцы

гэлы (горцы)

Валлийцы

Ирландцы

Американцы

Афроамериканцы

Англоканадцы

Ольстерцы

Мексиканцы

Эскимосы

Индейцы

Алеуты

Русские

Татары

Украинцы

Казахи

Азербайджанцы

Удмурты

Ногайцы

Энцы

 

 

Приложение 2

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 65

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия; Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область; Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения; Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Статья 69

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: