КЕРЧЕНСКИЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СУДОВОЖДЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Теория устройства судна»
ТЕМА: ”Расчет посадки и остойчивости судна
в эксплуатационных условиях”
Работа защищена с оценкой
________________________
«____»__________2005г.
______ ст.преподаватель
И.И.Бендус
Выполнил студент гр.ДСПР-21
Чумаченко П.Ю.
Керчь,2000
Исходные данные к курсовой работе.
РТМС «Прометей»,Мо = 3450 т, Xg0 = -3,6м, Zy0 = 6,92м. Судно 10% запасов 35% груза.
Часть 1. Основные технико-эксплуатационные характеристики судна. Класс судна Регистра Судоходства.
ü Длина наибольшая: 101,8 м
ü Длина между перпендикулярами: 91,8 м
ü Ширина судна: 15,2 м
ü Высота борта до ГЛ палубы: 6,9 м
ü Высота борта до верхней палубы: 9,7 м
ü Осадка порожнем носом: 2,16 м
ü кормой: 6,33 м
ü Осадка в грузу носом: 5,13 м
ü кормой: 6,61 м
ü Дедвейт: 1904,0 т
ü Грузоподъемность: 1277,3 т
ü Валовая Регистровая вместимость: 4407,0 р.т.
ü Чистая Регистровая вместимость: 1322,0 р.т.
ü Мощность ГД 2850 кВт
ü Тип движителя: ВРШ
ü Частота вращения винта: 214 об/мин
ü Паспортная скорость: 14,82 узла
ü Класс судна Регистра Судоходства: КМ¶Л2 1 (рыболовное)
Часть 2. Определение водоизмещения, координат центра тяжести и посадки судна. Контроль плавучести и остойчивости судна.
Информация об остойчивости судна.
М,т | X,m | Z,m | M*X,t*m | M*Z,t*m | ||
Тяжелое топливо N7 | 9,1 | 21,28 | 0,42 | 193,648 | 3,822 | |
N8 | 17,3 | 19,46 | 0,42 | 336,658 | 7,266 | |
N13 | 23,3 | 9,68 | 0,62 | 225,544 | 14,446 | |
N14 | 20,0 | 8,87 | 0,62 | 177,4 | 12,4 | |
N34 | 13,6 | -24,58 | 1,76 | -334,288 | 23,936 | |
N35 | 12,4 | -24,42 | 1,73 | -302,808 | 21,452 | |
N36 | 20,4 | -30,09 | 1,76 | -613,836 | 35,904 | |
N37 | 15,9 | -29,64 | 1,93 | -471,276 | 30,687 | |
Смазочное масло “цирк.” 28 и 29 | -14,61 | 0,38 | -409,08 | 10,64 | ||
N30 | 3,0 | -13,61 | 0,26 | -40,83 | 0,78 | |
N48 | 0,4 | -22,77 | 6,10 | -9,108 | 2,44 | |
Отстойная цистерна N32 | 2,9 | -20,03 | 0,49 | -58,087 | 1,421 | |
Отработанное масло N33 | 4,1 | -21,14 | 0,25 | -86,674 | 1,025 | |
Рефмаш. oтраб. масл. N25 | 0,6 | -33,59 | 0,41 | -20,154 | 0,246 | |
Цистерна шлама N42 | 6,1 | -24,08 | 2,41 | -146,888 | 14,701 | |
Сборная цистерна N9 | 6,6 | 16,7 | 1,6 | 110,22 | 10,56 | |
Цистерна сточн. Вод N10 | 6,9 | 17,48 | 0,34 | 120,612 | 2,346 | |
Льяльная вода | 19,1 | -14,52 | 0,59 | -277,332 | 11,269 | |
Мытьевая вода N11 | 14,4 | 3,66 | 345,6 | 87,84 | ||
N12 | 21,7 | 14,58 | 4,18 | 316,386 | 90,706 | |
Питьевая вода N19 | 13,2 | -1,98 | 3,71 | -26,136 | 48,972 | |
N20 | -1,84 | 3,84 | -44,16 | 92,16 | ||
N21 | 13,2 | -1,9 | 3,66 | -25,08 | 48,312 | |
Котл. пит. вода N22 | 5,8 | -1,9 | 3,09 | -11,02 | 17,922 | |
Конденсатный бачок | 1,3 | -20,75 | 5,9 | -26,975 | 7,67 | |
Провизия | 3,3 | 22,9 | 4,8 | 75,57 | 15,84 | |
Заморож. рыба внизу | 184,1 | 2,7 | 2,76 | 497,07 | 508,116 | |
Тара в грузовом трюме | 13,8 | 1,2 | 5,90 | 16,56 | 81,42 | |
Тара в рыбцехе | 1,0 | 0,1 | 8,60 | 0,1 | 8,6 | |
Рыбомучной трюм | 43,9 | -32,4 | 5,30 | -1422,36 | 232,67 | |
Тара в трюме | 2,6 | -24,4 | 5,0 | -63,44 | ||
Консервы | 5,2 | -25,9 | 8,40 | -134,68 | 43,68 | |
Тара | 2,1 | -25,9 | 8,4 | -54,39 | 17,64 | |
Рыбий жир N39 | 6,2 | -41,33 | 6,21 | -256,246 | 38,502 | |
Цист.пред.охл.рыбы 3 | 23,8 | -41,08 | 7,32 | -977,704 | 174,216 | |
20,7 | -40,87 | 7,29 | -846,009 | 150,903 | ||
Рыба в обработке | -17,9 | -286,4 | ||||
Рыба в РМУ и бункере для отбросов | -37,4 | 6,7 | -224,4 | 40,2 | ||
Промысловое оборуд, ЗИП | 74,9 | -36,02 | 9,45 | -2697,898 | 707,805 | |
Экипаж с багажом | 19,1 | 10,5 | 462,3 | 241,5 | ||
Порожнее судно | -3,6 | 6,92 | -12420 | |||
Сумма | 4189,5 | -19432,591 | 26875,015 |
1. По результатам вычисления получим.
Водоизмещение судна: M = Smi = 4189,5 (т)
Статический момент относительно мидель-шпангоута:
Mx = Smixi = -19432,591 (т*м)
Статический момент относительно основной плоскости:
Mz = Smizi = 26875,015 (т*м)
Координаты ЦТ судна: Xg = Mx/M =-19432,591 /4189,5 = -4,638(м)
Zg = Mz/M = 26875,015/4189,5 = 6,415 (м)
Объёмное водоизмещение судна:
V =M/p= 4189,5/1,025=4087,317 (куб.м.)
Cтатический момент относительно плоскости мидель-шпангоута:
Mxv =V*Xg=4087,317 *(-4,638)= -18956,98 (т*м)
2. Осадки носом и кормой (по диаграмме посадок) полагая, что Xc » Xg, находим точку пересечения М и Xc, построенных для найденных значений указанных величин:
dн = 3,52 (м)
dк = 5,68 (м)
3. Поперечная метацентрическая высота:
dср = (dн+dк)/2 =(3,52+5,68)/2=4,6 (м)
h = r+Zc-Zg =Zm-Zg=6,95-6,65= 0,3 (м)
(значение Zm находим по КЭТЧ).
4. Соответствие плавучести судна требованиям Регистра судоходства:
Соответствие остойчивости: Zgкр = 6,92 м, Zg =6,415 м, Zg<Zgкр
Т.е. остойчивость судна соответствует требованиям Регистра СССР.
Часть 3.Расчёт и построение диаграмм статической и динамической остойчивости.
1. Для РТМС «Прометей» диаграмму статической остойчивости строят с помощью универсальных диаграмм статической остойчивости. Для заданного варианта загрузки плечи статической остойчивости при различных углах крена снимают между кривой и прямой линиями, построенными соответственно для полученных ранее значений V и h.
Крен, гр. | ||||||||||
Плечо стат. Остойчивости,м. | 0,06 | 0,19 | 0,43 | 0,68 | 0,76 | 0,79 | 0,69 | 0,44 | 0,36 |
2. Так как диаграмма динамической остойчивости является интегральной кривой по отношению к диаграмме статической остойчивости, плечи динамической остойчивости при углах крена 10,20,30… градусов и т.д. могут быть использованы следующие зависимости:
Плечи динамической остойчивости L, (dq = 0,174 рад)
Ld (10) = 0,5*dq*(L0 +L10)
Ld (20) = 0,5*dq*(L0+2L10+L20)
--------------------------------------
Ld (q) = 0,5*dq*(L0+2L10+2L20+---+Lq)
Крен, гр. | ||||||||||
Плечо дин.. остойчивости,м. | 0,005 | 0,027 | 0,081 | 0,177 | 0,303 | 0,435 | 0,566 | 0,665 | 0,628 |
3. Для определения метацентрической высоты необходимо на ДСО провести касательную к кривой в начале координат, отложить по оси абсцисс 1 рад и через полученную точку провести вертикаль до пересечения с касательной. Отрезок вертикали между касательной и осью абсцисс и дает в масштабе метацентрическую высоту судна т.к. dl/dq=h при q=0.
4. По ДСО определяют максимальное плечо стат. остойчивости Lmax, соответствующий ему угол крена qmax, и угол заката qзак. И сравнивают их с требуемым Регистром СССР.
Соответствие параметров ДСО нормам остойчивости Регистра судоходства Lmax = 0,79 (м), qmax = 60°, qзак = 105°. Для РТМС «Прометей» Lmax не менее 0,25 м,qзак не менее 60°, т.е. параметры ДСО, соответствуют требованиям Регистра судоходства.