Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ж].
ажма-ажна-ыжма-ыжна
яжма-яжна-ижма-ижна
южма-южна-ежма-ежна
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Ж].
Важно, нужно, можно, важный, нужный, каждый, дождик, ножницы, художник, дружный, лыжник, лыжный, книжный, одежда, надежда, нежный, прилежный.
Вражда, нужда, побеждать.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Ж].
На пеньке ложные опята. Художник рисует лыжников. Одежда промокла под дождем. На книжной полке много книг.
Лыжники бегут по лыжне. У канарейки нежный голос. Дети ели пирожные. Сегодня награждают победителей. У нас дружная семья. Зима вьюжная и снежная. Каждый день мы гуляем в ближнем лесу.
Важные документы лежат в бумажнике. Женя вырезает ножницами бумажные кружева. Жора — вежливый и прилежный мальчик. Медведь — таёжный житель. Жанна идёт к багажному вагону. Снежане купили новую одежду. После дождя можно бегать по лужам.
Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Ж].
ПРИХОДИ, ВЕСНА!
Что ты ждёшь? Не жди,весна!
Приходи! Ты нам нужна! Дружно мы возьмём бадью! Понесём её к ручью. Зачерпнём бадьёю воду
И подарим огороду.
(народная песенка)
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ж].
ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ
Стоит вьюжная и снежная зима. Приближается Новый год. Нужно готовиться к празднику. Жанна, Женя и Жора взяли ножницы и стали делать бумажные снежинки и кружева. Потом Женя вырезал ежа и жирафа, Жанна — дождик, а у Жоры получился лыжник. Дети бережно повесили бумажные игрушки на ёлку.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ш]-[Ж]
Произносить слоги, учиться различать звуки [Ш], [Ж].
ша-жа ша-жа-ша жа-ша-жа
ши-жи ши-жи-ши жи-ши-жи
ше-же | ше-же-ше | же-ше-же | |
шо-жо | шо-жо-шо | жо-шо-жо | |
ШУ-жу | шу-жу-шу | жу-шу-жу |
Произносить слова, учиться различать звуки [Ш], [Ж].
|
Шар — жар Ноша — кожа
Шапка — жатка Луша — лужа
Мешать — бежать Шёпот — жёлудь
Шея — Женя Машина — пружина
Мешок — флажок Порошок — пирожок Шутка — жутко
Мыши — ежи
Проговаривать предложения, учиться различать звуки [Ш], [Ж].
Женя — хороший лыжник. Шура ел пирожное крошечной ложечкой. Маша режет картошку ножом. У Жоры жёлтый и оранжевый карандаши. В живом уголке живут белые мыши и ужи. У Жениного братишки плюшевый медвежонок. В книжном шкафу лежат шашки и шахматы. Большой жук жужжит над ромашкой. Машина гружена мешками с картошкой. Пожарные потушили пожар.
Выучить потешку, учиться различать звуки [Ш], [Ж].
Кошка мышку не поймала
Мышка в норку убежала
И от страха там дрожит.
Кошка мышку сторожит.
Подготовить пересказ, учиться различать звуки [Ш], [Ж].
МЕДВЕЖОНОК
На день рождения Жене подарили плюшевого медвежонка с жёлтым шарфиком на шее. Женя катает медвежонка в машине, кормит его кашей с ложечки. Для медвежонка Женя сложил из кубиков трёхэтажную башню.
НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА
(иллюстрация 13)
Даша и Миша шли по дорожке. Неожиданно на лужайку выбежал ёжик. Дети подбежали к ёжику. Ёжик зашипел на Дашу и Мишу. Миша предположил: «Ёжик просит не обижать его. Дома ёжика ждут ежата». Ребятишки пожелали ёжику удачи и пошли дальше по дорожке, а ёжик поспешил к ежатам.
ШАЛУНЫ
(иллюстрация 14)
Прошёл дождик. Женя и Миша бежали по дорожке и шлёпали по лужам. Жаба увидела, как шалят Женя и Миша, и тоже шлёпнулась в лужу. Жаба окатила мальчишек дождевой водой из лужи. Жаба рассмешила шалунов.
|
КЕША
(иллюстрация 15) -
У Паши был попугай Кеша. Кеша сидел на жёрдочке в клетке и шептал: «Кеша — малыш, Кеша хороший». Однажды Паша вошёл в комнату и обнаружил, что бабушкина кошка Агашка покушается на Кешу. «Пошла вон, Агашка!»— зашумел Паша. «Кыш! Кыш, Агашка!» — зашумел Кеша.
КОТИШКА-ПЛУТИШКА
(иллюстрация 16)
Живёт у Наташи котишка, шалун и плутишка. Шалит котишка каждый день: то карандаши под шкаф укатит, то подушку порвёт, то на шторе повиснет. Недавно пришли к Наташе Алёша и Маша в шашки сражаться. Вдруг Маша как подпрыгнет: по полу к ней движется живая шляпа. Алёша от ужаса прыгнул на кушетку. А Наташа улыбается: «Это же мой котишка-плутишка шалит!»
Дифференциация свистящих и шипящих звуков
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[Ш]
Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].
са-ша | ша-са | са-ша-ша | |
сы-ши | ши-сы | СЫ-ши-ШИ | |
сэ-ше | ше-сэ | сэ-ше-ше | |
со-шо | шо-со | со-шо-шо | |
су-шу | шу-су | су-шу-шу | |
..;.... ■ | са-ша-са | ша-са-ша | |
сы-ши-сы | ши-сы-ши | ||
сэ-ше-сэ | ше-сэ-ше | ||
со-шо-со | шо-со-шо | ||
су-шу-су | шу-су-шу |
Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].
Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный.
Кусок — | мешок | Сила | шило |
Носок - | пушок | Каска | — кашка |
Сумка - | шутка | Маска | —Машка |
Крыса- | крыша | Миска | — мишка |
Писать — решать
|
Коса — каша
Лиса — Миша
Шалаш — салат
Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].
Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.
Выучить стихотворения, учиться различать звуки [С], [Ш].
ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ
На лугу горошек, кашка,
А кувшинки у реки,
Вдоль дорог цветут ромашки,
А на поле — васильки.
Колокольчик на опушке
Мне кивает головой.
Колокольчик на опушке
Светло-синий, голубой.
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
ГОЛОЛЁД
Я песком посыплю густо Всю дорожку у ворот, А ещё ступеньки, спуски, Потому что — гололёд.
ПОДАРКИ
Дед Мороз принёс подарки:
Шашки, шахматы и марки,
Кукол, мишек и машины,
Две хлопушки и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка.
НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ
Намою ладошку лист похож у клёна,
Осенью — оранжевый, летом он зелёный.
Словно перышки, листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты,
У каштана — словно опахала,
Было листьев очень много летом, Осенью их очень мало стало.
ВЕРБА
Самый первый день весны, Самый-самый первый.
На опушке, у сосны, Распустилась верба.
Проговаривать скороговорки, учиться различать звуки [С], [Ш].
Стеша спешила, Рубашку шила,
Да поспешила — Рукав не дошила.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Как в капюшоне
Он смешон.
Подготовить пересказ, учиться различать звуки [С], [Ш] в тексте.
КОШКА -
У Саши пушистая кошка Салли. Салли послушная. Она бесшумно ходит по дому. Часто кошка спит на солнышке. А когда стемнеет, кошка ловит в сарае страшных мышей.
АЛЁШИНА ШАПКА
(иллюстрация 17)
Шёл Алёша из школы и увидел на старой черешне полосатую кошку. Алёша хотел спугнуть кошку и бросил в неё шапку.
Шапка повисла на ветке. Что делать? Пришлось Алёше лезть на черешню за шапкой. Будешь знать, как шалить, Алёша!
У БАБУШКИ
(иллюстрация 18)
Гостила Алёнушка у бабушки в селе Шишкове. А у бабушки были барашек-шёлковая шубка, петушок-красный гребешок, кошка-пушистый хвост, а в саду под кадушкой — лягушка-квакушка. Вышла Алёнушка в сад, а там бабушка барашку шёлковую шёрстку чешет, петушок под окошком горошек клюёт, кошка на солнышке спит, лягушка под кадушкой прячется. А Алёнушка пошла собирать вишни.
Отработав произношение звуков [С] и [Ш] в словах, провести подвижные игры.
БЕЛКА СМЕЛКА
Белка Смелка в лес ходила, Идут по кругу, взявшись за руки
Белка с ёлки шишки сбила. Останавливаются, четыре прыжка на
носочках.
Шишки сбила, ШИШКИ ЕЛА Поочерёдно подносят руки ко рту.
Шишки ела, нам велела.
А МЫШИШЕК НЕ ЕДИМ,Бегут по кругу.
Белке СмелкЕ ОТДАДИМ. Останавливаются, делают бросательные
движения.
снегири
Вот на ветках, посмотри_ По четыре хлопка руками по бокам и
В красных майках снегирипо четыре наклона головы.
На первое слово нияруками, |
частые потряхива- |
Распушили перышки,
на второе - хлопок по бокам. По два поворота головы на каждую строку. Разбегаются по группе, взмахивая руками. |
Греются на солнышке. — Головой вертят,
Улететь хотят!
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [3]-[Ж]
Проговаривать слоги, учиться различать звуки [3], [Ж].
за-жа жа –за за-жа-жа
зы-жи | жи | -зы | зы-жи-жи | ||
ЗЕ-ЖЕ | же- | зэ | ЗЕ-ЖЕ-ЖЕ | ||
зо-жо | жо- | зо | зо-жо-жо | ||
зу-жу | жу-зу | зу-жу-жу | |||
■:................................................... ' -; -■■■■ | за-жа-за | ||||
зы-жи-зы | жи-зы-жи | ||||
зэ-же-зэ | ЖЕ-ЗЭ-ЖЕ | '-"* - -■- '-<- ■:■■■ • - ■■ -- -■ -А.--- | |||
зо-жо-зо зу-жу-зу | жо-зо-жо жу-зу-жу |
Проговаривать слова, учиться различать звуки [3], [Ж].
Зажим, зажать, зажигалка, железо, жизнь, забежать, задержать, закружить, завизжать
Лиза — лыжа Гроза — дрожать Лизать — держать Сказать — бежать |
Тазы — ужи Корзинка —пружинка Разный — бумажный Резвый — нежный |
Звук — жук
Зал — пожар
Роза — рожа
Коза — кожа
Проговаривать предложения, учиться различать звуки [3], [Ж].
Возле лужи — зелёная жаба. Бронзовые жуки зажужжали над розами. У Зои жёлтый резиновый зайка. Зина зажигает газовую плиту. Дядя Жора режет железо. Зоя любит золотистое желе из крыжовника. Желатин нужен для заливного.
Выучить стихотворение, учиться различать звуки [3], [Ж]
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Серый козлёнок, Жёлтый утёнок,
Ёжик-иглун,
Зайка-скакун —
К нам приходите,
Сон приводите. Встаньте, зверюшки,
Ближе к подушке.
Сон посерёдке,
Тихий и кроткий.
Подготовить пересказ, учиться различать звуки [3]-[Ж].
ЖУК
Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла его на зелёную лужайку.
Отработав произношение звуков [3] и [Ж] в словах, провести подвижную игру.
ДОЖДИК
Дождик, дождик, веселей! Четыре прыжка на носочках.
Капай, капай, не жалей! Ещё четыре прыжка.
Только нас не замочи! Потянулись, сомкнули руки над головой.
ЗРЯ В ОКОШКО НЕ СТУЧИ! Четыре прыжка на левой ноге.
Брызни в поле пуще: четыре прыжка на правой ноге.
Станет травка гуще!. потянуться, руки вверх.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[3]-[Ш]-[Ж]
Произносить цепочки слогов, учиться различать звуки [С], [3], [Ш], [Ж].
са-за-ша-жа са-ша-за-жа са-жа-за-ша
сы-зы-ши-жи сы-ши-зы-жи сы-жи-зы-ши
сэ-зэ-ше-же сэ-ше-зэ-же сэ-же-зэ-ше
со-зо-шо-жо со-шо-зо-жо со-жо-зо-шо
су-зу-шу-жу су-шу-зу-жу су-жу-зу-шу
Произносить цепочки слов, учиться различать звуки [С], [3], [Ш], [Ж].
Сани — залы — шарик — жало
Суп — зуб — шут — жук
Сом — зонт — шов — жор
Лиса — Лиза — Луша—лыжа
Пасу — козу — укушу — вяжу
Носок — возок — мешок — снежок
Учимся различать звуки [С], [3], [Ш], [Ж] в предложениях.
У Оксаны плюшевый жираф и заводная мышка. Жёлтые розы стоят возле книжного шкафа. Женя катает зайку и собаку в жёлтой машине. Саша и Жанна забежали за Машей. Возле кустов жёлтые ромашки. За забором жасмин и шиповник. На дне рождения дети ели мороженое, шоколад и арбузы.
Выучить потешки, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], [3], [Ш],
[Ж]в словах.
Петушок, петушок
Носит красный гребешок,
На сапожках шпоры,
На хвосте узоры.
Конь бежит,
Вся земля дрожит
В поле травушка-муравушка
Ничком лежит.
Петушок в сапожках
Песни поёт.
Курочка в серёжках
Избушку метёт.
— Весна-красна
На чём пришла?
— На жёрдочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], [3],
[Ш], [Ж] в словах.
НОЧЬЮ
Кукует кукушка в лесу, на опушке,
В болоте, за кочкою спорят лягушки,
В сарае в соломе заблеял ягнёнок,
В ночном возле речки заржал жеребёнок.
В кроватке не спит наш Кирюшка упрямый,
Сынишке поёт колыбельную мама.
И глазки закрыл непослушный сынишка,
И выпал из рук его плюшевый мишка.
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Первый снег пушистый В воздухе кружится
И на землю тихо Падает, ложится.
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки, Солнце светит мало. Вот пришли морозы.
И зима настала.
(И.Суриков)
СНЕЖИНКИ
На что похожи лёгкие снежинки? Ответить сложно, я скажу вам прямо. На звёздочки, на искорки, на льдинки
И на салфетку, что связала мама.
НЕНАСТЬЕ.
Не пускают в гости Настю.
На дворе с утра ненастье. Дождь косой стучит в окно, Даже днём уже темно.
На газонах грязь и лужи,
Ветер в лужах листья кружит.
ЧТО ЗА ЧЕМ?
За зимой весна, за летом осень,
Отзвенит капель, придёт жара,
А потом деревья листья сбросят,
И наступит снежная пора.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж].
В БЕРЛОГЕ
Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Над его берлогой наросла белая снежная крыша. Медведь продышал в ней круглую дырку. И над берлогой вьётся тонкий парок.
(по В.Бианки)
МАЙСКИЙ ЖУК
Развернулись на берёзах нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые одуванчики. Выползают из-под земли майские жуки. Очистит жук от земли лапки, расправит крылышки и полетит. Много таких жуков в мае, оттого их майскими и прозвали.
(по Г. Скребицкому)
ЕЖЕВИКА
(иллюстрация 19)
Женя и Жанна пошли за ежевикой. За ними побежала Жучка. Ежевика растёт на опушке леса. Женя собирала ежевику в жёлтую кружечку, а Жанна — в большой кувшин. Вдруг Жучка залаяла. Она увидела ежей в зарослях ежевики. А Женя испугалась, уронила кружечку, рассыпала ежевику. «Не плачь, Женя, ежевики много, наберём ещё»,— сказала Жанна.
Отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж] в словах, провести подвижные игры.
ЛИСТЬЯ
ЛИСТЬЯ
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, расставив руки в стороны.
Листья нам под ноги тих ложатся приседают
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево.
Будто опять закружиться хотят Поднимаются, кружатся на носочках.
СНЕЖНАЯ БАБА
Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу,
Мы снежную бабу слепили у дома катят перед собой воображаемый ком.
Стоит наша баба у самых ворот Показывают руками изображение бабы.
Никто не проедет, никто не пройдет Грозят указательным пальцем
Знакома она уже всей детворе,
А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!» идут по кругу,
(И.Демьянов)
НА ЛЫЖАХ
Вся земля в снегу, Идут по кругу, изображая ходьбу на лыжах.
Я на лыжах бегу, Меняют направление движения.
Ты бежишь за мной. Останавливаются,
Хорошо в лесу зимой: поворачиваются лицом в центр
Небо ярко-синее, круга, тянутся вверх.
Ели, сосны в инее, Наклоняются, дотрагиваются
Снег сверкает под ногами. ладонями до носков. Кружатся
Эй, ребята, кто за нами на месте. Вновь идут по кругу
(А. Введенский)
Автоматизация и дифференциация
аффрикат
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Щ] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Щ].
ща-щи-ще-що-щу
щи-ще-що-щу-ща
ще-що-щу-ща-щи
що-щу-ща-щи-ще
щу-ща-щи-ще-що
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Щ].
Щавель, возвращать, угощать, пищать, прощать, трещать, площадка.
Гуща, пища, роща, щадить, площадь.
Щи, щит, щипчики, защита, плащи, трещит, лещи, пищит.
Щипцы, щипать, вещи, клещи, ящик, гонщик, выдумщик, барабанщик, каменщик, кровельщик, стекольщик.
Щель, щепка, щебет, прощение, помещение, угощение, извещение, пещера.
Щегол, ящерица.. Щёки, щёчки, щётка, щёлкать, защёлка, сгущёнка, трещотка.
Щука, щучка, щупать, щупальца.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Щ].
Дети ищут щавель. У хомяка толстые щёки. В реке лещи и щуки. Щука — опасная хищница. Вокруг дома дощатый
забор. Щенки пищат в корзине. Ящерица юркнула в щель. Овчарка — опытная ищейка. В роще щебетали щеглы. Сложи вещи в ящик.
Выучить пословицы и поговорки, отработав произношение звука [Щ].
Нет друга, так ищи, а наглел — береги. Настоящий друг познаётся в беде. В настоящей дружбе так — сам пропадай, а товарища выручай.
Подготовить пересказ, предварительно отработав произношение звука [Щ] в словах.
ЩЕНЯТА ЛАДЫ
В дощатом ящике — щенята. Их мать, ищейку Ладу, увели гулять в рощу. Щенята ищут мать и пищат. Но вот Лада возвращается. Щенята рады её возвращению.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Щ] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Щ].
ащ-ыщ-ящ-ищ ощ-ёщ-ущ-ющ ещ-ёщ-ющ-ящ
ыщ-ащ-ищ-ящ ёщ-ощ-ющ-ущ ёщ-ещ-ящ-ющ
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Щ].
Вещь, клещ, овощ, плащ, плющ, прыщ, товарищ, хвощ, хищник.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Щ].
У Ани новый плащ. На болоте хвощ. По камням вьётся плющ.
Вова — мой товарищ. Лещ — не хищник. Лук — полезный овощ.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ЩНСНС]
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С].
ща-са щи-сы щё-со щу-су
ща-ся щи-си щё-сё щу-сю
ащ-ас —- ощ-ос | ущ-ус |
ащ-ась ощ-ось | ущ-усь |
Проговаривать пары слов, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С]. | |
Вес —вещь | Пласт — плащ |
Весь — вещь | Класть — плащ |
Лес — лещ | Плюс — плющ |
Лесть — лещ | Помост — помощь |
Хвост — хвощ
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С`].
Блестящий, висящий, колосящийся, носильщик, растущий, священник, светящийся, освещение, хвостище.
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С].
На скамейке стоит ящик с овощами. Лещи, щуки и караси попались в сети. Сима посадила плющ на террасе. У Моськи слепые щенята. У Аси светло-синий плащ. У лисят хвостики, а у лисы хвостище. В роще заросли сирени. Клюв клеста напоминает клещи. Щеглы и клесты — зимующие птицы. Люся посолила овощной суп.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [Щ].
ТОВАРИЩИ
(иллюстрация 20)
Максим и Вася — товарищи. У них есть сети. Они поставили сети на леща и щуку. Много щук и лещей попалось в сети. Вытащат сети Максим и Вася, будут угощать соседей. Вкусен суп из щуки и леща!
Выучить потешку, отработав произношение звуков [Щ], [С], [С].
Щенок в дощатый ящик
Зубную щётку тащит,
И щепку, и пищалку —
Всё в ящик, как на свалку.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ч] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ч].
ча-чи-че ча-чо-чу ча-чу-чи
чи-че-ча чи-чу-чо чи-чо-че
че-ча-чи. чу-че-чо че-чи-чу
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Ч].
Чай, час, чаша, чашка, чайник, чайка, часто, алыча, каланча, причал, мочалка, качалка, молчание.
Дача, куча, туча, удача, добыча.
Чижик, врачи, грачи, калачи.
Мальчик, ключик, пальчик, лётчик, колючий, могучий, пончик, кончик, огурчик.
Чек, ручей, качели, учение, печенье.
Черепаха, черешня, черника, человек, чердак, вечер, чертополох.
Чёлка, учёба, печёнка, чёрточка, пчёлка, бачок, бычок, волчонок, галчонок, дурачок, зайчонок, крючок, крольчонок, кабачок, плечо.
Чудо, чучело, чурка, кольчуга, дочурка, печурка.
Чудак, чугун, чулан, мальчуган, жемчуг.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Ч].
У мальчугана мячик. Мама наливает чай в чашку. Папа несёт чемодан. Девочки качаются на качелях. Над черёмухой вьются пчёлы. К вечернему чаю подавали печенье. В чулане чемодан, бечёвка, чайник и чугунок. У зайчихи — зайчата, а у крольчихи — крольчата. На черешне грачи клюют личинок. Чертополох колючий.
Выучить потешки, отработав произношение звука [Ч].
В лесочке, в лесочке
Избушка на кочке.
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост
Бубенчики, бубенчики, Летали голубенчики.
Лели-лели-лели,
У нас в саду качели.
Черепахе чашку чая Чебурашка наливает.
Плыли утром по реке
Два барана в челноке. Чёрный с удочкой,
Белый с дудочкой.
Чёрный рыбку ел,
Белый песню пел.
Выучить стихотворения, отработав произношение звука [ Ч].
ЧАЙНИК
Я — чайник, ворчун, хлопотун,
сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот.
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
— Эй, люди, я с вами почайпить хочу!
(американская песенка)
БЫЧОК В КЛЕВЕРЕ
Идёт по клеверу бычок.
Его бочок, как кабачок,
Как барабан, его живот.
Он клевер целый день жуёт.
И вдруг несётся во весь дух
К бычку рассерженный пастух.
Бочком из клевера бычок.
Бочком бычок — и наутёк.
(Я. Райнис)
ПОДАРОК ЗАЙЧАТАМ
Зайчиха зайчатам купила печенье. Зайчата не ели печенье. Мученье
Зайчат накормить!
Чтобы сытыми были,
Мы им кочерыжку с сестрой
Подарили!
ГРАЧИ
Во дворе журчит ручей,
На берёзе сто грачей.
Строят гнёзда и кричат,
Скоро выведут грачат.
Отгадать и выучить загадки, предварительно отработав произношение звука [Ч] в словах.
Чёрный, проворный, Кричит: «Крак!» Червякам враг.
(Грач)
Когда апрель берёт своё,
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё,
А она — через меня.
(Скакалка)
Отработав произношение звука [Ч] в словах, выучить считалку.
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю. Сосчитайте-ка, ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять!»
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ч].
КРОЛЬЧАТА
У крольчихи Чары родились крольчата. Крольчата маленькие, как чёрные мячики. Мы принесли Чаре кочан капусты. Пусть погрызёт, а потом накормит крольчат сладким молоком. Чара сгрызла кочан, одна кочерыжка осталась.
Отработав произношение звука [Ч] в словах, провести подвижную игру.
МЯЧИК
Раз, два, прыгай мячик Взмахи правой ладонью, как удары по
Раз, два, и мы поскачем. мячу
Девочки и мальчики Ритмичные прыжки на носочках, руки
Прыгают, как мячики. На поясе
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ч] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ч]. -
ач-ич-еч оч-уч-ёч. яч-юч-ыч
ич-еч-ач уч-ёч-оч юч-ыч-яч
еч-ач-ич ёч-оч-уч ыч-яч-юч
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Ч].
Богач, врач, грач, задача, калач, кумач, плач, мяч, удача.
Бич, дичь, водичка, кирпич, яичко.
Меч, печь, речь, сечь, течь.
Дочь, ночь.
Луч, ключ, куча, туча.
Бочка, дочка, почка, кочка, ночка, мамочка, папочка, бабочка, удочка, тучка, кучка, внучка, Жучка, ручка, колючка, каблучки, паучки.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Ч].
Ванечка ловит бабочку. Анечка и Жучка бегут на речку. Шубу белую в колечках носит добрая овечка. Ночью прилетели грачи. У Ванечки в коробочке крючки. На тачке привезли кирпич. В лесу растут яблочки-дички. Около бочки тачка. У Сонечки новая ручка. У Валечки косичка.
У причала — могучий дуб. Мальчуган гнал в поле овечек и бычков. Девочки качались на качелях. Бабочка села на цветы черёмухи. У мальчика — тачка. Прилетели грачи, чижи и ласточки. Вовочка ел пончики. В бочке солёные огурчики. У врача чемоданчик с инструментами. Грач склевал червяка.
Выучить потешки, отработав произношение звука [Ч].
— Уточка да луговая,
Серая да полевая,
Где ты ноченьку ночевала?
— Под мостом, мосточком,
Под ивовым кусточком.
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик—
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызет.
Водичка, водичка!
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы губки краснели,
Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
/ *
Чики, чики, кички, Берёзовые лычки!
Летели две птички,
Собой невелички.
Ай, качи-качи-качи!
Глянь — баранки, калачи,
Глянь — баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися бараночки!
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ч].
ВМЕСТЕ ТЕСНО, А ВРОЗЬ — СКУЧНО
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра: «Не бери мой мяч!» Дети расселись по углам, но скоро им стало скучно. Отчего детям стало скучно?
(по К.Ушинскому)
58.
РАЗБИТАЯ ЧАШКА
(иллюстрация 21)
Вовочка играл дома в мяч. Мяч отскочил от стенки и разбил чашку с блюдечком. Вечером папа спросил Вовочку: «Что случилось?» «Я случайно попал по чашке мячом»,— отвечал Вовочка. «Почему ты играл в мяч дома? Ты меня очень огорчил и не получишь ничего к чаю»,— заключил папа.
РЫБАЧОК
(иллюстрация 22)
Ещё с вечера Ванечка собрался рыбачить. Он приготовил удочку, наточил крючки, накопал червей и сложил их в баночку. На рассвете Ванечка пошёл на речку, там у него было заветное местечко. Насадил Ванечка червя на крючок, закинул удочку и тут же вытащил судачка, потом щучку. Вот она — удача!
ПТИЧКА
(иллюстрация 23)
У мальчика была птичка. Мальчик учил птичку чирикать, но птичка молчала. Мальчик спросил девочку:
— Почему птичка молчит?
— Птичка хочет на волю,— отвечала девочка.
Мальчик открыл форточку и выпустил птичку. Птичка села на черёмуху и зачирикала.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ЧНСНС]
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч], [С], [С].
ча-са | са-ча |
чи-сы | сы-чи |
че-сэ | сэ-че |
чё-со | со-чё |
чу-су | су-чу |
ча-ся | ся-ча |
чи-си | си-чи |
че-се се-че
чё-сё сё-чё
чу-сю сю-чу
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч], [С], [С].
Час, часы, часок, часик, часовой, часть, частик, часто, частокол, чисто, чистить, чистый, числа, честный.
Сачок, сучок, свеча, скачок, сорочка, сумочка, семечки, синичка, саночки, сверчок, собачка, спички, Санечка, Сенечка, Симочка, Сонечка, Светочка.
Чайка — сайка Бычок — кусок Чудак — судак
Чашка — Сашка Дочка — доска Чурка — сумка Качать — кусать Точка — тоска Волчонок — поросёнок
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ч], [С], [С].
У Сонечки сачок. У Санечки красная сорочка. Светочка сидит на скамеечке. У Симочки часики. Синичка клюёт семечки. Санечка катает Сенечку на саночках. Ночью стрекочут сверчки. У часиков сломалась стрелочка. На ночном столике стоит свечка. Мама наливает чай через ситечко.
Выучить потешки, отработав произношение звуков [Ч], [С], [С`].
Наступила ночка,
Ты устала, дочка.
Дочку ждёт кроватка,
Спи, дочурка, сладко.
Киска, киска, киска, брысь!
На песочек не садись;
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.
Ночью стрекочет за печкой сверчок,
Днём он в чулане хранит свой смычок.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [С], [С`]..
Сидел старик, пил чай.
Пришёл внук, сказал:
— И мне дай чаю! Старик чаю дал и сказал:
— Чай пей, на землю не лей!
(по Л.Толстому)
Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песенку.
(по Л.Толстому)
СУДАЧОК
Утром мальчики с удочками и сачками пошли к речке. На берегу они сели на мосточек и забросили удочки. Скоро Вовочке попался судачок. Саня сачком помог Вовочке вытащить судачка.
Мама сварила из судачка суп.
Отработав произношение звука [Ч] в словах, провести подвижную игру.
Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями. Приседают, руки складывают за спину. Опять бегут по кругу, изображая полёт ласточек. |
ЛАСТОЧКИ
Ласточки летели,
Все люди глядели.
Ласточки садились,
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели,
Полетели, полетели,
Песенки запели.
Отработав произношение звука [Ч] в словах, провести пальчиковую гимнастику.
ЛАСТОЧКА
На каждую строку большой палец дважды «здоровается» с каждым пальчиком, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке |
ЛАСТОЧКА
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла? —
За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну-красну!
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ЧЦШТ']
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч], [Т], [Т'].
ча-тя тя-ча ча-та-ча
чи-ти ти-чи чи-ты-чи
че-те те-че че-те-че
чё-тё тё-чё чо-то-чо
чу-тю тю-чу чу-ту-чу
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч], [Т], [Т'].
Читать, почта, почтальон, почтовый, птичка, птичник, ткач, ткачиха, туча, тучка, точка, тачка, печать, печатный, пятачок, толочь, мачта, мечта, точно, течение, отлично, отличник, чинить, чертить, качать, отвечать.
Чашка — тяжко Крольчата — котята Врач — врать
Чайник — тянет Бочонок — ботинок Мяч — мять
Чижик — тише Значок — знаток Печь — петь
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ч], [Т], [Т'].
У волка — волчата, у кота — котята. У крольчихи — четыре крольчонка. За печкой начал стрекотать сверчок. Небо закрыли тучи. Танечка сидит на стульчике. Вовочка нёс веточку. На веточке четыре листочка. Девочки пели частушки. На лодочке мачта. У Тонечки чёрные перчатки.
Выучить потешки, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].
Летит над полем птичка.
Чирик-чик-чик.
А что несёт синичка?
Чирик-чик-чик.
Несёт она травинку.
Чирик-чик-чик.
Зачем нужна травинка?
Чирик-чик-чик.
Несёт травинку птичка.
Чирик-чик-чик.
Гнездо совьёт синичка. Чирик-чик-чик.
(осетинская народная песенка)
Л е ли-ле ли-ле ли.
В саду висят качели. Пока ребята спят, Качает кот котят.
У речки на поляне
Гулял козёл в кафтане.
Подсел козёл к костру —
Прожёг козёл дыру.
Бежит коза кафтан чинить, -
Кафтан чинить, козла бранить.
Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].
Ждёт письма мой старший брат.
Я журналу буду рад.
Папа ждёт газету.
Где же взять всё это?
Принесёт нам это он —
Наш знакомый почтальон.
Грач с грачихой на рассвете
В гнёздышко грачатам-детям
Носят в клювах червячков
И личинок, и жучков.
Чтоб росли грачатки —
Чёрные ребятки.
МЕЧЕНОСЕЦ
Ярко-красный или чёрный, Очень резвый и проворный. Длинный острый хвостик носит И зовётся меченосец.
ПАУЧОК
По прозрачной паутинке
Паучок спускается.
На прозрачной паутинке
Медленно качается.
«Лифт не нужен пауку,—
Мне сказала галка,—
У него, у паучка
В животе спускалка».
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].
НОВЫЙ ПЕРЕДНИК -
Катя решила подарить Танечке новый передничек. Достала материю, нитки, иглу и приступила к работе.
— Очень просто сшить передничек. Через полчаса он будет
готов,— говорила Катя.
Но передничек не был готов и к вечеру.
— Где же передничек? — спросили её.
— Я бы сшила передничек, только нитку в иголку вдеть не смогла,— отвечала Катя.
- Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'], [С], [С`].
НЕУДАЧНАЯ ОХОТА
(иллюстрация 24)
Паучок-старичок плетёт паутинку-сеточку, тянет тонкие ни
точки от веточки к веточке, от листочка к листочку. Хочет паучок-старичок поймать бабочку или жучка. Летела птичка-синичка, не видела тонкой сеточки, порвала паутинку. Остался
паучок-старичок без добычи.
Отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'] в словах, провести пальчиковую гимнастику.
ПЧЕЛА - Машут скрещенными ладонями; Произнося названия насекомых, загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза, руках
Как фонарики, глаза. Делают «очки» из пальчиков.
Полетали, полетали Машут скрещенными ладошками
От усталости упали Роняют ладони на стол.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч]-[Ц]
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч] и [Ц].
ча-ца ач-ац
чи-цы ич-иц
че-це еч-ец
чо-цо оч-оц
чу-цу уч-уц
ца-ча ац-ач
цы-чи иц-ич
це-че ец-еч
цо-чо оц-оч
цу-чу уц-уч
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч] и [Ц].
Цветочек, цепочка, цыплёночек, волчица, горчица, молочница, птичница, учительница, черепица, перечница.
Заяц — зайчик Птица — птичка
Палец — пальчик Синица — синичка
Курица — курочка Улица — улочка
Сестрица — сестричка
Спица — спичка
Водица—водичка
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч] и [Ц].
На полянке цветочки. Моя мама — учительница. Птичница кормит уточек. Тоня нарисовала цыплёночка. Вымой лицо водичкой. Ванечка выпил целую чашку молочка. У волчицы — волчата. Курочка снесла яйцо. Молочница принесла нам молочка. Кузница крыта черепицей.
Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ц], [Ч].
СКВОРЕЧНИК
Мы не ели и не пили,
Мы скворечник мастерили.
Очень в гости ждём скворцов,
Пу