Сегодня в основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «проектирование». Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье.
В практической реализации данного аспекта возникает потребность в разработке технологии, направленной на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.
Для полноценного развития ребёнка у родителей и педагогов детского сада должны быть доверительные партнёрские отношения. Такие отношения педагоги детского сада выстраивают целенаправленно и планомерно. Этого можно достигнуть только при соблюдении определенных условий с обеих сторон, и одно из этих условий – взаимное информирование о ребенке и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей. Программа основывается на убеждении, что вовлечение семей чрезвычайно важно для обогащения развития детей в детском саду и для использования уже имеющихся интересов и знаний ребенка, источником которых является его семья.
Программа исходит из того, что ребенок живет в семье, её влияние – основа развития и воспитания, её законы и ценности приоритетны. Конечно, профессионализм педагога чрезвычайно важен для работы с детьми. Однако его профессиональную заинтересованность в каждом ребенке не стоит противопоставлять глубокому, природой заложенному интересу к судьбе собственного ребенка. Профессионализм педагога во многом определяется тем, насколько успешно он работает в союзе с родителями ребенка. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи. Семья обеспечивает ребенку в этом возрасте, и еще долгие годы будет поддерживать такие важные составляющие жизни, как:
|
· физическое благополучие. Это и еда, и одежда, и жилище – со всеми мелкими, но важными составляющими. Это, конечно, и забота о здоровье ребенка;
· эмоциональное благополучие – это собственно родительская любовь и ласка, так необходимые малышу. Это поддержка и ощущение безопасности, которые исходят от членов семьи, которые всегда рядом. Это постоянное внимание и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
· это условия для развития – возможность ползать, ходить, бегать, лазать, играть и общаться, получать новые впечатления, игрушки, книжки и прочее;
· наконец, это просто готовность принимать малыша таким, какой он есть, прощать ему то, за что могут осудить малознакомые люди или на что могут сурово (и, возможно, не всегда справедливо) отреагировать педагоги.
Поэтому очень важно, чтобы персонал детского сада - от заведующей до младшего воспитателя – признавал главенствующую роль семьи.
Разные формы вовлечения семьи с позиции инструктора по физической культуре, которая должна следовать определенным этическим правилам:
Инструктор по физической культуре:
|
- Не говорит с позиции «сам всё знает», а задаёт вопросы
- Не руководит, а ищет решения проблем вместе с родителями
- Не оценивает ребёнка, а представляет отчёт родителям о его развитии, а спрашивает родителей о ребёнке и вместе с ними оценивает развитие.
- Не ставит цели ребёнку, а узнаёт цели и пожелания родителей в отношении ребёнка, предлагает собственное видение и обсуждает с родителями пути развития ребенка.
- Не чувствует, что уже знает ответы на все вопросы, а чувствует, что всегда хорошо получить дополнительную информацию, а также информирует родителей.
- Не задаёт родителям задание на дом, а обсуждает с родителями, что они хотят и могут сделать для ребёнка, для детского сада.
- Не применяет часто жаргон специалиста, а говорит понятным для родителей языком, объясняя все специальные термины
Формы информационного взаимодействия с родителями
· Предоставление в распоряжение родителей программы, ознакомление родителей с критериями оценки здоровья детей с целью обеспечение смысловой однозначности информации.
· Персонализация передачи информации о здоровье каждого ребенка, реализуемой разнообразными средствами
Организационный раздел