А) “Философические письма” П.Я. Чаадаева




Вопрос 1. Проблемы русской истории в отечественной философии 19в.

а) “Философические письма” П.Я. Чаадаева

Вопрос о месте и роли России в мировой истории и смысле ее существования впервые был четко сформулирован П. Я. Чаадаевым в "Философических письмах", который, относясь идейно к западнической ориентации русской мысли, не принадлежал ни к одному общественному течению, будучи одиноким в своих исканиях.

Его концепция истории носила ярко выраженный европоцентристский характер.

Философия русской истории П. Я. Чаадаева может быть резюмирована в следующих положениях.

• Существование России в мировой истории лишено смысла, поскольку провидение отказало русскому народу в своем благодетельном воздействии.

• Русский народ существует лишь для того, чтобы преподать великий урок миру – урок того, как не надо жить. Вся история русского народа – это история нарастания рабства. У русского народа вообще нет истории, так как история представляет собой развитие во времени, которого у России не было, а было бесцельное блуждание. Чаадаев замечает, что если бы мы не занимали огромную территорию от Одера до Берингова пролива, нас бы вообще не заметили в мировой истории.

• Для того чтобы войти в мировую историю, Россия должна пойти европейским путем, не слепо копируя европейский образ жизни, а повторяя путь нравственного восхождения народов Европы.

Первое письмо

Цель религии и смысл всякого существования Чаадаев полагает в установлении на Земле «царства Божьего» или «совершенного строя». Затем он переходит к рассмотрению «нашей своеобразной цивилизации», которая, раскинувшись от Германии до Китая (от Одера до Берингова пролива), не принадлежит ни Востоку, ни Западу и только начинает приоткрывать истины, давно уже известные другим народам. Окидывая взглядом историю России, Чаадаев обнаруживает в ней «мрачное и тусклое существование», где нет внутреннего развития. Эти мысли приводят его к размышлению о народах, которые представляют собой «нравственные существа». Как и прочие существа, они имеют внутреннее строение: инертные массы («косные громады») и мыслители (друиды). При этом народы Запада (англичане, кельты, германцы, греки, римляне, скандинавы) образуют Европу, суть которой в идеях долга, справедливости, права и порядка. Чаадаев — противник идеи множественности цивилизаций, ибо неевропейские формы быта он рассматривает как «нелепые отступления». Благоденствие Европы является следствием обретения ею истины.

Смысл же России Чаадаев видит в следующем:

Мы жили и сейчас ещё живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам.

Последующие письма

Во втором письме Чаадаев подвергает критике православие за то, что оно, в отличие от западного христианства, не способствовало освобождению низших слоев населения от рабской зависимости, а, напротив, закрепило крепостничество во времена Годунова и Шуйского. Он призывает к осмысленному существованию, но критикует монашеский аскетизм за «безразличие к жизненным благам».

В третьем письме Чаадаев размышляет над соотношением веры и разума. С одной стороны, вера без разума — это мечтательная прихоть воображения, но разум без веры также существовать не может, ибо «нет иного разума, кроме разума подчиненного». И подчинение это состоит в служении благу и прогрессу, который состоит в осуществлении «нравственного закона».

В четвёртом письме он пишет о двух силах природы — тяготении и «вержении» (начальный толчок, противоположная тяготению сила). Таким образом, Чаадаев пытается преодолеть натурфилософию Ньютона, сделав акцент на движении. Также он использует понятия «объективной реальности» и «мироздания». Образ Божий в человеке, по его мнению, заключен в свободе.

В пятом письме Чаадаев противопоставляет сознание и материю, полагая, что они имеют не только индивидуальные, но и мировые формы. Так «мировое сознание» есть не что иное как мир идей, которые живут в памяти человечества.

В шестом письме он намечает «философию истории». Чаадаев считал, что история человечества должна включать имена таких деятелей как Моисей и Давид. Первый «указал людям истинного Бога», а второй явил «образ возвышенного героизма». Далее Чаадаев возвышает Эпикура, а Аристотеля именует «ангелом тьмы». Цель истории — не «космополитическое будущее», данная идея Чаадаевым активно критикуется. Космополитизм философ называет «химерой». Цель истории — восхождение к Царству Божьему. Реформацию он называет «прискорбным событием», разъединившим единую христианскую Европу.

В седьмой главе Чаадаев лестно высказывается об исламе и Мухаммеде, признавая их заслугу в искоренении многобожия и консолидации Европы. Он использует термин «арабская цивилизация »

В восьмом письме он говорит о цели и смысле истории как о «великом апокалиптическом синтезе», когда на земле установится «нравственный закон» в рамках единого планетарного общества.

Б) Славянофилы

Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.

Характеризуя славянофильство в своем произведении "Русская идея", Н. Бердяев констатировал, что это направление было первой попыткой выработки самостоятельной идеологии в России. Наибольшее значение для истории отечественной философии (в особенности для истории религиозной философии XIX–XX вв.) имело творчество И. В. Киреевского и А. С. Хомякова.

Центральной для мировоззрения Киреевского была проблема пути развития России. При решении этой проблемы он приходил к необходимости сопоставить ее с Европой, поскольку начиная с реформ Петра I, Россия стала активно перенимать европейский опыт и европейские формы жизни. Россия тесно связана с Европой на основе общей для них христианской веры, различие же между ними состоит в том, что духовная жизнь и культура Европы определялась католицизмом, а России – православием.

Центральным в философско-исторической концепции А. С. Хомякова является понятие, характеризующее русское своеобразие, которое в дальнейшем вошло в содержание "русской идеи" – это понятие "соборность". Понятие соборности как свободной общности людей, получило уже при жизни Хомякова, а особенно после его смерти, широкое распространение и применение в русской религиозной философии. Идея соборности оказала существенное воздействие на формирование всеединства В. С. Соловьева и продолжателей его дела в религиозной философии XX в. Значительным было влияние понятия соборности и на развитие социальной философии (уже у Хомякова намечается тенденция мыслить общину и общинную организацию отношений между людьми как мирской аналог соборности).

Хомяков придерживался мнения, что историю надо уважать, но она вовсе не опровергает собственного содержания соборности, которое задается духовной традицией Церкви, а не тем, реализовалось оно или нет в народной жизни какого-либо исторического периода.

В истории России произошло слияние духовных ценностей православия с народной жизнью. В результате этого оформился "дух народа", благодаря которому народ становится подлинным субъектом исторического процесса: "Русский дух создал самую русскую землю в бесконечном ее объеме, ибо это дело не плоти, а духа; он выработал в народе все его несокрушимые силы, веру в святую истину, терпение несокрушимое и полное смирение"[4].

С такой оценкой характера русского народа трудно согласиться, но то, что в качестве народа выступает не просто совокупность людей, население, а люди, объединенные общей судьбой и общими духовными ценностями и идеалами, не подлежит сомнению. Величайшая заслуга славянофилов состоит в том, что они стали рассматривать нацию как духовное явление.

В) Западники

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.

Итак, становление русской философии начиналось с горького самоотрицания.

Западничество не было однородным, в нем выделились такие течения социально-философской мысли, как либерализм и революционный демократизм.

Либерализм как течение общественной мысли никогда не пользовался широкой популярностью и с легкостью уступал лидерство более радикальным и революционным направлениям. Тем не менее либеральная традиция в России существовала. Распространение идей либерализма в России связано в первую очередь с деятельностью Т. Н. Грановского и К. Д. Кавелина.

Радикальное направление в западничестве представлено революционный демократизмом, к которому относятся такие мыслители, как В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, положившие начало социалистическому движению в России. Революционные демократы не ограничились европейским буржуазно-демократическим идеалом гражданского общества и встали на позиции социализма и воинствующего атеизма.

Наиболее полно идеи революционного демократизма были выражены в творчестве А. И. Герцена, который рассматривал философию как средство для обоснования своих политических идеалов, преобразования российской действительности революционными методами. Задача философии – содействовать нуждам эпохи, целям освобождения народа.

е – это не только прискорбная особенность русской жизни, но и ее великое преимущество перед Западом. Хранение народом в полубессознательной форме социальной правды о том, что земля должна принадлежать "всем" создает весьма благоприятную почву для перенесения в Россию социалистических идей. Русский мужик с его опытом общинного землепользования, полагал Герцен, – природный социалист.

В поздних работах Герцена видна его близость к славянофилам, с которыми его сближает вера в Россию, ее историческое призвание, понимаемое как социалистический мессианизм. Он считал, что благодаря крестьянской общине Россия может перескочить через "мещанское болото", в котором увязла Западная Европа, практически реализовать тот общественный и культурный порядок, который на Западе осуществлен лишь отчасти.

г) Н.Я. Данилевский В 1837—42 обучался в Царскосельском лицее, в 1843—47 на физико-математическом факультете Петербургского университета. В 1848 арестован по делу Петрашевского, сослан в административную ссылку в Вологду. В 1853 включен советом Русского географического общества в состав экспедиции для исследования состояния рыболовства на Волге и в Каспийском море. Всего Данилевский участвовал в работе десяти научно-практических экспедиций. В последний период служебной деятельности имел чин тайного советника и являлся членом совета министра государственных имуществ.

В книге «Россия и Европа» излагается учение о взаимоотношениях славянского и германо-романского миров, опиравшееся на философско-историческую доктрину, получившую в научной литературе наименование «теории культурно-исторических типов», предпосылками и источниками которой были: отказ от западнической ориентации в области социальной философии, интерес к славянофильству и одновременно указание на недостаточность его научно-теоретической базы, органицистский натурализм как отождествление социального и органического образований, а также специфическая теория природы (признание определяющими в организме — мире индивидуальных законов отдельных организмов, а не общего эволюционного закона).

Вопреки широко распространенному представлению об истории как об эволюционно-стадиальном движении единого человечества, Данилевский изобразил историю в виде совокупности «биографий» отдельных культурно-исторических типов (цивилизаций), каждый из которых состоит из идеальной формы и органической материи, а в качестве специфической основы выступают самобытные начала, проявляющиеся в сфере народности и не передающиеся другим типам. Поскольку культурно-исторический тип — органическое образование, его эволюция заключается в прохождении фаз жизненного цикла от рождения до «старости» и смерти. Одновременно осуществляется и культурная эволюция в направлении от первоначального этнического состояния к государственному и цивилизованному. Всего в истории он насчитывал 13 культурно-исторических типов, всесторонне проанализировав только германо-романский и славянский. Историческую миссию России видел в содействии развитию славянского культурно-исторического типа. Д. устанавливал "законы" образования культ.-ист. типов; указывал 4 разряда их ист. деятельности: религиозную, культурную, политическую и социально-экономическую.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: