Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодняшнее воскресенье, называемое Неделей Крестопоклонной, должно стать для нас не только днем поклонения Святому Животворящему Кресту Господню, но и днем размышления о том, а что же означает для нас, христиан, этот Крест.
К сожалению, для многих из нас изображение Креста Господня стало настолько привычным и обыденным, что мы очень часто перестаем осознавать главный подлинный смысл этого великого символа христианской Церкви. Надевая на свою грудь крест, делая изображение креста на косяках наших дверей, мы очень часто воспринимаем крест, как некий магический знак, как инструмент, который должен гарантировать, застраховать нас от всех жизненных неприятностей.
По существу, кощунственно мы ждем от креста легкости, радости. Мы ждем того, что ношение креста, к которому призван каждый христианин сделает нашу жизнь легкой и безоблачной. По существу, мы тем самым надеемся, что крест Господень, который мы надеваем на себя, должен избавлять нас от самого главного нашего христианского долга: следовать за Христом в несении Им этого самого главного Креста.
И здесь мы остаемся такими же самыми обезбоженными обывателями, каких часто видим вокруг себя, каких очень часто упрекаем за их далекую от подлинно христианской веру.
Давайте задумаемся над тем, к чему обязывает наш крест, тот самый крест, который мы носим на своей груди. К чему обязывает нас этот великий символ страдания Христова.
Об этом можно было бы говорить очень много, если бы не сегодняшнее евангелие. Которое очень кратко и очень емко выразило суть нашего христианского отношения к кресту. Господь наш Иисус Христос говорит нам о том, что тот из нас, кто хочет спастись должен отвергнуться от себя, взять крест свой и следовать за Ним, за Христом. В каждом слове этого евангельского повествования заключен глубокий смысл.
|
Итак, нам прежде всего необходимо отвергнуться от себя. А умеем ли мы это делать? Получается ли у нас даже тогда, когда мы становимся христианами, даже тогда, когда мы носим на себе крест Господень, это отвержение от самих себя? Увы, очень часто мы оказываемся совершенно далекими от этого самого главного подвига христианской жизни.
Входя в церковную жизнь, мы меньше всего думаем о том, чтобы отвергнуться от себя. Но наоборот, мы и в церковную жизнь часто входим, прежде всего думая о себе. Идя в Церковь, мы думаем о том, чтобы нам стало легче, стало лучше, стало благополучней, чтобы у нас появилось здоровье, чтобы было у нас благоденствие, чтобы не было не было у нас никаких невзгод и страданий. Нет для нас ничего более важного, чем наша собственная жизнь, чем наши собственные переживания, которых мы не хотим испытывать, чем наши собственные радости, которых мы хотим приобрести, как можно больше.
И от Церкви-то мы часто требуем прежде всего радости и благополучия для себя. Более того, понимая, что мы, как христиане, должны каяться, очень часто, забывая отвергнуться от себя, мы даже каясь в собственных грехах, в том числе и сейчас, во время Великого Поста, ухитряемся опять-таки не отвергаться от самих себя. Да, конечно, мы грешны, рассуждаем мы даже на исповеди. Но где-то в глубине души у нас остается ощущение того, что в конце-то концов все грешны, а мои грехи Господь должен же простить. Он же видит, какой я хороший христианин. Что я, в отличие от других, ношу крест. Что иду поклониться кресту в храм Господень. Поэтому: так ли уж глубоки мои грехи?
|
У многих из нас и к Церкви отношение складывается точно такое же, какое складывается у окружающих нас обезбоженных людей ко всему в этом мире – отношение потребителя. Мы хотим, чтобы Церковь жила для нас, а не мы жили для Церкви. И это очень трудно преодолеть в себе, очень трудно отбросить от себя. Но тем самым мы не исполняем главного завета Христова, завета об отвержении от себя.
Иногда возникает ощущение, что люди, находящиеся вне Церкви, оказываются способнее нас на это самое отвержение. Ведь когда христианин, или не христианин совершают добрый поступок, безусловно добрый поступок не христианина оказывается гораздо большим в глазах Господа, нежели добрый поступок христианина. Потому что не христианину гораздо труднее совершить добрый поступок, чем нам, христианам, просветленным учением Христовым, укрепленным благодатью Божией.
Это отсутствие способности отвергнуться себя и взять свой крест проявляет себя еще одним гораздо, может быть, более коварным образом. Мы несем на себе крест, кто золотой, кто серебряный, кто алюминиевый, кто медный. Но очень не хотим нести на себе того главного креста, который нес Спаситель.
А что есть этот крест? Это страдания. Естественно для нас от немощи нашей бояться страданий, но бывают в жизни ситуации, когда нет иного пути остаться христианином, кроме как, подчас может быть даже, добровольно принять на себя страдание. А значит, с этими страданиями и свой крест.
|
Мы хотим, чтобы наш нательный крест был гарантией от всех осложнений, от всех других крестов, от самого главного креста, который мы должны нести вместе со Христом. А Христос нам говорит, что отвержение наше должно предполагать ношение креста.
И здесь открывается перед нами еще один очень важный смысл и сегодняшнего дня и сегодняшнего евангельского чтения. Вы знаете, что вокруг нас немало людей, которые отвергаются от себя не во имя Христа. Мы часто видим каких-нибудь пьяниц, наркоманов, бомжей, которые действительно о себе совсем уже не думают. И в этом отношении, может быть, кажутся даже более достойными людьми, чем мы с вами, холящие и лелеющие свои христианские чувства.
Но вместе с тем в этих людях мы видим другое страшное искушение. Они действительно отверглись от себя, они не думают о себе, но они отверглись себя не ради Христа, не ради креста. И их отвержение от себя приводит их к духовному разрушению, духовной смерти.
Значит, недостаточно просто отвергнуться от себя. Нужно отвергнуться от себя так, чтобы это отвержение возложило на наши плечи тот единственный и неповторимый крест, который дан каждому из нас: крест наших страданий, без которых невозможно стать христианином. Только после этого наше отвержение будет исполнено смысла, будет отвержением созидательным, а не разрушающим. Ведь многие люди, отвергнувшиеся себя, идут не за Христом, а идут против Христа.
Мы должны отвергнуться от себя, взять крест свой, у каждого он особенный, и идти за Христом. Бывает так, что человек постигает всю свою немощь, всю свою беспомощность, отвергается от себя, не хочет быть таким, какой он есть. Он берет на свои плечи крест и старается достойно нести то крестное страдание, которое выпадает на его долю, но при этом может забыть о Христе. Он может быть исполнен глубокой гордыни и тогда опять-таки оказывается человеком, не исполняющим волю Божию, не идущим за Христом.
Неся свой крест, осознав свою боль, свое страдание, будем помнить не только об этой боли и страдании, но и о Христе, о Его боли, о Его страдании. И будем помнить, что наш крест, который мы несем с христианским смирением – это помощь наша Богу. А ведь Бог тоже нуждается в нашей помощи.
Мы привыкли много размышлять и говорить о том, что нам нужна помощь Божия. Это действительно так – без Бога мы не можем ничего. Но ведь и Бог нуждается в нашей помощи. Как Он нуждался тогда, когда Он был на земле и шел крестным путем на Голгофу. Тогда нашлись праведники, которые помогли нести Ему крест. Того же самого подвига Он ждет и от нас сейчас. Но как мы можем нести со Христом Его искупительный Крест? Только со смирением. Неся по-христиански свой собственный жизненный крест.
Давайте дорогие братья и сестры чаще вспоминать о том, что несение креста на своих плечах – это действительно подвиг. Что если мы дерзаем называть себя христианами и носить на себе крест Господень, мы должны быть готовыми к тому, что наша жизнь будет исполнена не радости, а скорби, не веселья, а страдания. И только тогда мы что-то поймем в церковной жизни. Только тогда мы что-то поймем в христианстве. Пусть не будет для нас креста, как чудодейственного амулета от житейских неприятностей и невзгод. Пусть для нас крест будет знаком того, что мы с достоинством и мужеством, которое было у Господа нашего Иисуса Христа, со смирением и любовью, которыми Он одарял всех людей в этом мире, мы пойдем за Христом и будем со Христом тогда. И тогда крест, некогда являвшийся орудием смерти, станет и для нас с вами орудием спасения. И тогда тот маленький крестик, который мы носим на своей груди, станет действительно знаком нашего подлинно христианского достоинства перед Богом. Аминь.