Заполняем раздел 1 декларации




Заполняем годовую декларацию по налогу на прибыль за 2005 год

Декларация по налогу на прибыль за 2005 год представляется в налоговые органы по форме, утвержденной приказом МНС России от 11.11.2003 № БГ-3-02/614 (с учетом изменений, внесенных приказом МНС России от 03.06.2004 № САЭ-3-02/351@). Инструкция по заполнению декларации утверждена приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585 (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами МНС России от 29.12.2003 № БГ-3-02/723 и от 03.06.2004 № САЭ-3-02/351@).

Налог уплачивается одновременно с подачей декларации, то есть не позднее 28 марта 2006 года.

Декларация составляется нарастающим итогом с начала года. Все суммы указываются в полных рублях. При отсутствии каких-либо показателей в соответствующей строке ставится прочерк.

Титульный лист подписывают руководитель и главный бухгалтер организации или же ее уполномоченный представитель. Листы соответствующих подразделов раздела 1, включенные в состав декларации, подписывает одно из указанных лиц.

 

Состав декларации

 

Объем годовой декларации по налогу на прибыль отличается от объема декларации, заполняемой в течение года.

В обязательном порядке организации должны представить:

-- титульный лист;

-- раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика»;

-- лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций».

В состав листа 02 входит семь приложений:

-- № 1 «Доходы от реализации»;

-- № 2 «Расходы, связанные с производством и реализацией»;

-- № 4 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу»;

-- № 5 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения»;

-- № 5а «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организацией»;

-- № 6 «Внереализационные доходы»;

-- № 7 «Внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам».

Из входящих в состав листа 02 приложений заполняются и представляются только те из них, для которых у организации есть необходимые показатели.

Лист 02 является обязательным для заполнения всеми плательщиками налога, даже если прибыли в налоговом периоде у организации не было. Остальные листы (с 03-го по 11-й) вместе с приложениями включаются в состав декларации, если налогоплательщик имеет отдельные виды доходов, расходов и иных средств, подлежащих отражению в этих листах и приложениях, если налогоплательщик осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом, применяет специальный налоговый режим и т. д.

Основной лист декларации -- 02. Именно в нем определяется налоговая база и рассчитывается сумма налога на прибыль. Чтобы избежать ошибок, данные в лист 02 нужно вносить после того, как заполнены приложения.

 

Заполняем приложения к листу 02

 

Рассмотрим порядок заполнения приложений к листу 02, представляемых в составе годовой декларации по налогу на прибыль.

 

Приложение № 1 «Доходы от реализации».

 

В этом приложении дается расшифровка доходов от реализации, отражаемых по строке 010 листа 02. Большинство строк приложения не вызывают затруднений при их заполнении, поэтому изложим порядок заполнения только некоторых из них.

По строке 010 указывается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг). Выручка от реализации ценных бумаг в эту строку не включается. Такого рода операции отражаются в специальных листах декларации.

Сумма выручки, которая приведена в строке 010, расшифровывается по строкам 011--016 и 020--050 приложения. При этом строки 020--050 заполняют все налогоплательщики, а строки 011--016 -- только организации, которые для целей налогообложения определяют налоговую базу по НДС «по отгрузке».

По строке 017 указывается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт. Организации вписывают в нее суммы от реализации товаров (работ, услуг) по всем иным экспортным сделкам, не внесенным в строки 011--016. Если у налогоплательщика есть такая выручка, то она отражается в этой строке независимо от способа определения налоговой базы по НДС.

В строках 060--100 организации записывают выручку по отдельным видам операций, убытки по которым признаются для целей налогообложения в особом порядке. Это убытки от реализации амортизируемого имущества, прав требований и полученные по объектам обслуживающих производств (хозяйств).

Строки 101--103 заполняют только профессиональные участники рынка ценных бумаг.

В строке 110 формируется общая сумма доходов от реализации. Она переносится в строку 010 листа 02.

 

Приложение № 2 «Расходы, связанные с производством и реализацией»

В этом приложении дается расшифровка расходов, связанных с производством и реализацией. Рассмотрим порядок заполнения некоторых строк.

По строке 010 отражаются прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам (работам, услугам), кроме прямых расходов по оптовой, мелкооптовой и розничной торговле, которые показываются по строкам 110 и 210.

Показатель этой строки организации должны формировать с учетом положений Закона № 58-ФЗ.

По строке 010 в составе прямых расходов необходимо указать:

-- материальные затраты, перечисленные в подпунктах 1 и 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ;

-- расходы на оплату труда персонала, участвующего в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также суммы начисленного на эти расходы ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

-- суммы начисленной амортизации по основным средствам, которые используются при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Помимо названных расходов по этой строке организации отражают иные расходы, если они отнесены к прямым на основании учетной политики для целей налогообложения;

Обратите внимание: раньше все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, включая начисленные на оплату труда производственных работников, являлись косвенными. Они отражались отдельно в составе прочих расходов по строке 100.

По строкам 020, 030 и 040 указываются материальные расходы, расходы на оплату труда и суммы начисленной амортизации, относящиеся к косвенным расходам налогового периода.

По строке 100 приводится общая сумма не поименованных в данном приложении прочих расходов. В этой строке отражаются, например, расходы на аудиторские и консультационные услуги, расходы на управление организацией, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные на оплату труда персонала, не участвующего в процессе производства.

Особое внимание при заполнении приложения № 2 следует обратить на отражение показателей по операциям, убытки по которым признаются в целях налогообложения в специальном порядке. Чтобы без ошибок заполнить приложение, нужно понять правило отражения таких убытков в декларации. Оно заключается в том, что убытки от этих операций в полной сумме должны быть указаны в строках 200--240 приложения № 2. Это позволяет не учитывать убытки при формировании итоговой строки 270 приложения.

Порядок признания для целей налогообложения таких убытков различен.

Так, убыток от реализации амортизируемого имущества признается для целей налогообложения равномерно в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования каждой единицы имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. Так определено пунктом 3 статьи 268 НК РФ. Признаваемая в налоговом периоде часть такого убытка показывается в строке 090 приложения № 2.

Следует помнить, что статья 323 НК РФ обязывает организацию вести налоговый учет операций с амортизируемым имуществом по каждому объекту.

Зачастую налогоплательщики отражают в декларации расходы, связанные с реализацией амортизируемого имущества, в составе внереализационных расходов приложения № 7. А это неправильно, так как в строках 080 и 081 этого приложения учитываются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств. Основанием является подпункт 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Порядок признания для целей налогообложения убытков при уступке права требования зависит от даты, когда происходит такая уступка. Если до наступления предусмотренного договором срока платежа, то убыток принимается для целей налогообложения в размере, не превышающем суммы процентов, которую налогоплательщик уплатил бы с учетом требований статьи 269 Кодекса. Убыток, превышающий эту сумму процентов, отражается в строке 210 приложения № 2.

Если же налогоплательщик уступил третьему лицу право требования долга после наступления срока платежа по договору, убыток от этой операции принимается частями в составе внереализационных расходов. Поэтому в приложении № 2 вся сумма убытка должна быть восстановлена по строке 220. На дату уступки права требования 50% полученного убытка отражается в составе внереализационных расходов в строках 040 и 041 листа 02. Оставшаяся половина убытка признается в составе внереализационных расходов по истечении 45 дней с даты уступки права требования. Эту сумму налогоплательщик также включает в состав внереализационных расходов (строки 040 и 041 листа 02). Кроме того, этот убыток должен быть указан также и в приложении № 7 к листу 02 (строка 110).

Если организация, купившая право требования, реализует его, такая операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Убыток в этом случае не принимается для целей налогообложения. Поэтому, восстановив его сумму в строке 230 приложения № 2, налогоплательщик больше нигде этот убыток не отражает.

Особый порядок предусмотрен и для признания убытка по объектам обслуживающих производств и хозяйств. Он содержится в статье 275.1 Кодекса.

Если условия, предусмотренные главой 25 Кодекса, не соблюдены или не подтверждены, убыток для целей налогообложения не принимается и восстанавливается по строке 240 приложения № 2.

Такой убыток может быть погашен в течение 10 лет только за счет прибыли, полученной от того же вида деятельности. Сумма переносимого убытка прошлых лет отражается по строке 260 приложения № 2.

Если же необходимые условия, которые содержит статья 275.1 Кодекса, выполнены, строки 240 и 260 приложения № 2 не заполняются. Убыток по таким объектам обслуживающих производств уменьшает налоговую базу организации в том налоговом периоде, в котором он возник.

При заполнении приложения № 2 необходимо иметь в виду еще ряд важных моментов. Так, расходы, нормируемые для целей налогообложения, в приложении № 2 отражаются в пределах установленных норм (представительские расходы, отдельные виды рекламных расходов).

Сумма начисленной амортизации, которая относится как к прямым, так и к косвенным расходам, отражается справочнопо строке 280. Причем амортизация указывается по всем основным средствам и нематериальным активам. При этом не важно, числится это имущество в налоговом учете организации на последний день налогового периода или нет.

Строки 290--311 также являются справочными. В них показываются суммы, не учитываемые для целей налогообложения в соответствии со статьей 270 НК РФ, но признаваемые расходами для целей бухучета.

 

Приложение № 4 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу»

В этом приложении рассчитывается сумма убытка (или часть убытка) предыдущих лет, который можно признать в целях налогообложения в текущем налоговом периоде.

По строке 010 показывается остаток неперенесенного убытка на начало налогового периода. В эту строку переносится показатель строки 110 приложения № 4 декларации за прошлый (2004-й) год. Показатель строки 010 включает в себя:

-- сумму убытка прошлых налоговых периодов, не погашенного на 1 января 2001 года, и сумму убытка за 2001 год, но не выше суммы убытка, числящегося на 1 июля 2001 года (строка 020);

-- сумму убытка, полученного после 1 января 2002 года (строка 030). Данная сумма указывается с разбивкой по годам его образования (строки 040--080).

Обратите внимание:в приложении № 4 отражаются только те убытки, на погашение которых направляется прибыль от основных видов деятельности. Убытки, полученные, например, от деятельности обслуживающих производств и хозяйств, в данном приложении не отражаются, так как они погашаются только за счет прибыли от деятельности этих же производств и хозяйств.

По строке 090 указывается налоговая база за налоговый период.

Сумма убытка прошлых лет, на которую можно уменьшить налогооблагаемую прибыль текущего года, не должна превышать 30% налоговой базы. Указанная сумма вписывается в строку 100. Показатель этой строки переносится в строку 150 листа 02.

Остаток неперенесенного убытка на конец года отражается по строке 110. Показатель этой строки включает в себя сумму неперенесенного убытка за прошлые годы и сумму убытка, полученного за 2005 год.

По строкам 120 и 130 расшифровывается показатель строки 110.

По строке 120 показывается неперенесенный убыток, который получен до 1 января 2002 года.

Строку 130 заполняют организации, которые получили убыток после 1 января 2002 года. Сумма такого убытка разбивается по годам в строках 140--180.

 

Приложения № 5 и 5а

Эти приложения заполняют организации, у которых есть обособленные подразделения. Оба приложения одновременно включаются только в декларацию, представляемую по месту нахождения организации. Приложение № 5а заполняется по каждому обособленному подразделению отдельно и представляется в налоговую инспекцию по месту постановки на учет каждого обособленного подразделения.

Организации, в составе которых есть обособленные структурные подразделения, уплачивают налог на прибыль в федеральный бюджет в полном объеме по месту нахождения головного подразделения. Сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в региональный бюджет, организация должна заплатить как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого подразделения.

Для расчета сумм налога, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных структурных подразделений, необходимо определить долю налоговой базы, которая приходится на каждое обособленное подразделение.

Доля налоговой базы отражается по строкам 030 приложений № 5 и 5а. В соответствии со статьей 288 Кодекса она равна средней арифметической величине двух показателей:

1) удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) по организации в целом;

2) удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества по организации в целом.

Эти показатели следует рассчитывать с учетом изменений, внесенных в порядок расчета среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества Законом № 58-ФЗ. Напомним, что данные показатели определяются за налоговый период.

Приложение № 6

 

Приложение № 6 предназначено для расшифровки сумм, указанных по строке 030 лиcта 02 декларации. Оно заполняется следующим образом.

По строке 010 показывается общая сумма внереализационных доходов.

Строку 020 заполняют организации, которые сдают имущество в аренду и у которых доходы от этого вида деятельности не являются доходами от реализации.

В строку030 записываются суммы процентов, полученных как по договорам займа, кредита, банковского счета, так и по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

В строке 040 указывается общая сумма восстановленных резервов, расходы на формирование которых предусмотрены 25-й главой Кодекса. В строках 041--043 расшифровываются суммы восстановленных резервов по сомнительным долгам, на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг.

По строке 050 отражаются доходы от безвозмездно полученного имущества. Стоимость этого имущества оценивается исходя из рыночных цен согласно статье 40 НК РФ. Но при этом эта стоимость не может быть ниже остаточной стоимости амортизируемого имущества, определяемой по правилам налогового учета, или затрат на производство (приобретение) иного имущества. На это указано в пункте 8 статьи 250 НК РФ.

По строке 060 отражается сумма доходов прошлых лет, выявленная в налоговом периоде, если невозможно определить конкретный период, в котором была допущена ошибка при исчислении налоговой базы.

В строку 070 записываются доходы от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на ОРЦБ, а также от операций хеджирования. По этой строке отражаются также доходы банков от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на ОРЦБ.

По строке 080 показывается сумма доходов в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. Стоимость полученного имущества должна быть оценена в соответствии со статьей 40 Кодекса.

По строке 090 отражаются суммы списанной кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, кроме кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных (уменьшенных) в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ.

По строке 100 показываются внереализационные доходы, которые не приведены в строках 020--090.

 

Приложение № 7

В этом приложении отражаются данные о внереализационных расходах за налоговый период.

Общая сумма внереализационных расходов и убытков записывается в строку 010. Далее эта сумма расшифровывается по видам расходов и убытков.

По строкам 020--081 указываются следующие виды внереализационных расходов:

-- на формирование различных видов резервов;

-- на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;

-- на содержание имущества, переданного по договору аренды, и др.

Убытки, приравниваемые к внереализационным расходам, отражаются по строкам 090 и 100.

В строку 090 записываются суммы убытков прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем налоговом периоде. Сумма таких расходов отражается в текущем году, если невозможно определить период, к которому относится не учтенный ранее расход.

По строке 100 организации, которые не создают резерва по сомнительным долгам, указывают сумму безнадежных долгов. Те организации, которые формируют такой резерв, в этой строке отражают разницу между суммой безнадежного долга и резерва по сомнительному долгу.

Внереализационные расходы и убытки, которые не отражены в строках 020--100 приложения № 7, указываются в общей сумме по строке 110.

 

Заполняем лист 02

 

Лист 02 следует заполнять после того, как составлены все приложения. Показатели итоговых строк приложений № 1, 2, 6 и 7 переносятся в строки 010, 020, 030 и 040 листа 02. Значение строки 100 приложения № 4 переносится в строку 150 листа 02.

Поскольку с 1 января 2005 года налог на прибыль в местный бюджет не уплачивается, в строках листа 02, в которых раньше рассчитывался налог в доле данного бюджета, проставляются прочерки. Это строки 200, 240, 280, 320, 360 и 420.

Однако это правило не распространяется на сумму налога, уплачиваемого с базы переходного периода. Как и в предыдущие годы, несмотря на изменение с 2005 года ставок налога на прибыль, налог с базы переходного периода уплачивается по ставкам, которые действовали на 1 января 2002 года. Напомним, что налог исчислялся по следующим ставкам: в федеральный бюджет -- 7,5%, в бюджеты субъектов РФ -- 14,5%, в местные бюджеты -- 2%. Для Москвы и Санкт-Петербурга общая ставка в бюджет субъекта РФ равна 16,5%.

В декларации по итогам налогового периода (года) строки 430, 440 и 450, имеющие отношение к налогу на прибыль с базы переходного периода, заполняют только налогоплательщики, в дебиторской задолженности у которых на 1 января 2002 года более 30% составляют долги бюджетных организаций. В указанные строки переносятся данные из строк 084, 094 и 104 листа 12 или 13 декларации по налогу на прибыль, представленной налогоплательщиком за 1-е полугодие 2002 года.

В строке 460 такие организации указывают количество сроков уплаты налога на прибыль с базы переходного периода. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, вписывают число 12. Те же, кто отчитывается ежеквартально, проставляют число 4. Сложив показатели строк 430, 440 и 450 листа 02 и разделив полученный результат на количество сроков уплаты налога (строка 460), налогоплательщик получит сумму налога к уплате по сроку 28 марта 2006 года. Данная сумма вписывается в строку 470 листа 02.

Обратите внимание:в этой строке отражается общая сумма налога с базы переходного периода к уплате в федеральный, региональный и местный бюджеты. Распределение по бюджетам производится в разделе 1 декларации.

В годовой декларации не заполняются строки 390--420, в которых отражаются суммы авансовых платежей. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в последнем квартале предыдущего налогового периода (п. 2 ст. 286 НК РФ). Поэтому, используя данные налоговых деклараций за 9 месяцев 2005 года, налоговые органы самостоятельно начислят суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащие уплате в I квартале 2006 года.

Заполняем раздел 1 декларации

 

Этот раздел заполняется в последнюю очередь, поскольку в нем приводятся конкретные суммы налога на прибыль, подлежащие доплате (уменьшению) в бюджет. А их налогоплательщик исчисляет на основании данных, отраженных в других листах декларации.

Раздел 1 представляют все организации. В зависимости от наличия тех или иных операций, влияющих на порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, должны быть заполнены конкретные подразделы.

Подраздел 1.1 обязателен для всех организаций. В нем отражаются суммы налога, подлежащие доплате в бюджет или уменьшению из бюджета по итогам года. Кроме того, в этом разделе налогоплательщики указывают суммы налога, уплачиваемые с базы переходного периода.

Обратите внимание:налог на прибыль с налоговой базы переходного периода уплачивается также и в местный бюджет. Поэтому согласно указаниям Минфина России от 25.02.2005 № 03-03-01-02/65 проставление прочерка по строке 140 подраздела 1.1 не предусмотрено.

Подраздел 1.2 в годовой декларации не заполняется.

Подраздел 1.3 заполняют организации, которые уплачивают налог на прибыль с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях, созданных на территории Российской Федерации). Данные в этот раздел переносятся из листа 03.

Обратите внимание:ставка для расчета суммы налога на прибыль с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия) с 1 января 2005 года изменилась. По всем выплатам дивидендов (годовым, промежуточным), произведенным начиная с 2005 года, применяется налоговая ставка 9% (ранее -- 6%).

В листе 03 налоговая база определяется применительно к каждому решению о распределении доходов от долевого участия. Факт выплаты дивидендов в течение нескольких налоговых (отчетных) периодов не меняет расчет суммы налога, осуществленный при распределении дивидендов.

Подраздел 1.4 заполняют организации, которые представляют раздел Б листа 03 или лист 04 декларации. То есть это налогоплательщики, которые уплачивают налог на прибыль с доходов в виде:

-- процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (раздел Б листа 03);

-- процентов, полученных (начисленных) по государственным и муниципальным ценным бумагам (раздел А листа 04);

-- дивидендов (доходов от долевого участия в иностранных организациях) (раздел Б листа 04).

Если организация обязана уплачивать налог на прибыль по нескольким из указанных видов доходов, то подраздел 1.4 она заполняет отдельно по каждому из них. В этом случае нужно представить столько страниц подраздела 1.4, сколько у организации видов доходов.

Заполняя подразделы 1.3 и 1.4, организация должна указать сроки уплаты налога. По доходам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам налог в бюджет перечисляет налоговый агент, который осуществил выплату. Причем, как указано в пункте 4 статьи 287 НК РФ, сделать это нужно в 10-дневный срок.

В декларации за 2005 год указываются коды бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 14.09.2005 № 119н. Налог на прибыль зачисляется по тем же КБК, что и прежде.

Рассмотрим на примере порядок заполнения листа 02, приложений № 1, 2, 6 и 7.

 

ПРИМЕР

ЗАО «Российские сувениры» занимается производственной и торговой деятельностью. Организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи в общем порядке с последующим квартальным перерасчетом. Доходы и расходы она определяет по методу начисления.

Авансовые платежи за 2005 год организация начислила в сумме 172 800 руб., в том числе в федеральный бюджет -- 46 800 руб., в региональный -- 126 000 руб.

В организации произведены следующие операции.

ЗАО «Российские сувениры» 16 декабря 2005 года уступило право требования долга своего контрагента третьему лицу за 145 000 руб. Договор с контрагентом заключен на общую сумму 260 000 руб. Срок платежа по этому договору истек 30 ноября 2005 года. От операции получен убыток в сумме 115 000 руб. (260 000 руб. - 145 000 руб.).

Общество 29 ноября 2005 года продало производственное оборудование за 25 000 руб. Остаточная стоимость оборудования -- 21 000 руб., расходы, связанные с его реализацией, -- 7000 руб. От продажи оборудования получен убыток в сумме 3000 руб. (21 000 руб. + 7000 руб. - 25 000 руб.). Оставшийся срок полезного использования оборудования на момент реализации -- 3 месяца. В 2005 году ЗАО «Российские сувениры» вправе учесть только часть убытка -- 1000 руб. (3000 руб.: 3 мес. х 1 мес.).

ЗАО «Российские сувениры» имеет объекты обслуживающих хозяйств. За 2005 год выручка по этим объектам составила 380 000 руб. Расходы на их содержание -- 540 000 руб. Убыток -- 160 000 руб. (540 000 руб. - 380 000 руб.). В целях налогообложения он не учитывается, поскольку не выполнены условия, предусмотренные статьей 275.1 Кодекса.

Доходы ЗАО «Российские сувениры» представлены в табл. 1, расходы (включая убытки) -- в табл. 2.

 

Используя данные табл. 1, бухгалтер ЗАО «Российские сувениры» заполняет приложения № 1 и 6 к листу 02.

Выручка от реализации товаров собственного производства в размере 6 200 000 руб. отражается по строке 020 приложения № 1.

В строке 040 следует указать выручку от реализации неамортизируемого имущества в размере 78 000 руб.

Для отражения выручки от реализации покупных товаров (1 800 000 руб.) используется строка 050.

Сумма показателей строк 020, 040 и 050 вписывается в строку 010 приложения № 1. В этой строке нужно отразить:

6 200 000 руб. + 78 000 руб. + 1 800 000 руб. = 8 078 000 руб.

Поскольку оборудование, которое использовалось в процессе производства, являлось амортизируемым, выручку от его реализации (25 000 руб.) надо вписать в строку 060.

По условиям примера право требования долга реализовано после наступления срока платежа по договору. Поэтому выручку в сумме 145 000 руб. от этой операции налогоплательщик должен отразить в строке 090 приложения № 1.

Выручка, полученная по объектам обслуживающих производств, -- 380 000 руб. вписывается в строку 100.

Общая сумма доходов от реализации отражается в итоговой строке 110 приложения № 1. ЗАО «Российские сувениры» рассчитывает ее как сумму показателей строк 010, 060, 090 и 100:

8 078 000 руб. + 25 000 руб. + 145 000 руб. + 380 000 руб. = 8 628 000 руб.

Это значение бухгалтер ЗАО «Российский сувенир» должен перенести в строку 010 листа 02.

В составе внереализационных доходов ЗАО «Российские сувениры» учитывает доходы от сдачи имущества в аренду. Этот вид дохода для организации не является систематическим. Поэтому в учетной политике для целей налогообложения он отнесен к внереализационным доходам. Обратите внимание: понятие систематичности нужно использовать в значении, закрепленном в пункте 3 статьи 120 НК РФ (то есть два раза и более в течение календарного года).

Сумму внереализационных доходов бухгалтер ЗАО «Российские сувениры» отражает в приложении № 6 к листу 02 по строкам 010 и 020, а также по строке 030 листа 02.

После приложения № 6 бухгалтер организации, используя данные табл. 2, заполняет приложения № 2 и 7 к листу 02.

 

Приложение № 2 заполняется следующим образом.

В строке 010 отражается сумма прямых расходов налогоплательщика, относящихся к реализованным товарам. У организации на конец отчетного периода отсутствуют остатки незавершенного производства и остатки нереализованных товаров.

ЗАО «Российские сувениры» записывает в эту строку сумму 5 592 100 руб. Данная сумма включает в себя:

-- стоимость использованного в производстве сырья и материалов -- 4 500 000 руб.;

-- оплату труда сотрудников, занятых в производстве, -- 462 000 руб.;

-- суммы ЕСН и страховых взносов в ПФР, начисленные на выплаты этим работникам, -- соответственно 55 400 и 64 700 руб.;

-- сумму начисленной амортизации по производственному оборудованию -- 510 000 руб.

Стоимость материалов, использованных для упаковки произведенных товаров (320 000 руб.), является косвенным расходом и включается в строку 020.

Расходы на оплату труда сотрудников, не занятых в производственном процессе (210 000 руб.) и участвующих в торговой деятельности (150 000 руб.), также являются косвенными и учитываются по строке 030.

В строке 040 показывается сумма начисленной амортизации по объектам основных средств, которые используются для управленческих целей, -- 270 000 руб., а также по имуществу для осуществления торговой деятельности -- 89 000 руб.

Показатель прочих расходов (строка 060) формируется у организации как сумма строк 070, 090 и 100.

В строке 070 нужно указать суммы начисленного налога на имущество (25 000 руб.), ЕСН, начисленного на выплаты не занятых в производстве сотрудников (25 200 руб.), а также сотрудников, участвующих в торговой деятельности (18 000 руб.). Суммы единого социального налога отдельно выделяются в строке 071.

По строке 090 отражается часть убытка от реализации амортизируемого имущества, которую на основании пункта 3 статьи 268 НК РФ в текущем налоговом периоде можно включить в состав прочих расходов. В нашем примере сумма этого убытка равна 1000 руб.

Расходы на информационные услуги (91 200 руб.) и суммы страховых пенсионных взносов, которые начислены сотрудникам, не участвующим в процессе производства (29 400 руб.) и занятым в торговой деятельности (21 000 руб.), включаются в строку 100 приложения № 2.

Стоимость реализованных покупных товаров в размере 2 300 000 руб. нужно отразить по строке 110 приложения № 2. Расходы на транспортировку этих товаров до склада организации (410 000 руб.) являются прямыми и вписываются в строку 120.

Строка 140 предназначена для отражения расходов, связанных с реализацией прочего имущества. ЗАО «Российские сувениры» включает в эту строку сумму транспортных расходов, связанных с реализацией неамортизируемого имущества, -- 19 000 руб.

По строке 150 указывается остаточная стоимость реализованного оборудования -- 21 000 руб. и сумма расходов, связанных с его реализацией, -- 7000 руб.

По строке 180 отражается стоимость реализованного права требования -- 260 000 руб.

По строке 190 вписывается сумма расходов по объектам обслуживающих хозяйств -- 540 000 руб.

В строку 200 включается вся сумма убытка от реализации оборудования -- 3000 руб.

По строке 220 записывается убыток от реализации права требования в сумме 115 000 руб. Сумма этого убытка не учитывается при формировании расходов, связанных с производством и реализацией.

По строке 240 отражается убыток по объектам обслуживающих хозяйств в сумме 160 000 руб.

Итоговая строка 270 приложения № 2 формируется следующим образом. Определяется сумма значений строк 010--060 плюс сумма значений строк 110--190. Из полученного результата нужно вычесть сумму убытков, отраженных в строках 200, 220 и 240.

В результате общая сумма расходов, связанных с производством и реализацией, равна 10 094 700 руб. Эту величину надо перенести в строку 020 листа 02.

Не забудьте в приложении № 2 в справочной строке 280 проставить сумму начисленной амортизации по всем объектам основных средств. В нашем примере она равна 869 000 руб. (780 000 руб. + 89 000 руб.).

После приложения № 2 заполняется приложение № 7.

В составе внереализационных расходов бухгалтер ЗАО «Российские сувениры» учитывает расходы на содержание переданного в аренду имущества и расходы на услуги банка. Сюда же он включает убыток, образовавшийся при уступке права требования.

Расходы на содержание переданного в аренду имущества в сумме 6000 руб. отражаются по строке 070.

Расходы на услуги банка в сумме 28 300 руб. показываются по строке 110. В этой же строке указывается убыток от реализации права требования. Согласно пункту 2 статьи 279 НК РФ такой убыток включается в состав внереализационных расходов в следующем порядке. Половина убытка -- 57 500 руб. признается для целей налогообложения сразу на дату уступки, оставшиеся 50% -- по истечении 45 дней с этой даты. ЗАО «Российские сувениры» договор на уступку права требования заключило 16 декабря 2005 года. Поэтому в 2005 году в составе внереализационных расходов организация вправе учесть только 57 500 руб. Эта сумма отражается по строке 110 приложения № 7 к листу 02, а также в составе других внереализационных расходов -- по строке 040 и отдельно по строке 041 листа 02.

Общая сумма внереализационных расходов 91 800 руб. отражается по строке 010 приложения № 7. Эта сумма переносится в строку 040 листа 02.

После того как сформированы показатели приложений № 1, 2, 6 и 7, бухгалтер ЗАО «Российские сувениры» может приступить к заполнению листа 02.

Как уже отмечалось, данные о доходах и расходах, связанных с производством и реализацией, в строки 010 и 020 листа 02 переносятся из итоговых строк приложений № 1 и 2.

Сведения о сумме внереализационных доходов и расходов в строки 030 и 040 листа 02 переносятся из приложений № 6 и 7.

В строке 050 налогоплательщик показывает результат финансово-хозяйственной деятельности за налоговый период:

8 628 000 руб. - 10 094 700 руб. + 26 100 руб. - 91 800 руб. = 1 532 400 руб.

ЗАО «Российские сувениры» получило убыток. Сумму убытка, указанную по строке 050 (-1 532 400), общество переносит также в строки 140, 180 и 190.

Указав в строках 210, 220 и 230 ставку налога на прибыль, налогоплательщик затем рассчитает сумму налога к уменьшению за налоговый период. Для этого в строках 290--310 он проставляет сумму авансовых платежей, начисленных за 9 месяцев 2005 года, и ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале текущего года.

У ЗАО «Российские сувениры» суммы этих авансовых платежей составили:

-- в федеральный бюджет (строка 300) -- 46 800 руб.;

-- в бюджет субъекта РФ (строка 310) -- 126 000 руб.;

-- общая сумма (строка 290) -- 172 800 руб.

Общая сумма налога на прибыль, подлежащая уменьшению из бюджета (172 800 руб.), отражается по строке 380 листа 02. По бюджетам эта сумма распределяется в подразделе 1.1 раздела 1 (фрагмент подраздела 1.1 раздела 1 см. в табл. 3).

 

Остальные строки в листе 02 по итогам года ЗАО «Российские сувениры» не заполняет.

Поскольку организация по итогам года получила убыток, ей необходимо также заполнить приложение № 4 к листу 02 (фрагмент заполнения см. в табл. 4).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: