Активные методы обучения




Игра Дискуссия Кейс-метод
Игра — это моделирование жизни в определенной реальности. И. Хейзинги выделил культурологическое и социальное значение игры в развитии, становлении и жизни каждою человека. Игры имеют огромную обучающую способность: совершая игровые действия, подражая кому-то или пробуя что-то новое, человек приобретает навыки, умения и опыт, крайне необходимые в реальной жизни, в реальных ситуациях. Игры — это полигон, на котором можно отрабатывать всевозможные ситуации и варианты развития событий. Игра создастся на пересечении всех областей знаний, и отработка любых навыков происходит не в тепличных условиях тренинга, кейса или компьютерной модели, где многообразие жизни сведено к шаблонным и утрированным ситуациям, а в близких к реальным жизненных обстоятельствах. Последовательность этапов разработки игры такова: - выработка целей; - выбор и разработка сюжета сценария; - создание игровой модели мира; - разработка правил игры (стандартов); - подготовка игровых материалов; - подготовка игроков и распределение вводных инструкций; - проведение игры; - подведение итогов. Выработка целей. Создание любой игры начинается с постановки целей что собственно хочется достичь в конечном итоге. Здесь необходимо четко разделять два уровня целей. Цели внешние — что хочется донести до участников игры.,чему их научить, и цели внутренние — которые непосредственно ставятся перед каждым участником игры, которых он должен добиться в игре. Выбор и разработка сюжета сценария. Сюжет — основа игры, краткое описание мира, его персонажей и линий взаимодействий между ними, причинно-следственных связей в нем. Базой для сюжета может быть и литературное произведение, и реальная историческая ситуация, и выдуманный мир, и альтернативная история (что было бы, если...). Однако следует учитывать, что в литературном произведении сюжетная линии, как правило, одна, и она закручена вокруг главных героев. В игре же стоит задача создать мир, в котором каждый игрок мог бы совершать свои действия. Поэтому при разработке сюжета необходима очень тщательная работа. Создание игровой модели мира.Прописываются и создаются внутренние механизмы взаимодействии в игровом мире. Весьма полезны будут навыки моделирования реальных процессов, часто применяются математические методы. Создаются модели экономических, демографических, социальных процессов, то есть все то, что окружает нас в реальном мире, но что приходится создавать для миров смоделированных. Разработка правил игры (стандартов). Идет параллельно с предыдущим этапом. Моделирование подразумевает создание внутренней логики взаимодействия элементов игры между собой, тех самых реакций внешней среды на воздействие игроков. Однако необходимо создать набор условных действий, которыми игроки и будут запускать тс или иные игровые процессы. Итогом данною этапа являются правила, определяющие порядок действий игроков, — что (и как) они могут, а что им категорически запрещено. Подготовка игровых материалов. Правила игры и сюжет, само создание игрового мира требуют подготовки значительного количества различных материалов для обеспечения игрового процесса. Во-первых, это информационное обеспечение (книги, записки, летописи, хроники, пророчества и пр.), которое игроки могут использовать в игре; во-вторых, костюмы, если мир хоть сколько-то отдален от нашего времени, они позволят игрокам быстрее вжиться в образы, воспринимать друг друга как жителей играемого мира; в-третьих, все иные атрибуты играемых миров, вплоть до строительства городов, замков, крепостей, и уж тем более надо подумать о всевозможных мелких предметах быта — монетах, оружии, амулетах и т. д. Подготовка игроков и распределение вводных. Сюжет определяет перечень персонажей возможных, существующих в создаваемом мире. Описываются связывающие участников игры взаимоотношения (политические, экономические, социальные, культурные, родственные, эмоциональные и пр.). Роли и система отношений между ними становятся той начальной, вводной ситуацией, с которой начинается игра, теми ограничениями, в которые поставлены се участники. Кроме того, на этом этапе определяется круг материалов, которые игроки должны изучить перед игрой. Проведение игры. Проектировщик становится арбитром и толкователем правил, разъясняет спорные моменты, создает необходимое обеспечение игры, сам изображает все, что не поддается моделированию. Подведение итогов. Анализируется степень и качество реализации целей игры. Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо проблемного, спорного вопроса. Близкими по смыслу понятиями выступают:диспут (от лат. disputare — рассуждать, спорить) — публичный спор на какую-либо тему;диалог (от гр. dialogos — прямой перевод; dia сквозь, через...)— разговор между несколькими лицами, переговоры, обмен мнениями. Рассмотрим дискуссионные формы, целесообразные для применения преподавателем при работе с учебной программой.Дискуссия по проблемному вопросу, проводимая в малой группе. При проведении таких дискуссий можно не особо сосредотачиваться на организационных вопросах. В роли катализатора и организатора дискуссии в этом случае выступает проблемный вопрос, заданный учебным пособием, преподавателем, кем-то из участников дискуссии. Для активизации группового обсуждения преподаватель может предложить группе обсудить два предложенных пути решения проблемы, два противоположных оценочных суждения или использовать другие приемы создания проблемных ситуаций Принципиально важным для учебной дискуссии представляется этап ее завершения, когда участники дискуссии подводят итоги, отвечая на ряд дополнительных вопросов: Какое новое знание получено в ходе дискуссии? По каким позициям взгляды участников дискуссии совпадают в наибольшей степени? По каким позициям обнаружено максимально расхождение во взглядах участников дискуссии? Какие новые вопросы поставили перед собой участники? Вопросы могут быть детализированы или сформулированы иным способом, но важно, чтобы дискуссия, проводимая в учебных целях, им ела завершение, направленное на овладение участниками новыми образовательными компетентностями.Основание придания особой значимости дискуссионным формам состоит в диалектической природе дискуссионного метода. Собственно, дискуссии помогают осознать важнейшее правило современного менеджмента: искусство управлять людьми состоит не в поиске единственно правильного управленческого решения в каждой конкретной ситуации, а в нахождении оптимального решения для данной конкретной ситуации, выступающего чаще всего продуктом множественных компромиссов. Важнейшая социальная функция современного вуза состоит в формировании процедур и институтов гражданского общества, логика, становления которого состоит в привлечении как можно больших общественных слоев к обсуждению актуальных проблем развития личности, общества и государства. Вне развития дискуссионной культуры будущих специалистов в условиях вузовской образовательной среды решение этой задачи представляется затруднительным.Каждый преподаватель будет самостоятельно конструировать дискуссионные ситуации и их организационное воплощение в зависимости от личного опыта и предпочтений. Открытые дискуссии (Plenary Debates) предусматривают постановку проблемы с последующим обсуждением без четкого выделения утверждающей и отрицающей стороны и с привлечением широкого круга участников, но здесь важно, чтобы определенное знакомство с предметом обсуждения имело место ранее, а также необходимо руководство дискуссией с тем, чтобы она носила конструктивный характер. Дискуссии в форме телевизионного talk-show (Panel Debates), с которыми многие познакомились в ходе избирательных компаний, требуют от ведущего особого умения направить дискуссию по существу вопросов, избегая «хождения по кругу», для чего необходимо предварительно предусмотреть как принципиальные основы, так и точки расхождения, столкновения мнений в рамках дискуссии. Дискуссия может быть проведена в письменной форме. Можно назвать такие формы организации дискуссии (или ее отдельного этапа), как организация «стены гласности», на которой каждый участник дискуссии может написать свое мнение по любой из заданных (предыдущими участниками) тем. Такая форма дискуссии созвучна современным диалогам, организуемым в сети Интернет. Можно выделить две основные разновидности: чат (преимущественно молодежная форма диалога) и открытый обмен мнениями в логике виртуальной конференции.Режим «дискуссионной гостиной» становится необходимым элементом любого образовательного или научного портала, размещенного в сети. Эта технология может быть взята на вооружение тьюторами, обеспечивающими долгосрочное сопровождение студентов; и выпускников вуза. Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY. В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании. Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников.Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся: метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; метод ситуационного анализа. Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Кейс-технология – это довольно сложная многоаспектная технология обучения, которая включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.В то же время это способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией. Кейс-метод можно рассматривать и как синергетическую технологию, т. к. суть её заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями. Данный метод представляет собой специфическую разновидность проектной технологии.В кейс- методе формирование проблемы и путей её решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: