Селенгинские писаницы бассейна р. Уды (Забайкалье): история изучения и современное состояние.




Ирина Александровна Пономарева

Санкт-Петербургский филиал архива РАН

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН

(Санкт-Петербург, Россия)

Сергей Владимирович Федоров

Иркутский государственный университет

(Иркутск, Россия)

Селенгинские писаницы бассейна р. Уды (Забайкалье): история изучения и современное состояние.

Писаницы Забайкалья имеют длинную и насыщенную историю изучения, тем не менее, именно масштабное изучение памятников древнего искусства и их введение в научный оборот связано, прежде всего, с именем А.П. Окладникова. Под его руководством в 1947-1958 гг. работала Бурят-Монгольская археологическая экспедиция ИИМК АН СССР, в рамках которой производились поиск и обследование памятников наскального искусства [Окладников, Запорожская, 1969, с. 6]. В результате был собран огромный материал, который стал основой для вышедшей в 1969-1970 гг. двухтомной монографии «Петроглифы Забайкалья» [Окладников, Запорожская, 1969, 1970].

В Санкт-Петербургском филиале Архива РАН в фонде А.П. Окладникова [СПбФ АРАН, Ф. 1099] отложились различные документы, связанные как с исследованием Забайкальских писаниц (дневниковые записи, копии рисунков, полевые фотографии), так и с публикацией монографии (таблицы рисунков, различные варианты текста и т.д.)* Так как фонд А.П. Окладникова находится в процессе научно-технической обработки, то здесь приведены ссылки на временные номера дел.

Это работа является предварительным сообщением, целью которого является показать актуальность изучения памятников наскального искусства Забайкалья. В архиве удалось обнаружить как разночтения в копиях изображений, так и рисунки, не попавшие на страницы монографии. Ниже приведено их описание.

1. Хэлтегэй-Байца на Курбе [СПбФ АРАН, Ф.1099, Оп.1, Д. 756].

Памятник расположен на левом берегу р. Курба, в 3 км на юг от с. Ангир.

В деле имеется четыре листа копий рисунков, выполненных карандашом на кальке и датированных 1968 годом. Две копии совпадают с опубликованными изображениями [Окладников, Запорожская, 1970, табл.23, 4,5 ]. Две других имеют разночтения.

Рис. 1, 1 - – Представленная копия имеет отличия от опубликованной [там же 1970, табл. 23, 1 ] как в контурах фигур, так и в количестве и в расположении точек. На копии имеется надпись: «Хэлтэгэй-Бойса-1968 г.». Здесь не приводится рисунок другой отличающейся копии [там же, табл.23, 2 ], так как имеются незначительные отличия в контурах линий.

2. Шубугуй [СПбФ АРАН, Ф.1099, Оп.2, Д. 575].

Памятник расположен на правом берегу р. Шубугуй, в 9,5 км северо-западнее от с. Кульский станок.

В деле имеется восемь листов копий датированных 1968 годом. Копии выполнены карандашом на кальке. Шесть из имеющихся копий совпадают с опубликованными [там же, табл.22, 1,2,3,5,6 ]. Две копии представляют не вошедшие в монографию рисунки:

Рис.1, 2. – представлена композиция из трех фигур: внизу антропоморфная фигура с длинным отростком на месте левой ноги, над ней зооморфная фигура, и вверху единичная точка. На копии имеется надпись: «Шубугуй».

Рис.1, 3. – представлена композиция из четырех фигур, левая и правая фигура похожи на антропоморфные, между ними помещена какая-то непонятная фигура и единичная точка. На копии имеется надпись: «Шубугуй-68».

3. Хоринск [СПбФ АРАН, Ф.1099, Оп.1, Д.753].

В фонде отложилась копия изображений, помеченная: «Ездили с Филиповым В.Р. весной 1970 г.», в другом месте: «2 экз.глянец», и в другом месте «Забайкалье, Хоринск, 1970 г.». Копия выполнена на кальке, рисунки залиты тушью. Здесь представлена композиция из пяти абстрактных фигур (рис.1, 4).

В монографии А.П.Окладникова нет упоминания этого местонахождения. Скорее всего, писаница была открыта слишком поздно, чтобы успеть попасть на страницы книги. Известно, что повторное обследование и проверка памятников проводилась в 1968 году, когда проходила масштабная подготовка рукописи к изданию.

Среди материалов также удалось обнаружить схематичную карту расположения писаницы [СПбФ АРАН, Ф.1099, Оп.1, Д.357], судя по которой, скорее всего, она расположена у подножия горы Наран-Кульский, на ее юго-восточном склоне, в 3 км к западу от с. Хоринск. Данное местонахождение наскальных рисунков выявлено и известно в археологической литературе под названием Наран-Кульский. [Памятники археологии, 2011, с. 381]. Однако, для полной уверенности, необходимо провести сверку имеющихся данных.

4. Старая Брянь [СПбФ АРАН, Ф.1099, Оп.1, Д. 760].

Памятник расположен на правом берегу р. Брянка, в 3,5 км юго-восточнее от с. Старая Брянь.

В деле 10 листов. Копии изображений выполнены карандашом на кальке. К комплексу копий имеется комментарий на отдельном листе: «Старая Брянь-73/ Петроглифы/ Пещера/ В коттедж».

Рис.1, 5 – композиция из десяти точек, расположенных в форме треугольника. Надпись на копии: «Старая Брянь/ правая стена пещеры/ рис.9».

Рис.1, 6 – две композиции из точек. На копии помета: «Старая Брянь пещера», к рис.1, «рис.11», к рис.1, «рис.12».

Рис.1, 7. – изображены две антропоморфных фигуры и четыре точки, на копии надпись: «Старая Брянь-73/пещера/красной краской у входа в пещеру».

Рис.1, 8. – изображение множества точек и аморфных пятен, на копии надпись: «Старая Брянь 73 г./ Правая стена пещеры/ рис.13».

Рис.1, 9. – изображение пяти точек и аморфной фигуры, имеется надпись: «Старая Брянь/правая стена пещеры/рис.10/красной охрой».

Рис.1, 10а: - композиция из точек в виде трех рядов, имеется надпись: «Старая Брянь-73/пещера/ рис.3»,

Рис.1, 10б - изображение двух точек, надпись на копии: «Старая Брянь-73/пещера/рис.4»,

Рис.1, 10в – изображение антропоморфной фигуры, копия подписана: «рис.5»,

Рис.1, 10г – изображение аморфной или поврежденной фигуры, копия подписана: «рис.6»,

Рис. 1, 10д, е – представлена композиция из трех антропоморфных фигур, от которых автором копии отделены еще две аморфные фигуры. К копии имеется комментарий: «Правая стенка пещеры/от входа/ рис.7», к рис.1, 10е: «рис.8».

Рис.1, 11 – изображение нескольких групп точек, имеется комментарий: «Старая Брянь/72 г. Пещера/ рис.14».

Рис.1, 12 - группа из четырех расплывшихся или разрушенных фигур, имеется надпись на копии: «рис.16/Старая Брянь/Пещера».

Рис.1, 13 – представлены две фигуры, одна из которых антропоморфная, а другая - расплывшаяся, вверху и внизу две группы точек в виде рядов. Надпись на копии: «Старая Брянь/рис.15/левая стена пещеры». Комментарий к расплывчатому рисунку справа: «плохо различимое сливающееся пятно».

Изображения из пещеры Старая Брянь опубликованы А.В.Тиваненко [Тиваненко 1990, с. 23], однако обнаруженные нами копии совершенно не совпадают с тем, что представлено в его книге. Также загадочна история открытия этого памятника. Так, Л.В.Лбова пишет, что он открыт в 1974 году экспедицией А.П.Окладникова [Лбова, Хамзина, 1999, с.89] Эти же сведения повторяются в Своде памятников археологии республики Бурятия [Памятники археологии, 2011, с. 154]. Так как наши копии подписаны 1973 годом, то можно с уверенностью сказать, что эти сведения неверны. По мнению В.А.Цыбиктарова, изображения из пещеры Старая Брянь были обнаружены и скопированы научным сотрудником Республиканского краеведческого музея им. М.Н.Хангалова Н.В.Комисаровой и впоследствии переданы А.В.Тиваненко [Цыбиктаров, 2011, с. 47]. При этом он здесь ссылается на полевой отчет А.В.Тиваненко за 1977 год, хранящийся в архиве ИА РАН. Так как в указанной книге обнаруживаются неверные ссылки на литературу, то представляется необходимым проверить надежность и этой ссылки, что пока сделать не удалось.

Нами были обнаружены другие интересные сведения, касающиеся изучения писаниц Забайкалья. В архиве А.П.Окладникова отложилась переписка с А.В.Тиваненко, тогда еще студентом Иркутского государственного университета. В письме от 23 ноября 1973 года [СПбФ АРАН, Ф.1099, Оп.3, Д.756] он сообщает о том, что ему известны местонахождения 12 писаниц на территории Окинского края, Тунки, Южного побережья Байкала и Бурятии, которых нет в вышедшей недавно монографии А.П.Окладникова. В письме от 28 марта 1975 года А.В.Тиваненко сообщает уже о 50 новых местонахождениях и прикрепляет список из 51 пункта, а также схематичную карту местонахождений и копии некоторых из них (копии выполнены тушью на кальке в уменьшенном масштабе) [СПбФ АРАН, Ф.1099, Оп.1, Д.357]. В списке открытых им памятников местонахождения под названием Старая Брянь нет, но есть пункт № 43 «Новая Брянь». Среди приложенных копий рисунков имеется один лист подписанный: «Новая Брянь, ½ нат.вел.» Представленная композиция полностью совпадает с той, что описана нами выше в комплексе копий из пещеры Старая Брянь (см. рис. 17), за исключением того, что на копии А.В.Тиваненко отсутствуют два ряда точек внизу композиции. Нужно отметить, что рядом с с. Новая Брянь известно местонахождение наскальных изображений Голубинка (Варварина Гора) [Окладников, Молодин, Конопацкий, 1980], но этот пункт в списке А.В.Тиваненко не упомянут. Непонятно, относится ли рис.17 к Голубинке или Старой Бряни, так как он не совпадает ни с тем, что опубликовано в 1980 году [Окладников, Молодин, Конопацкий, 1980, с. 10], ни с рисунками, приведенными А.В.Тиваненко [Тиваненко, 1990, С. 145-147].

Таким образом, по имеющимся на данный момент сведениям, невозможно с определенной уверенностью определить авторство открытия писаницы Старая Брянь. Можно только заключить, что памятник открыт не ранее 1973 года. Также необходимо провести сверку опубликованных изображений и копий изображений, обнаруженных в архиве СПбФ АРАН с тем, что имеется в действительности. Из вышесказанного следуют и другие вопросы: имеющийся в списке А.В.Тиваненко памятник Новая Брянь - это пещера Старая Брянь, писаница Голубинка (Варварина Гора) или какой-то другой пункт? Кто автор представленных здесь копий рисунков пещеры Старая Брянь? Теоретически, им мог быть А.В.Тиваненко, и он мог послать сделанные в 1973 году копии не ранее 1975 года, что следует из переписки. Но если автор А.В.Тиваненко, то тогда почему отложившиеся в архиве копии полностью отличаются от того, что он опубликовал в 1990 году?

В заключение хотелось бы сказать, что, несмотря на неутихающее внимание исследователей к памятникам древнего искусства Забайкалья в течение всего XX века, их изучение по-прежнему остается актуальным. Во-первых, публикации предыдущих лет вряд ли можно признать соответствующими современному уровню развития науки и научных публикаций, так как авторами даются только прорисовки, не сопровождаемые цветными фотографиями, например, читателю совершенно непонятно расположение групп рисунков на плоскости относительно друг друга, характер самой плоскости, цвет рисунков и т.д. Во-вторых, имеющиеся в литературе значительные различия в трактовках наскальных композиций и выявленные нами расхождения в копиях наскальных изображений являются признаком того, что опубликованные прорисовки не могут быть источником для серьезного аналитического исследования. Для выхода на более высокий уровень понимания древнего искусства Забайкалья необходимо провести повторное обследование уже известных местонахождений на современном методическом уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

СПбФ АРАН, Ф.1099, Оп.1, Д.357

СПбФ АРАН, Ф.1099, Оп.1, Д.753

СПбФ АРАН, Ф.1099, Оп.1, Д.756

СПбФ АРАН, Ф.1099, Оп.1, Д.760

СПбФ АРАН, Ф.1099, Оп.2, Д.575

СПбФ АРАН, Ф.1099, Оп.3, Д.756

Лбова Л.В., Хамзина Е.А. Древности Бурятии. Карта археологических памятников. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 241 с.

Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Ч.1. Л.: Наука, 1969. 220 с.

Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Ч.2. Л.: Наука, 1970. 264 с.

Окладников А.П., Молодин В.И., Конопацкий А.К. Новые петроглифы Прибайкалья и Забайкалья. Новосибирск: Наука, 1980. 176 с.

Памятники археологии. – Улан-Удэ: НоваПринт, 2011. 392 с. (Свод объектов культурного наследия Республики Бурятия; т.2).

Тиваненко А.В. Древнее наскальное искусство Бурятии. Новосибирск: Наука, 1990. 208 с.

Цыбиктаров В.А. Петроглифы Забайкалья. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. 276 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: