Класс, 1 четверть, 9 урок
Тема: «Садко – герой новгородских былин».
Цель:
1) знакомить с творчеством русского народа, жанром былины, героями былинных сказаний,
2) развивать вокально-хоровых навыков, напевности, мелодичной декламации в голосе,
3) воспитывать уважительного отношения к музыке прошлого.
1. ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫГЛУБОКОЙ… (о чём рассказывают вам эти слова?)
ЭТАПЫУРОКА:
1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.
2.Повторени пройденного.
Самостоятельная работа учащихся:
· Определить тему урока при помощи музыкального произведения – «Заиграйте мои гусельки» - слушание произведения (песня Садко).
· Тема урока «Садко – герой былин» (новгородских).
· Определение цели урока (нужно закончить фразу – работа в группах):
знакомство с творчеством ________________________, жанром ______________, героями _____________________,
развитие ____________________________,
воспитание уважительного отношения к ______________________________.
Что такое былина? (ответы учащихся)
- Сегодня мы будем работать в группах, давайте вспомним правила работы в группе (ответы учащихся), выбор капитана (который будет на протяжении всей работы направлять группу в нужное русло, ставить оценки в оценочный лист, при выставлении оценок совещается и принимает решение вся группа), выбор наблюдателей, которые будут наблюдать за работой групп на уроке и также принимать решение по работе всей группы.
3.Рассказ о былинах, слушание «Былина про Добрыню»
4.Разучивание песни «Заиграйте, мои гусельки»
5. Просмотр фрагмента фильма про Садко.
6. Обобщение.
7.Домашнее задание.
ЗНАНИЯ:
1.Знать, что эпос есть у разных народов мира
|
2.Знать, что русские былины носят в основном героический характер
УМЕНИЯ:
1.Уметь исполнять русскую музыку
2.Уметь рассказывать о качествах богатырей
3.Учеть выделять главные черты музыки: песенность, танцевальность и маршевость
НАВЫКИ:
1.Навыки пения разнохарактерной музыки
2.Навыки сопоставления эпоса и былины
Домашнее задание: Рисунок к теме урока
Дополнение для учителя: Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они уступают разве что «Илиаде» и «Одиссеи».
Задание №1: прочитать текст, составить схему-кластер, защитить свой проект.
1) Алёша Попович Богатырь ростовский, сын тамошнего попа Леонтия. Алеша вспыльчив, ловок, падок на женский пол, может совершить подлость, а может и проявить благородство. Впрочем, совершил он не так уж много - зарубил Тугарина Змеевича, не смог выполнить сомнительное поручение княгини Апраксии, спас боярыню Елену Петрова от справедливого гнева ревнивых братьев и чуть не испортил богатырскую экспедицию в Царьград.
Добрыня Никитич Ученый, вежливый богатырь. Добрыня всегда живет со своей матушкой Омельфой Тимофеевной. Вот дела Добрыни Никитича: Он купался в Пучай-реке и бился Иван Годинович Киевский богатырь.
__________________________________________________________________________
Задание №1: прочитать текст, составить схему-кластер, защитить свой проект.
2) Микула Селянинович Богатырь-крестьянин, обладал силой от матери сырой земли. Удивил известным образом сначала Вольгу, а потом Святогора. У Микулы было три дочери: Василиса, Марья и Настасья.
|
Святогор-богатырь Древний богатырь, огромного роста. По-видимому, был послан богами следить за порядком на Руси, но дело это оказалось настолько тяжелое, что даже мать сыра земля его носила с трудом. Встретился с Микулой Селяниновичем, женился на Плёнке Поморской и уехал скитаться по Святым Горам.
_____________________________________________________________________
3) Соловей-разбойник Соловей Одихмантьевич, разбойник на семи дубах. Не устоял против Ильи Муромца.
Ставр Годинович Богатырь из Чернигова. Хороший гусляр. Князь Владимир засадил его в погреб, а его жена Василиса Микулична обманула Владимира и его матушку и освободила Ставра.
Сухман Долмантьевич Киевский богатырь. Разбил вражеское войско и не смог стерпеть недоверия князя Владимира.
__________________________________________________________________________
1. Просмотр фрагмента фильма о Садко.
Задание №2: Эссе «Мой любимый былинный герой» (выполнение в группах, составление мини-сочинения о Садко)
Задание №3: составить синквейн на тему «Былина».
· Что? (1 существительное Былина).
· Былина какая? (2 прилагательных).
· Содержание былины что делает? (3 глагола – учит т.д.)
· Предложение о Былине (3-5 слов).
· 1 существительное – синоним слова Былина.
Кроссворд «Народное творчество»
(обобщение по теме «Эпос» и «Былины»).
2б. | |||||||||
1. | |||||||||
3. | 4. | ||||||||
5. | |||||||||
1) Название казахского эпоса («Алпамыс»).
|
2) Старинная русская народная легенда, которая исполняется нараспев (былина).
3) Казахский композитор, сказитель, создатель кобыза (Коркыт).
4) Это слово в переводе с греческого означает «сказание, рассказ, песнь» (миф).
5) Русский легендарный богатырь (Добрыня).
Пение песни «Дожди».
Итог: закрепление пройденного материала (понятие былины, герои былинных сказаний, записать на стикере, что понравилось, что не понравилось на уроке).
ДЗ: рисунок по теме «Мой любимый былинный герой».
Выставление оценок (в группах).