Ю.А. Давыдова. Обществознание. Интернет-курс для подготовки к ЕГЭ. МФПА.




45. Социальный контроль - п онятие «социальный контроль» тесно связано с понятием социализация личности.

Социализация — это индивидуальный процесс, но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом — семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то он приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Социальный контроль — это особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Выделяют следующие виды социального контроля: 1) обычаи и традиции;2) мораль;3) религия;4) право.

Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранения социальной стабильности, но в то же время и для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять. Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом — нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции. Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое действие, идущее вразрез с тем, которое принимается обществом, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

Социальный контроль производят субъекты и институты контроля. Формальные субъекты (милиция, учителя и т.д.). Институтами контроля в этом случае выступают учреждения, контролирующие соблюдения формальных норм (суд, школа, армия, СМИ). Неформальные субъекты (родители, друзья, окружающие люди). Институтами контроля здесь являются семья и общественное мнение.

Общественное мнение — это совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством в социальной группе или в обществе в целом.

Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и включает два главных элемента: нормы и санкции.

Социальные нормы — это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе. Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах — в компании друзей, в рабочем коллективе, в семье, в спортивной команде. Эти малые социальные нормы часто называют групповыми привычками. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются общими правилами. К ним относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы — это еще и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком виде они себя проявляют — как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидание поведения (реакции, поведение других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции — изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).

Социальные санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные норм. Социальные санкции — охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые представлены в таблице.

Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительство, учреждения): правительственные награды, ученые степени, вручение почетных грамот и так далее.

Неформальные позит. санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка и так далее.

Формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества.

Неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и т.д.Санкции в системе социального контроля выполняют ключевую роль. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление — тюремное заключение. Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает, не только норму, но и следующую за ним санкцию.Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля. Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда. Привлечение к административной ответственности, например, за безбилетный проезд — штрафование, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета. Если же применение санкций совершается самим человеком, то такую форму контроля принято считать самоконтролем.

Самоконтроль — это внутренний контроль человека. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек влюбляется в жену своего друга, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть, стыд, чувство вины — проявление внутреннего контроля. Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

Самосознание — чрезвычайно важная социально-психологическая характеристика человека. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе, являются окружающие его и значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.

46. Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение)

— это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.

Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие группы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие.

Среди участников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы.

Оппоненты — это непосредственно противостоящие субъекты конфликта.

Объект социального конфликта — это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта. Конфликт возникает в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности личностей, групп, социальных структур как конфронтация идей, позиций и др.

Между субъектами конфликта различают агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые) противоречия.

Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, путем взаимных компромиссов можно превратить антагонистический конфликт сначала в агонистический, а потом и разрешить конфликт.

В объективном историческом процессе конфликт как социальное явление может быть положительным, продуктивным, и, наоборот, — деструктивным, тормозящим развитие.

Конфликты также по форме их развития делят на скрытые (латентные) и открытые.

Конфликты могут возникать как по горизонтали — внутри социальных и политических структур, так и по вертикали — между руководящими структурами и подчиненными, контролирующими органами и подотчетными им.

Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:

1) конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными субъектами конфликта возникших противоречий; 2) эскалация (нарастание) конфликта; 3) спад конфликта; 4) исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные; 5) постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ранее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений относительно завершившегося конфликта; постконфликтный синдром при обострении отношений может стать началом нового конфликта.

По характеру результата конфликты можно сгруппировать на те, которые завершились в виде:

1) успеха;2) компромисса;3) выхода из конфликта;4) поражения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: