ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ




 

Проблема периодизации развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии. Осуществить периодизацию пытались еще древние греки и римляне. Греки делили жизнь человека на 10 периодов (хептомаденов) – по 7 лет. А римляне – на 5 фаз, каждая из которых соответствовала 13-15 годам жизни.

Под возрастной периодизацией в психологии принято понимать модель развития личности, отражающую сущность происходящих возрастных изменений и предполагающую выделение отдельных этапов развития, каждый из которых характеризуется как своеобразием структуры и функционирования различных психических процессов, так и особыми личностными новообразованиями.

В основе построения любой из периодизаций возрастного развития лежит критерий, то есть признак, на основании которого производится определение или классификация отдельных периодов развития.

Отсутствие у разных исследователей единого понимания природы возрастного развития, его движущих сил и механизмов делает проблему возрастной периодизации психического развития одной из самых дискуссионных в психологии. В рамках каждой из теорий личности возникает определенная схема периодизации психического развития. Количество теорий и схем периодизаций настолько велико, что создано большое количество классификаций этих теорий.

Первая из классификаций схем периодизации индивидуального развития личности и ее самосознания выделяет три подхода в зависимости от того, о какой науке идет речь.

В биологии и психофизиологии периодизация строится с учетом критических или сенситивных, периодов, когда организм отличается повышенной чувствительностью к внешним и (или) внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные необратимые последствия.

В социологии и других общественных науках говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, радикально меняющих положение, статус или структуру деятельности индивида. Переход к следующему возрастному периоду, с точки зрения социальной антропологии, должен сопровождаться изменением социального статуса человека, выполняемыми социальными ролями и жизненной активностью. Следовательно, основанием для выделения периодов развития можно считать положение человека в системе общественных отношений.

В психологии развития существует специальное понятие возрастных кризисов, сопровождающихся какой-то психологической перестройкой, закономерной и статистически нормальной для данной фазы развития. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком возрасте индивид столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от чего зависит глубина и длительность кризиса и каковы типичные варианты его разрешения.

Вторая классификация схем периодизаций, рассматривающих период детства, также разделяется на три группы.

Ко второй группе относятся периодизации, направленные на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для разделения его на отдельные периоды (П.П. Блонский). Г. Салливен, 3. Фрейд и др.).

Требования к критерию периодизации были сформулированы Л.С.Выготским, который указывал: признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: 1) показательным для суждения об общем развитии ребенка; 2) легко доступным наблюдению и 3) объективным. В качестве примера такого признака Л.С. Выготский приводит процесс смены зубов, являющийся информативным показателем биологического созревания, который, по мнению морфологов больше других, соответствует календарному возрасту ребенка. Есть также данные о том, что существует корреляция между темпами смены зубов в дошкольном возрасте и некоторыми аспектами умственного (вербального) развития. Но этот и другие критерии (например, критерий сексуального развития) охватывают слишком короткий период онтогенеза, и, кроме того, будучи частным признаком, не дают представления о сути процессов, происходящих в организме на выделяемых с их помощью этапах развития.

Сближение физиологических и психологических подходов к проблеме возрастной периодизации создает базу для выработки единой концепции периодизации ребенка. Л.С.Выготский в качестве критериев возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретных этапов развития.

На основании критериев Л.С. Выгодский выделил три группы периодизаций.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. К первой группе относятся попытки периодизации возрастного развития на основе не расчленения самого этого развития, а соотнесения его со ступенчатообразным изменением других процессов, так или иначе связанных с детским развитием (А Гетчинсон, В. Штерн, Р. Заззо и др.).

Значительная группа периодизаций психического развития ребенка строилась на вычленении какого-либо одного признака.

Во вторую группу периодизаций, по Л.С.Выготскому, можно отнести принцип одного, произвольно выбранного автором внутреннего критерия (Теории Г.Салливена, П.П.Блонского, З.Фрейда).

П.П.Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак) выделять у детей Детство: беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов; период Размножения и Угасания..

3. Фрейд, рассматривая развитие ребенка лишь через призму его полового созревания, выделил в связи с этим оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную стадии, которые соответствуют бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.

Периодизация Л. Колберга основана на изучении уровня морального развития человека. Выявленные в исследованиях Л. Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I. Преднравственный уровень:

1-я стадия: ребенок оценивает поступок в соответствие с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»);

2-я стадия: суждение по поступку выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка («автономная мораль»).

2. Конвенциональный уровень (10 - 13 лет) - ориентация на принципы других людей и на законы.

3-я стадия: суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей.

4-я стадия: суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвенциональный уровень (13 лет и старше) - человек судит о поведении, исходя из собственных критериев.

5-я стадия: оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признании демократически принятого решения.

6-я стадия: поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью - независимо от его законности или мнения других людей.

Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят на четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.I

В периодизации Э. Эриксона выделяются 8 стадий - критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному периоду. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать, каждому возрасту свойственны эмоциональные кризисы:

1. доверие - недоверие (1 год);

2. достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2 - 4 года);

3. предприимчивость и чувство вины (4 - 6 лет);

4. умелость и неполноценность (6 - 11 лет);

5. идентификация личности и путаница ролей (12-15 лет девочки и 13- 16 лет мальчики);

6. близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни);

7. общечеловечность или самопоглощенность (зрелый возраст);

8. целостность и безнадежность.

При несомненной ценности выделения в данной периодизации новообразований, выступающих важнейшими характеристиками отдельных периодов детства, Э. Эриксон рассматривает их отдельно друг от друга, не определяя движущих сил психосоциального развития.

Ж. Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей:

1) от рождения до 18 месяцев (1,5 года) – сенсомоторная стадия;

2) от 1,5 лет до 7 лет - дооперациональная стадия;

3) от 7 до 12 лет - стадия конкретных операций;

4) от 12 лет до 17 лет - стадия формальных операций.

Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков, существенных особенностей личности в разные этапы ее психического развития (Л.С. Выготский, А. Гезелл, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский). Авторы этих периодизаций перешли от симптоматического и описательного принципов к выделению существенных особенностей возрастного развития, что привело их к осмыслению его цикличности. Такова, например, попытка А. Гезелла построить периодизацию детского развития исходя из изменения его внутреннего ритма и темпа.

К этой группе можно отнести периодизацию В. И. Слободчикова:

1. ступень - оживление (0-12 месяцев);

2. ступень - одушевление (11-12 месяцев – 5-6 лет);

3. ступень - персонализация (5,5 - 18 лет);

4. ступень - индивидуализация (17-42 года).

Известны попытки построения схемы периодизации развития по психологическим критериям. А. Дистервег, например, устанавливал три возрастные стадии:

1. господства ощущения;

2. господства памяти;

3. господства разума.

Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.

Работая над проблемой периодизации, Л. С. Выготский писал, что только внутренние изменения самого развития, только переломы повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка. Он предложил, как основания для периодизации, использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и появляющиеся в ходе развития психические новообразования, выявил переходные критические периоды развития от рождения до юношества.

Новый взгляд на развитие ребенка принадлежал А. Н. Леонтьеву. По его мнению, в связи с переходом от одного возраста к другому меняется место ребенка в системе общественных отношений, за ним стоит деятельность ребенка, которая является определяющей в его развитии. В 1944 году ученым была написана статья «К теории развития психики ребенка», в которой он ввел понятие «ведущий тип деятельности». По мнению А.Н.Леонтьева, главной движущей силой развития личности являются противоречия между имеющимися у ребенка способами деятельности и требованиями общества к нему.

Идеи Л. С. Выготского и А. Н Леонтьева послужили опорой для Д. Б. Эльконина, который сумел создать научно - продуктивную концепцию периодизации психического развития личности, общепринятую в отечественной психологии (табл.1). При построении периодизации Д. Б. Эльконин основывается на следующем:

- возрастное развитие - это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведений и ценностных установок;

- на диалектическом представлении о процессе развития (детерминированном внутренними противоречиями, целенаправленном, неравномерном с критическими и литическими периодами);

- на конкретно-историческом понимании природы детстве (каждая историческая эпоха имеет свою периодизацию детства);

- в основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности и растущего человека.

В свете этих представлений вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждой возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Вся деятельность развиваете в рамках системы «ребенок в обществе», подсистемами которой являются «ребенок - вещь или общественный предмет» и «ребенок - взрослый».

Внутри системы ведущей деятельности Д. Б. Эльконин обнаруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности - операциональная техническим, относящимся к развитию подсистемы «ребенок - вещь», и эмоционально-мотивационным, связанным с развитием подсистемы «ребенок - взрослый». В общей последовательности ведущих деятельностей попеременно чередуются деятельности преимущественным развитием то одной, то другой стороны.

Таблица 1

Возрастная периодизация по Д.Б.Эльконину

Эпоха Период Ведущая деятельность Основные новообразования
I Младенчество (до 1 года) Непосредственно-эмоциональное общение Формирование потребности в общении, эмоциональное отношение
I Раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность Развитие речи и наглядно-действенного мышления
II Дошкольный возраст Ролевая игра Стремление к общественно-значимой деятельности (готовность к школе)
II Младший школьник Учебная деятельность Произвольность психических явлений, внутренний план действия
III Подросток Интимно-личностное общение Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости и самостоятельности, подчинение коллективным нормам
III Старший школьный возраст Учебно-профессиональная деятельность Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы.

Каждая эпоха детства представлена двумя закономерно связанными между собой периодами.

Первый содержит усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельности, развитие мотивационно - потребностной сферы.

Во втором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.

Третья классификация схем периодизации индивидуального развития основывается на взглядах их авторов на онтогенез.

Представители первого направления рассматривают развитие в его целостности и неделимости, не выделяя в нем явно выраженных отдельных периодов или этапов (Г. Оллпорт, Дж. Кеттелл, К. Роджерс, Г. Айзенк и др.). В теориях этой группы, как правило, во главу угла ставится представление о некоторой целостности, например понятие личности. Далее предметом исследования становятся характеристики этой целостности, ее внутренняя структура, условия происхождения. Даже признавая динамику изменений данной целостности, изучая условия ее происхождения, исследователи не связывают жестко эти изменений с каким-то определенным возрастом. Возрастное развитие в этом случае признается фоном изучаемых изменений.

Вторую группу образуют те психологические теории, в которых онтогенез представляет собой чередование, смену определенных периодов развития (3. Фрейд. Ж. Пиаже. А. Валлон, Э. Эриксон, Л.С. Выготский. А.Н. Леонтьев и др.). Для обоснованного деления онтогенеза на определенные периоды каждый исследователь вводит собственные основания этого деления и представляет собственную теорию психического развития человека в онтогенезе.

Теории первой и второй группы могут совпадать в признании существования периодов развития, но коренным образом расходятся в ответе на вопрос о содержании переходов от одного периода к другому.

И, наконец, А. Г. Асмолов, анатизируя теоретически возможные подходы, объясняюшие развитие человека, выделяет три основных, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций.

Биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами.

Э.Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка.

Социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения, социальных установок и ценностных ориентации. К этому направлению, по-видимому, можно отнести и теории научения, согласно которым приобретение человеком разнообразных форм поведения происходит путем научения.

Персоногенетический подход, во главу угла ставящий «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».

К названным А.Г. Асмоловым подходам можно добавить теории когнитивного направления. Они занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, ной социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка.

Таким образом, большинство психологов соглашаются с тем, что развитие состоит из последовательности медленных плавных и быстрых скачкообразных изменений и выделение стадий развития не только необходимо, но и возможно. Однако чаще всего исследователи ограничиваются периодизацией детства. В первую очередь это объясняется большей сложностью периодизации взрослости, когда развитие приобретает новый характер: не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, т. е. принимает качественно новую форму саморазвития.

При описании развития взрослых необходимо также учитывать внутриличностную и межличностную гетерохронность. т. с. несовпадение у одного человека темпов развития различных процессов (биологических, социальных, познавательных) и несовпадение этих темпов у разных людей. Кроме того, нужно помнить, что развитие взрослых, во время которого осуществляются важнейшие личностные выборы (профессиональные, отношение к любви, браку, семье, друзьям, образу жизни) является суммой не только эволюционных, но и инволюционных процессов.

В большинство существующих возрастных периодизаций охвачен весь онтогенез человека. Разноречивость в определении возрастных границ объясняется разными принципами классификаций возрастных периодов: физиологическим, антропологическим, демографическим, психологическим.

Рассмотрим основные схемы индивидуальной периодизации развития человека, не используя классификационных схем, поскольку многие из существующих теорий невозможно отнести «в чистом виде» ни к одному из указанных подходов.

Полной и детализированной считается возрастная периодизация Д.Бромлей.

Человеческую жизнь он рассматривает как совокупность пяти циклов, каждый из которых состоит из ряда стадий (табл.2).

Табл. 2

 

Возрастная периодизация Д. Бромлей.

1 цикл. Внутриутробный период Зигота Эмбрион Зародыш Рождение
2 цикл. Детство (0 - 11 – 13 лет) Младенчество - от рождения до 18 месяцев Дошкольное детство – 19 месяцев – 5 лет Раннее школьное детство – 5-11-13 лет
3 цикл. Юность (11-13 лет – 21 год) Половое созревание – старшее школьное Детство (ранняя юность) -11- 13 -15 лет
4 цикл. Взрослость Ранняя взрослость – 21 – 25 лет Средняя взрослость – 25 – 40 лет Поздняя взрослость – 25 – 40 лет Поздняя взрослость – 40-55 лет Предпенсионный возраст – 55 -65 лет
5. цикл. Старение (65-70 лет) Отставка – 65 – 70 лет старый возраст Дряхлость – 70 и более лет. «Финиш» - болезни и умирание.

Д.Векслер, опираясь на принцип гетерохронности, подразумевающий однонаправленность и разнонаправленность развития психических функций, на основе уровневых показателей и выявления этапов их развития, выделил на основе микровозрастного подхода макропериоды развития взрослого человека (табл.3). В рамках исследований были установлены периоды развития психических и физиологических функций. В одни возрастные периоды некоторые психофизиологические функции могут иметь совпадения в уровне развития, в другие наблюдается опережение в развитии одних по сравнению с другими.

Табл.3

Периодизация возрастных периодов взрослого человека по Д.Векслеру

Периоды Возраст, годы
  Ранняя зрелость Средняя зрелость, 1-й период Средняя взрослость, 2- й период
Макропериоды 18-25 26-35 36-46
Микропериоды 18-21; 22-25 26-29; 30-33; 34-35 36-40; 41-46

В основу возрастной периодизации И.А.Аршавского положен способ взаимодействия организма с условиями среды.

Под возрастным периодом подразумевался при этом отрезок времени онтогенеза, характеризующийся стабильным характером физиологических функций. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями, связанными с доминированием тех или иных функций организма, обеспечивающих те или иные параметры поведения во взаимодействии с условиями среды и социума.

Схемы периодизации онтогенеза человека И.А. Аршавского (табл.4) отражают влияние эндогенных и экзогенных факторов в пренатальном онтогенезе на формирование нормальной психики ребенка и взрослого человека. Ведущим фактором развития И.А.Аршавский придавал двигательной активности как обеспечивающему адаптивные реакции на факторы внешней среды, сформулировав представление об «энергетическом правиле скелетных мышц». В соответствии с ним интенсивность жизнедеятельности организма даже на уровне отдельных тканей и органов определяется особенностями функционирования скелетных мышц, обеспечивающих на каждом этапе развития особенности взаимодействия организма и среды.

Таблица 4.

Схема периодизации онтогенеза у человека (по И.А.Аршавскому)

Онтогенез человека Период
I. Антенатальный онтогенез 1. Герминальный или собственно зародышевый период 1-я неделя
2. Эмбриональный период делится на 2 фазы: 1-я - собственно гистотрофная форма питания; 2-я - фаза желточного кровообращения; Эмбриофетальный, или неофетальный, этап 5 недель 2 недели
3. Фетальный период, или период гемоамниотрофной формы питания плода 32 недели
II. Постнатальный онтогенез 1. Неонатальный этап (или период новорожденности) - вскармливание молозивным молоком 8 дней
2. Период лактотрофной формы питания (или питания так называемым зрелым молоком); делится на 2 фазы: 1-я - до 2,5-3 месяцев, 2-я - с 3 до 5-6 месяцев 5-6 месяцев
3. Период сочетания лактотрофной формы питания с прикормом. Этап реализации и закрепления позы стояния с 6 до 11-12 месяцев 10-13 месяцев
4. Период преддошкольного, или ясельного возраста - освоение локомоторных актов в среде (ходьба и бег), (этот возраст принято еще обозначать как период первого-детства) с 1 года до 2,5-3 лет
5. Период дошкольного возраста (этот возраст принято еще обозначать как конечный период первого детства) с 3 до 6-7 лет
6. Период младшего школьного возраста (этот возраст принято еще обозначать как начальный период второго детства, или отроческий возраст) с 7 до 12-13 лет
7. Период старшего школьного возраста (период полового созревания, обозначаемый еще как конечный период второго детства, или подростковый) с 12-23 до 17-18 лет
8. Период юношеского возраста, или адолесцентный период (этот период представляет собой особый переломный этап в индивидуальном развитии, в течение которого стабилизируется наступившая половая зрелость) с 17 до 20-21 годов
9. Период стационарного состояния (обозначаемый еще как взрослый, зрелый или детородный период); его принято делить на два подпериода - с 21 до 35 лети с 35 до 50-60 лет! с 21 до 50-60 лет
10. Период пожилого возраста с 60 до 70-75 лет
11. Период старческого возраста с 70-75 до 90 лет
12. Период долгожительства с 90 лет и старше

Возрастная периодизация, предложенная В.В.Бунаком (табл.5), основана на морфологических и антропологических признаках. Автор считал, что изменение размеров тела и связанных с ними структурно-функциональных признаков отражают преобразования метаболизма с возрастом.

Таблица 5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: