ОСНОВЫЭКОНОМИКИ
методические рекомендации и задания
по выполнению контрольной работы
для учащихся заочной формы обучения
1-го курса
по специальности 2-24 01 02 «Правоведение»
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
экономических и
правовых дисциплин
Протокол № ____
«____» ________20___г.
Председатель___________
г.п. Смиловичи
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Работа юриста в нынешних условиях требует знаний экономики. Изучение основ экономики позволяет учащимся-заочникам вникнуть в экономические процессы, приобрести знания экономической теории, навыки практического решения задач производства, необходимых специалистам со средне специальным образованием по специальности «Правоведение», умение работать на различных предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности, фермерских хозяйствах.
Контрольные задания состоят из 10 вариантов, которые включают в себя вопросы различных тем курса.
Вариант контрольной работы состоит из трех теоретических вопросов и одной задачи практической части. Вариант определяется по последней цифре шифра.
Домашняя контрольная работа по выполняется, как с помощью компьютера, т.е. должна быть представлена в распечатке на бумаге форматом А4, так и «от руки». Компьютерный вариант ответа на вопрос должен быть 2-3 страницы. Если работа выполнена в ученической тетради, то она выполняется в тетради в клеточку и должна быть объёмом не более 20 листов рукописного текста. Работа должна быть написана разборчиво, грамотно и аккуратно оформлена. Страницы работы нумеруются, на каждой из них оставляются поля для замечаний рецензента.
Каждый вопрос должен быть переписан и по нему дан краткий, но исчерпывающий ответ, условие и содержание практических заданий также необходимо переписать, используя данные своего варианта. Обращайте внимание на единицы измерения в задачах.
Титульный лист контрольной работы должен содержать следующие реквизиты:
Ø название учреждения образования;
Ø номер шифра учащегося
Ø полное название дисциплины, по которой выполняется контрольная работа;
Ø номер курса и название отделения;
Ø фамилия, имя и отчество учащегося;
Ø адрес учащегося.
В соответствии с инструкцией по оформлению документов с использованием компьютерных технологий устанавливаются следующие параметры настройки в редакторе Microsoft Word:
Ø Формат А4;
Ø Поля страницы: верхнее и нижнее – не менее 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм. В таблицах допускается уменьшение левого поля до 20 мм, правого – до 8 мм (когда текст не вмещается);
Ø Шрифт Times New Roman, обычный, размер 15 (14) пунктов. В таблицах допускается до 13 пунктов (когда текст не вмещается);
Ø Межстрочный интервал для формата А4 – одинарный;
Ø Первая строка в абзаце с отступом 12,5 мм;
Ø Выравнивание по ширине и, как правило, без переноса слов (в таблицах выравнивание по необходимости, с переносом слов);
Ø Номера страниц в центре верхнего колонтитула с расстоянием 10 – 15 мм от верхнего края, размер шрифта 14 пунктов (первая страница не нумеруется);
Выполненная домашняя контрольная работа подписывается учащимся (ниже списка литературы) с указанием даты выполнения.
Список фактически использованной литературы с указанием фамилии автора, названия работы, места и года издания, тома и страницы следует привести в конце выполненной работы. Список литературы составляется в алфавитном порядке авторов.
Если в работе используются выписки из правовых источников, произведений литературы, то они должны быть заключены в кавычки, а рядом, в скобках, нужно указать автора, название источника, год, место издания и страницу.
Ответы необходимо излагать своими словами, а не списывать из учебника и других литературных источников. В процессе изучения литературы необходимо вести конспект, делать нужные записи, заметки. Это значительно облегчает усвоение дисциплины и написание работы.
В соответствии с учебным графиком готовая работа высылается на рецензию в колледж. Если выполненное задание отвечает установленным требованиям, преподаватель ставит оценку «Зачтено».
Ознакомившись с отзывом, учащийся должен изучить дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем, чтобы устранить пробелы в своих знаниях.
К экзамену допускаются только те учащиеся, которые своевременно выполнили контрольную работу и получили оценку «Зачтено». На сессию учащийся должен прибыть со всеми контрольными работами и предъявить их экзаменаторам, которые в ходе проведения экзаменов могут задавать вопросы, вытекающие из рецензии.
Не подлежат зачёту и возвращаются на доработку работы с грубыми ошибками, неправильно решёнными задачами, а также не самостоятельно выполненные работы.
Переработанное задание с первоначальной рецензией высылается на повторный отзыв. В отдельных случаях преподаватель может предложить новые варианты контрольной работы. Работа, выполненная с нарушением технических правил (небрежная, неразборчивая, не по установленному варианту, не надлежащего объёма и т.д.), возвращается учащемуся без проверки с указанием причин возврата. Встретившись с затруднениями при выполнении контрольной работы, учащийся может обратиться в колледж за устной или письменной консультацией к преподавателю дисциплины.
Вариант 1
- Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы в области сельского хозяйства.
- Раскрыть сущность, классификацию и структуру основных фондов сельскохозяйственного назначения.
- Изложить классификацию, состав затрат на производство и реализацию продукции.
ЗАДАЧА.
По данным годового отчета сельскохозяйственного предприятия рассчитать структуру затрат на производство зерновых и бобовых культур.
Статьи затрат | тыс. руб. | структура, % |
Оплата труда с начислениями | ||
Семена | ||
Удобрения и средства Защиты растений | ||
Затраты по содержанию основных средств | ||
Работы и услуги | ||
Затраты по организации производства и управлению | ||
Прочие затраты | ||
Затраты всего |
Вариант 2
- Охарактеризовать агропромышленный комплекс: сущность, составные части, структуру и задачи развития в современных условиях.
2. Описать виды стоимостных оценок основных фондов. Физический и моральный износ основных средств.
3. Охарактеризовать производственные показатели развития отрасли растениеводства.
ЗАДАЧА.
По данным годового отчета сельскохозяйственного предприятия рассчитать уровень товарности основных видов продукции растениеводства.
Вид продукции | Количество произведенной продукции, т | Кол-во реализованной продукции, т | Уровень товарности, % |
Зернобобовые | |||
Картофель | |||
Овощи открытого грунта |
Вариант 3
- Описать сельское хозяйство: его роль, отличительные особенности и задачи развития.
2. Рассмотреть износ и сущность амортизации основных фондов.
3. Раскрыть сущность, определить критерии экономической и социальной эффективности производственной деятельности.
ЗАДАЧА.
Рассчитать структуру основных фондов на конец года по данным годового отчета сельскохозяйственного предприятия.
Вид средств | тыс. руб. | структура, % |
Здания и сооружения | ||
Передаточные устройства | ||
Машины и оборудование | ||
Транспортные средства | ||
Рабочий скот и животные основного стада | ||
Многолетние насаждения | ||
Итого |
Вариант 4
- Раскрыть сущность, состав и классификацию оборотных средств предприятий.
2. Охарактеризовать издержки производства и их состав.
- Охарактеризовать принципы и методы ценообразования, элементы и структуру цены.
ЗАДАЧА.
Рассчитать структуру оборотных средств на конец года по данным годового отчета сельскохозяйственного предприятия.
Вид средств | тыс. руб. | структура, % |
Запасы | ||
В том числе: | ||
- сырье и материалы | ||
- животные на выращивании и откорме | ||
- незавершенное производство | ||
- готовая продукция | ||
- расходы будущих периодов | 0,4 | |
Налоги по приобретенным активам | ||
Дебиторская задолженность | ||
Финансовые вложения | 1,2 | |
Денежные средства | 0,4 | |
Итого |
Вариант 5
1. Охарактеризовать органы, осуществляющие государственное регулирование деятельности предприятий.
- Рассмотреть структуру оборотных фондов и показатели их оборачиваемости.
- Раскрыть сущность и описать функции цены как экономической категории.
ЗАДАЧА.
По данным годового отчета сельскохозяйственного предприятия рассчитать структуру земельных угодий.
Вид угодий | Площадь, га | Структура, % |
Общая земельная площадь | ||
В том числе: | ||
Сельскохозяйственные угодья | ||
из них: | ||
пашня | ||
сенокосы | ||
пастбища | ||
Многолетние насаждения | ||
Несельхозугодия | ||
Пруды и водоемы | ||
Приусадебные участки |
Вариант 6
- Раскрыть содержание Кодекса о земле Республики Беларусь.
2. Дать понятие трудовых ресурсов, описать показатели их использования в сельскохозяйственных предприятиях.
- Обосновать пути снижения издержек и повышения рентабельности производства.
ЗАДАЧА.
По данным годового отчета сельскохозяйственного предприятия рассчитать прибыль и уровень рентабельности от реализации основных видов животноводческой продукции.
Виды продукции | Полная себестоимость реал., тыс. руб. | Выручено, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. | Уровень рентабельности, % |
Молоко | ||||
Мясо КРС |
Вариант 7
1. Раскрыть содержание гражданского кодекса Республики Беларусь как основного нормативного правового документа, регулирующего деятельность организации.
2. Рассмотреть показатели производительности труда в сельскохозяйственных предприятиях и изложить методику их расчета.
3. Рассмотреть структуру себестоимости агропромышленной продукции.
ЗАДАЧА.
По данным годового отчета сельскохозяйственного предприятия рассчитать структуру затрат на производство молока.
Статьи затрат | тыс. руб. | структура, % |
Оплата труда с начислениями | ||
Корма | ||
Затраты по содержанию основных средств | ||
Работы и услуги | ||
Затраты по организации производства и управлению | ||
Прочие затраты | ||
Затраты всего |
Вариант 8
- Охарактеризовать основные цели, принципы деятельности и функции предприятий в условиях рынка.
2. Описать формы, системы оплаты труда.
- Раскрыть сущность, описать виды и показатели рентабельности производства.
ЗАДАЧА.
По данным годового отчета сельскохозяйственного предприятия рассчитать прибыль и уровень рентабельности от реализации основных видов растениеводческой продукции.
Вид продукции | Полная себестоимость реализованной, тыс. руб. | Выручено тыс. руб. | Прибыль тыс. руб. | Уровень рентабель- ности, % |
Зерно | ||||
Картофель | ||||
Овощи открытого грунта |
Вариант 9
- Описать виды хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий.
2. Охарактеризовать тарифную систему оплаты труда и ее основные элементы.
- Изложить классификацию, состав затрат на производство и реализацию продукции.
ЗАДАЧА.
По данным годового отчета сельскохозяйственного предприятия рассчитать уровень рентабельности отрасли растениеводства, животноводства, по сельскохозяйственному производству.
Вид продукции | Полная себестоимость реализованной, тыс. руб. | Выручено, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. | Уровень рентабельности, % |
По растениеводству | ||||
По животноводству | ||||
По с/х производству |
Вариант 10
- Рассмотреть роль сельскохозяйственных предприятий в народнохозяйственном комплексе.
2. Раскрыть сущность мотивации и стимулирования труда.
3. Охарактеризовать производственные показатели развития отрасли животноводства.
ЗАДАЧА.
По данным годового отчета сельскохозяйственного предприятия рассчитать уровень товарности основных видов продукции животноводства.
Вид продукции | Количество произведенной продукции, т | Кол-во реализованной продукции, т | Уровень товарности, % |
Молоко | |||
Мясо КРС | |||
Мясо свиней |
МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Для решения задач вариантов 1, 3, 4, 5, 7 необходимо рассчитать структуру себестоимости затрат, структуру земельных угодий.
Структура рассчитывается как отношение каждого вида к общей сумме умноженной на 100%.
Для решения задач вариантов 2, 10 необходимо рассчитать уровень товарности производства продукции растениеводства и животноводства.
Уровень товарности рассчитывается как отношение количествареализованной продукции к количествупроизведенной продукции умноженное на 100%.
Для решения задач вариантов 6, 8, 9 необходимо рассчитать прибыль и уровень рентабельности производства продукции растениеводства и животноводства по видам продукции, по отрасли, по сельскохозяйственному производству.
Прибыль, тыс. руб.
Пр = В – Ср,
где Пр – прибыль, В – выручка, Ср – полная себестоимость реализованной продукции
2. Уровень рентабельности, %
где R – уровень рентабельности, Пр – прибыль, Ср – полная себестоимость реализованной продукции
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бусел, И.П. Экономика сельскохозяйственного предприятия с основами менеджмента / И.П. Бусел, П.И. Малихтарович. – Минск: Литература и Искусство, 2009
2. Бусел, И.П., Малихтарович, П.И. Экономика сельского хозяйства: учебное пособие. – Минск: РИПО, 2014
3. Бусел, И.П. Экономика и организация сельскохозяйственного производства /И.П. Бусел – Мн.: Ураджай, 1999
4. Лещиловский, П.В., Экономика предприятий агропромышленного комплекса: Курс лекций, - Минск, 2005
5. Карпей, Г.В., Экономика, организация и планирование промышленного производства / Г.В. Карпей. – Мн.: Дизайн, ПРО, 2003
6. Лещиловский, П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК / Лещиловский, П.В., В.С. Тонкович, А.В. Мозоль. – Мн.: БГЭУ, 2007
7. Лещиловский, П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК: практикум / П.В. Лещиловский, В.С. Чеканов. – Мн.: БГЭУ, 2003
8. Лещиловский, П.В. Экономика предприятий агропромышленного комплекса: Курс лекций / П.В. Лещиловский, В.С. Чеканов. – Минск, 2005
9. Лещиловский, П.В. Экономика предприятий АПК / П.В. Лещиловский, А.В. Мозоль. – Мн.: Юнипак, 2006
10. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы.