Глава 1. Презентационная речь как разновидность публичной речи




Введение

Слово "презентация" прочно вошло в нашу жизнь. Освоение нового вида товара, открытие фирмы, банка, дочерней компании или филиала не проходит сегодня без презентации (от лат. praesentatio — представление). Это оригинальный жанр (событие), призванный отобразить индивидуальный имидж учреждения, перспективы его развития. Презентация в виде текста рассылается в виде рекламных листовок, писем или буклетов. Устная — представляет собой прием, включающий выступления организаторов (нередко сопровождаемые слайдами, таблицами, демонстрацией товаров) и неофициальную часть, представляющую собой свободное общение собравшихся. Иногда презентации устраиваются в форме пресс-конференции с приглашением большого количества журналистов. Выступление организаторов или пресс-конференция представляют собой официальную часть презентации, к неофициальной относятся выступления артистов, фуршет или банкет.

Презентационная речь готовится заранее, но не читается перед публикой. "При желании можете написать свою речь, однако постарайтесь пользоваться записями лишь для того, чтобы приводить цитаты, хоть их и не всегда бывает легко сразу отыскать в тексте. Если вам обязательно нужно иметь перед глазами свою речь, читайте ее перед выступлением столько раз, чтобы запомнить почти наизусть"*, — пишет в своей знаменитой книге "Этикет" Э. Пост.


 

Глава 1. Презентационная речь как разновидность публичной речи

1.1. Принципы презентационной речи

Презентационная речь представляет собой разновидность публичной речи. Как всякое публичное выступление, она строится по определенным принципам. Эти принципы таковы. 1. Принцип краткости. Обычно Презентационная речь составляется с расчетом на 10-15-минутное выступление. С другой стороны, объем выступления должен быть достаточным для раскрытия основной темы выступления. 2. Принцип последовательности. Все микротемы выступления должны быть подчинены основной теме. Все части выступления должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. 3. Принцип целенаправленности. Выступление должно быть подчинено ясной логике. Сам выступающий, а за ним и слушатели должны осознавать направленность выступления, соответствие его логической структуры следующей цепочке:

Проблема —> тема —> тезис —> аргументы.

Тезис — это основное положение выступления, а аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. 4. Принцип усиления. Речевое воздействие должно усиливаться от начала к концу выступления. Это может быть достигнуто расположением материала по значимости, усилением эмоционального накала изложения при помощи словесных и интонационных средств. 5. Принцип результативности. Выступление должно содержать некоторый предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендации. Вывод или призыв должен быть сформулирован в емкой, запоминающейся словесной формуле. Изложенные принципы построения публичного выступления должны быть реализованы в структуре композиции выступления.

1.2. Структура публичного выступления

Структура публичного выступления чаще всего представляет собой традиционную трехчастную композицию: выступление, основная часть, заключение.

Во вступлении в свою очередь выделяют:

а) зачин (в презентационной речи это обращение к аудитории и сообщение цели собрания) и завязку (объяснение цели сообщения);

б) основную часть (в основной части излагаются основные сведения о предприятии, презентируемом товаре: статус, общая направленность, специфика деятельности предприятия, указание на потребителя, характер доступности, местонахождение и т.п.);

в) заключение (заключение в презентационной речи может включать напоминание о цели собрания, обобщение сказанного и призыв к сотрудничеству).

Важнейшим условием успеха является условие, при котором структура (логика) выступления должна быть прозрачной, понятной для слушателя. Таким образом, слушатель (в данном случае коллективный слушатель) является не пассивным, а активным участником коммуникации.

Активизация внимания слушателя достигается:

а) выделением структуры выступления с помощью когезивных средств: начну с...; теперь о...; и наконец о...; в заключение отмечу, что...

 

Позвольте мне начать с истории возникновения нашего предприятия...

 

Если позволите, я начну с проекта создания нашей инвестиционной компании.

 

Теперь позвольте рассказать о реализации наших планов.

 

В отношении сегодняшнего состояния дел...

 

Несколько слов о наших планах...

 

В заключение позвольте выразить надежду...

 

Позвольте в завершение выразить уверенность...;

 

б) диалогизацией монолога, причем форма диалога может быть открытой и скрытой. Открытый диалог представляет собой вопросно-ответную систему общения с аудиторией. Он менее характерен для этого жанра публичной речи.

 

Наиболее характерны для публичной речи скрытые формы диалога: вопросы самому себе, скрытые и косвенные вопросы.

 

Как вы уже, наверное, знаете...

 

Что можно сказать о популярности новых видов связи — за ними будущее, они стремительно завоевывают рынок коммуникаций;

 

в) авансированием, которое представляет собой затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае выступающий сначала упоминает о том или ином факте, а затем говорит:

 

Но об этом несколько позже...

 

Об этом подробнее я расскажу потом...

 

Остановимся на этом попозже...;

 

г) акцентировкой существенно важной информации. Акцентировать сообщаемое можно изменением темпа, ритма речи, паузами, интонацией.

 

При монотонном, бесстрастном изложении показатели внимания значительно ухудшаются.

 

Во время публичного выступления можно использовать так называемую "вокальную спираль" — постепенное увеличение громкости и темпераментности изложения к концу речи;

 

д) демонстрацией образцов изделий, товаров, буклетов. Обычно на презентациях гостям вручают небольшие сувениры: буклеты, открытки, образцы товара в рекламных целях;

 

е) использованием юмора. В торжественных речах юмор использовать не принято, однако небольшие вкрапления шутливых замечаний не повредят общему настрою и помогут привлечь внимание и симпатии аудитории к оратору.

Составляя текст речи, нужно помнить, что вторая половина речи кажется слушателям вдвое длиннее первой. Последние десять минут торжественной речи, как заметил О. Эрнст, длятся в три раза дольше, чем первые десять. Поэтому вторую половину выступления нужно делать более живой, разнообразной и легко воспринимаемой, независимо от того, сколько длится выступление.

Главная цель презентации — расширение рынка сбыта продукции, услуг благодаря привлечению внимания к фирме, торговой марке, товару. Второй, тоже, безусловно, важной задачей является расширение деловых связей, упрочение уже существующих контактов. Помимо прагматических целей презентации устраиваются для создания праздничного настроения. Последнее достигается оптимистичным, приподнятым тоном общения, комплиментами аудитории:

 

Для меня большая честь обратиться к такому блестящему собранию...

 

Поскольку здесь собрались профессионалы, я могу не останавливаться на деталях...

 

Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести оставшуюся часть вечера, церемонии.

 

Проанализируем текст презентационной речи.

 

Уважаемые господа!

Сегодня мы рады открыть в... представительство Группы Компаний АМОЛИ, которая начала свою деятельность в виде отдельных компаний более 40 лет назад в Индии и является в настоящее время одним из лидирующих торговых домов Дальнего Востока в области электроники, химического и фармацевтического сырья, компьютеров, периферии и копировальной техники.

Наш торговый дом состоит из нескольких компаний, занимающихся производством и экспортным и импортным бизнесом в разных областях и объединенных в 1986 году под общим названием "Амоли". Это — Кемфар, Амоли Органике ЛТД и Умедика лабораториз ЛТД.

Сегодня Амоли имеет эффективную торговую сеть по всей Европе. На основе своего опыта компания уже заняла сильную позицию на международном рынке, поставляя качественную продукцию по конкурентным ценам.

Сфера деятельности компаний:

Амоли энтерпрайзис ЛТД (созд. в 1986 г.) — компьютеры и автоматизация офисного оборудования.

Это одна из ведущих организаций в Гонконге, имеющая репутацию одного из основных поставщиков фирменной продукции в сфере компьютеров, копировальной техники, оборудования и автоматизации офисов. В настоящее время мы имеем свое производство в этой сфере.

Кемфар, созданная в 1987 году, производит химическую и фармацевтическую продукцию. Компания имеет свое производство в Индии. Основная торговая сеть, представляются рынок сбыта, в основном размещена в Индии и Китае, а также во многих других странах — Японии, Корее, Пакистане, Бангладеш, Кении, Нигерии и большинстве европейских стран.

Остальные дочерние компании успешно работают в сфере производства лекарственных препаратов в конечной и составной форме. Все производство согласуется с параметрами Who и USFDA.

Сегодня мы являемся лидером по качественному и количественному производству субстанций и имеем успешные результаты использования и налаженные торговые отношения со многими странами Азии, Америки, Африки и Европы.

На территории России Амоли является дилером таких компаний, как Hewlett Packard, Canon, Ricoh, Epson.

Кроме своих складских мощностей в Гонконге и Сингапуре, мы имеем склады по многим видам продукции в Европе: Гамбурге, Вене и Москве.

Благодаря налаженным отношениям с производителями в Японии, Тайване и Китае, мы имеем возможность предложить вам конкурентные цены и своевременную доставку. Если вы уже имеете торговую сеть, мы можем действовать как ваш постоянный поставщик. Будем рады с вами сотрудничать и надеемся установить прочные деловые контакты с торговыми компаниями в России. Мы рады вам представить всю гамму нашей продукции.

Приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству торговые организации, как крупные торговые компании, так и небольшие салоны, торгующие офисной техникой. Высокое качество нашей продукции и оптимальные цены — залог нашего и вашего преуспевания.

Позвольте выразить надежду на взаимовыгодные контакты и успешные перспективы нашего бизнеса в России.

Благодарю за внимание.

 

Проанализируем текст и выявим, какими средствами достигается убедительность, адресность сообщения. Эти средства таковы:

а) насыщение речи фактическим материалом, раскрывающим многогранную деятельность компании, ее географические связи;

б) анафорическое построение: текст состоит из абзацев, имеющих одинаковое строение начальных фраз;

в) особые стилистические средства, подчеркивающие уникальность, солидность и надежность компании: определения — лидирующих, эффективную, сильную позицию, успешные, качественную продукцию, своевременная доставка;

г) обращения к аудитории: Мы рады вам представить. Позвольте выразить надежду.... Благодарю за внимание и т.д.

 

1.3. Особенности публичной речи

 

Публичное выступление отличается от обычного разговора. У публичной речи есть свои особенности.

Каждый из нас знает, что в момент, когда нужно выступать перед аудиторией, стиль и подача информации меняется. Проводя курсы по ораторскому мастерству, я много раз слышал от участников следующий монолог: «Вот когда я с человеком один на один, или в компании – я очень хорошо всё говорю и нормально общаюсь. Но когда мне с тем же самым нужно выступить, я не нахожу слов, теряюсь и пр.»

Проблемы в публичном выступлении могут возникнуть из-за того, что выступающий не знает особенностей этого жанра.

Аудитория/публичность начинается примерно с шести человек. Меньше этого количества – все еще можно отнести к беседе. Когда количество слушателей больше шести – ваша речь становится публичной. Ниже я перечислю эти особенности. Чем отличается обычная беседа от выступления.

1. Публичное выступление подразумевает монолог и диалог одновременно. Монолог, так как говорит один. Диалог – потому что оратор контактирует с живой аудиторией и реагирует на ее сигналы. Общается с аудиторией через вопросы.

2. Во время выступления оратора – он доминирует в выступлении. Он большую часть времени доносит информацию и это отличает выступление от беседы.

3. Во время беседы мы постоянно обмениваемся короткими репликами. Во время выступления нашим слушателям приходится выслушивать длинные и долгие реплики, что вызывает скуку.

4. Во время беседы, мы можем быстро спросить, то, что нам не понятно. Во время выступления аудитория лишена этого и может заснуть на сложной теме. Оратору нужно следить, чтобы люди не «поплыли».

5. При выступлении оратор отслеживает реакцию аудитории во время произнесения речи. Опытным ораторам удается держать внимание аудитории через вовлечение ее в диалог.

6. У публичного выступления всегда есть определенная цель: донести информацию, научить, мотивировать и т.д. (см. Виды ораторской речи).

7. В разговоре люди, как правило, избегают пауз. Во время выступления паузы подчеркивают важные моменты и используются очень часто.

8. Для передачи настроения в публичном выступлении необходимо усиливать варьирование интонациями.

9. Для эффективной публичной речи характерны короткие предложения.

10. Публичная речь, как правило, подготовленная и ее основой является написанный текст.

11. Публичная речь обычно ограничена по времени.

12. Во время длинных речей, оратору приходится использовать приемы привлечения внимания аудитории.

13. Во время выступления оратор контролирует реакцию зала через зрительный контакт.

 

Выводы

Подводя итоги, можно сделать следующие заключения:

- Публичное выступление отличается от обычного разговора;

- Структура публичного выступления представляет собой традиционную трехчастную композицию: выступление, основная часть, заключение;

- Презентационная речь представляет собой разновидность публичной речи. Как всякое публичное выступление, она строится по определенным принципам;

- Большое значение при произнесении речи имеют произношение, ударение и интонации. Речь не должна быть слишком быстрой, пестрить слишком сложными словами или словами на иностранном языке. Слушатели должны ощущать внимание со стороны оратора, должна присутствовать обратная связь с аудиторией. Следует делать небольшие паузы и обсуждения по ходу выступления, чтобы понять, как публика реагирует на содержание. Но все это возможно при полном овладении материалом. Речь выступающего должна быть культурной вне зависимости от темы. Грамотность является основой любого публичного выступления. Выступление не должно быть растянутым, а должно содержать четко обозначенную мысль, идею автора в развернутом виде. Неточности, штампы, отсутствие логики делают самую интересную тему провальной. Автору можно посоветовать хорошо продумать содержание, критически оценить свою возможность подать материал. Этот вопрос включает в себя не только громкость и ясность речи, но и умение быстро осмыслить то, что вам предстоит передать слушателю.

 

Список использованной литературы

1.Адамов Е. Пропагандисту об ораторском искусстве. – М., 1983.

2.Ильинский С. В. Общественные связи. Реклама. Маркетинг. Нейролингвистическое программирование. Оперативный словарь-справочник/ С. В. Ильинский. – М.: АСТ: Восток – Запад. 2006. 479 с.

3.Корнилова Е. Е. Искусство публичных выступлений. Путь к успеху. – ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. – 144 с.

4.Кохтев Н. Риторика. – М., 1994.

5.Кривоносов А. Основы спичрайтинга. – СПб., 2003.

6.Матвеева Т. Риторический практикум журналиста: учеб.пособие / Т. В. Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2007. 321 с

7.Нелькё К. Проведение презентаций / КлаудиаНёльке; [Перевод с нем. Д. В. Ковалёвой]. – 2-е изд., стер. – Москва; Омега-Л, 2007. 144 с.

8.Риторика: Учебное пособие/ Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К?», 2010. 560 с.

9.Шейнов В. Пиар «белый» и «чёрный»: Технология скрытого управления людьми / В. П. Шейнов. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. 672 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: