Ориентация на потребителя — основной принцип маркетинга




Анализ рыночных возможностей туристского предприятия заверша­ется этапом, не только имеющим исключительное значение с точки зрения успешной организации деятельности в соответствии с маркетин­говой концепцией, но и обладающим огромной чисто практической ценностью. Дело в том, что в системе рыночной экономики направления деятельности любой фирмы определяет потребитель, который приобре­тает туристский продукт по своему собственному усмотрению и тем самым указывает продавцу, что необходимо предлагать на рынке. Туристское предприятие, предлагающее услуги, которые эффективно удовлетворяют нужды и запросы клиентов, будет щедро вознаграждено. И наоборот, тот, кто не сумеет добиться этого, будет терять потребителей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно поэтому изучение по­требителей в такой специфической сфере, как туризм, можно назвать важнейшим направлением маркетинговых исследований.

Исследование потребителей, выявление основных мотивов приоб­ретения туристских услуг и анализ потребительского поведения воору­жает руководителей и специалистов фирмы мощным арсеналом, без которого невозможна успешная деятельность на современном рынке, а именно — знанием своего клиента. «Знать своего клиента» — основной принцип маркетинга.

Правильное понимание потребителей предоставляет туристской фирме возможности:
- прогнозировать их потребности;
- выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом;
- улучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями;
- приобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов;
- понимать, чем руководствуется потребитель, принимая реше­ние о приобретении туристских услуг;
- выяснять источники информации, используемые при приня­тии решения о покупке;
- устанавливать, кто и каким образом оказывает влияние на вы­работку и принятие решения о приобретении туристского продукта;
- вырабатывать соответствующую стратегию маркетинга и кон­кретные элементы наиболее эффективного комплекса маркетинга;
- создавать систему обратной связи с потребителями туристских услуг;
- налаживать эффективную работу с клиентами.

Формирование правильного понимания потребителей в марке­тинге исходит из следующих принципов:
- потребитель независим;
- поведение потребителей постигается с помощью исследований;
- поведение потребителей поддается воздействию;
- поведение потребителей социально законно.

Независимость потребителя проявляется в том, что его поведе­ние ориентируется на определенную цель. Туристские услуги могут им приниматься'или отвергаться в той мере, в какой они соответ­ствуют его запросам. Фирмы достигают успеха, если предоставляют потребителю свободу выбора и реальную выгоду. Понимание этого и постоянное приспособление туристского предложения к запросам потребителя обеспечивают эффективность практической реализации концепции маркетинга.

Поведение потребителей может быть изучено с помощью марке­тинговых исследований. Это осуществляется путем моделирования покупательского поведения, исследования мотивов и факторов, ха­рактеризующих потребности клиентов и способы их удовлетворения.

Поведение потребителей поддается воздействию. Маркетинг мо­жет оказывать достаточно сильное влияние на мотивацию и поведе­ние потребителей. Это достигается при условии, что предлагаемый туристский продукт действительно является средством удовлетво­рения потребностей клиента. При этом речь не должна идти о ка­ком-либо манипулировании поведением потребителей.

Поведение потребителей социально законно в связи с тем, что их суверенитет в условиях рыночной экономики основывается на ряде прав. Соблюдение их является важнейшей задачей не только обще­ства в целом, но и отдельных предприятий. Социальная законность прав потребителей служит гарантией удовлетворения их потребнос­тей. Обман, введение в заблуждение, низкий уровень качества услуг, отсутствие ответа на законные жалобы и претензии и другие анало­гичные действия — не что иное, как попрание законных прав и ин­тересов клиентов.

В процессе маркетинговых исследований туристское предприятие должно получить ответы на следующие принципиальные вопросы:
- Кто в данный момент является клиентом предприятия и кто может стать им в перспективе?
- Каковы потребности и пожелания клиентов?
- Какие факторы влияют на потребности клиентов?
- Какие мотивы приводят потребителей к приобретению турист­ских услуг?
- Какие неудовлетворенные потребности существуют у клиентов (в каких услугах они нуждаются), которые могут стать важным источ­ником идей развития и совершенствования деятельности фирмы?
- Как осуществляется процесс принятия решения о приобретении туристских услуг или обращении в ту или иную туристскую фирму?

Методическим приемом поиска ответов на вышеуказанные воп­росы является моделирование поведения потребителей. В общем виде модель покупательского поведения представлена на рис. 9.1.

Как видно из рис. 9.1, потребители определенным образом реа­гируют на внешние побудительные стимулы, включающие факторы среды и факторы комплекса маркетинга. Причем туристское пред­приятие может оказывать непосредственное влияние только на фак­торы маркетинга. Воздействовать же на клиента через побудитель­ные факторы среды оно может лишь опосредованно. На принятие решения о приобретении туристских услуг оказывают влияние так­же личные характеристики клиента и его мотивы.

Таким образом, роль маркетинга сводится к изучению:
- факторов, влияющих на клиента;
- мотивов поведения клиента;
- процесса принятия решения о приобретении туристских услуг.

 

Задание.

Вы недавно стали руководителем небольшой туристской организации. В данной фирме малый объем продаж туристского продукта. Перед Вами, как перед руководителем, стоит задача привлечения большего числа клиентов. Как Вы поступите? Ваши действия?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: