Об уважении неприкосновенности мусульман, разъяснении их прав и проявлении жалости и милосердия по отношению к ним.




(Из книги Ан-Навави «Сады праведных» Глава 27).

 

Аллах Всевышний сказал:

«… а для того, кто чтит запреты*Аллаха, это лучше пред Господом его». (“Хаджж”, 30)

 

*Здесь имеются в виду как установления Аллаха, касающиеся хаджжа, так и все Его запреты вообще.

 

Всевышний также сказал: «… что же касается тех, кто почитает обряды Аллаха, то, поистине, (они делают это) от благочестия сердец». (“Хаджж”, 32).

 

Всевышний также сказал:

«… и проявляй мягкость по отношению к верующим». (“Аль-Хиджр”, 88)

 

Всевышний также сказал: «… если кто-нибудь убьёт человека не за (убийство) человека и не за распространение зла на земле*, (это будет равнозначно тому,) как если бы он убил всех людей, а тот, кто оживит его [То есть: спасёт ему жизнь], как будто оживил всех людей». (“Трапеза”, 32)

 

*Имеется в виду либо многобожие, либо грабежи, насилие и тому подобные преступления.

 

222 — Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, (в отношениях) друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», — и (,сказав это,) он переплёл между собой пальцы (своих рук). Этот хадис передали аль-Бухари 2446, Муслим 2585, ат-Тирмизи 1928, ан-Насаи 5/79, Ибн Хиббан 231, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 6/35. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6654, «Сахих ан-Насаи» 2559, «Мушкилятуль-факър» 104.

 

223 — Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто проходит по нашим мечетям или рынкам, имея при себе стрелы, берётся (или: … держится) рукой за их острия, чтобы не поранить кого-нибудь из мусульман». Этот хадис передали Ахмад 4/397, 400, 410, 418, аль-Бухари 7075, Муслим 2615, Абу Дауд 2587, Ибн Маджах 3778, Ибн Хиббан 1649. См. «Сахих Ибн Маджах» 3060.

 

224 — Передают со слов ан-Ну’мана бин Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой». Этот хадис передали аль-Бухари 6011, Муслим 2586, Ибн Хиббан 233. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5849, «Мушкилятуль-факър».

 

225 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поцеловал аль-Хасана бин ‘Али*, да будет доволен им Аллах, в присутствии аль-Акра’а бин Хабиса, аль-Акра’ cказал: “Поистине, у меня есть десять сыновей, но я (ни разу) не поцеловал никого из них”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посмотрел на него и сказал: “Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия (к другим)!” » Этот хадис передали Ахмад 2/241, 269, 514, аль-Бухари в своём «Сахихе» 5997 и «аль-Адабуль-муфрад» 91, Муслим 2318, Абу Дауд 5218, ат-Тирмизи 1911, Ибн Хиббан 457, 463, 5594, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 8/64. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6598, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 68, «Гъаятуль-марам» 70, 71.

 

*[Один из двух внуков пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от Али и Фатимы, да будет доволен Аллах ими обоими].

 

226 — Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(Однажды) люди из числа бедуинов, пришедшие к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: “Так вы целуете своих сыновей?” [Этот вопрос они задали мусульманам, увидев, что те целуют своих сыновей] (Им) ответили: “Да”. Они сказали: “А мы, клянёмся Аллахом, (их) не целуем”. (Услышав эти слова,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если Аллах лишил ваши сердца милосердия, разве могу я (вернуть его вам)?!” » Этот хадис передали аль-Бухари в своём «Сахихе» 5998 и «аль-Адабуль-муфрад» 90, Муслим 2317, Ибн Хиббан 5595. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2534, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 67.

 

227 — Передают со слов Джарира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не помилует Аллах того, кто сам не проявляет милосердия к людям». Этот хадис передали Ахмад 4/358, 360, 362, 365, 366, аль-Бухари в своём «Сахихе» 7376 и «аль-Адабуль-муфрад» 96, 370, Муслим 2319, ат-Тирмизи 1922, Ибн Хиббан 465, 467, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 7/419, 8/118. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6597, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 71, 285, «Мушкилятуль-факър» 108.

 

228 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда кто-нибудь из вас станет проводить молитву с людьми [В качестве имама], пусть облегчает [То есть: делает её покороче, читая короткие суры Корана] (её), ибо, поистине, окажутся среди них слабые, больные и старые, а когда кто-нибудь из вас будет молиться в одиночестве, пусть (молится) столь долго, сколько захочет». Этот хадис передали Малик 301, Ахмад 2/486, аль-Бухари 703, Муслим 467, Абу Дауд 794, ат-Тирмизи 236, ан-Насаи 2/94, Ибн Хиббан 1760. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 658, «Сахих Аби Дауд» 759, 760, «Ирвауль-гъалиль» 512.

 

В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал): «… и те, у кого есть дела …».

 

229 — Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Хотя посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и любил совершать (благие) дела,[1] он часто отказывался от их совершения, опасаясь, что то же самое начнут делать и другие люди, а потом это может быть сделано для них обязательным». [2] Этот хадис передали Ахмад 6/178, аль-Бухари 1128, Муслим 718, Абу Дауд 1293, Ибн Хиббан 313.

 

1 [Речь идёт, например, о совершении дополнительных ночных молитв во время рамадана и прочих делах поклонения].

 

2 [Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, опасался того, что люди окажутся не в силах делать всё то, что будет объявлено для них обязательным и что был в силах делать он].

 

230 — Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(Когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (людям) соблюдать пост непрерывно из милосердия к ним, они сказали: “Но ты ведь (делаешь это!” На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “ Поистине, я не таков, как вы, ведь Господь мой кормит и поит меня!” » Этот хадис передали аль-Бухари 1964 и Муслим 1105.

 

Это значит: придаёт мне (достаточно) сил (, которые я получаю) за счёт еды и питья.

 

[То есть: помогает мне делать больше других, не испытывая голода и жажды. Это не значит что пророк саля Ллаху алейхи уа салам, получал реальную пищу, иначе бы это не называлось непрерывным постом, а означает что он получал духовную пищу, об этом вопросе у ученых много разногласий, если хотите подробнее смотрите комментарии ученых к книги «булуг аль маарам» глава пост]

 

231 — Передают со слов Абу Катады аль-Хариса бин Риб’и, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, становясь на молитву, я хочу проводить её долго, но когда слышу плач ребёнка, то сокращаю её, не желая доставлять затруднения его матери». Этот хадис передали Ахмад 5/305, аль-Бухари 707, Абу Дауд 789, ан-Насаи 2/95, Ибн Маджах 991, аль-Байхакъи 3/118. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2493, «Сахих ан-Насаи» 824, «Сахих Ибн Маджах» 817.

 

232 — Передают со слов Джундуба бин ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершающий утреннюю молитву* находится под защитой Аллаха, и Аллах ничего не потребует от вас за Свою защиту, ибо, поистине, любого, у кого Он потребует за Свою защиту хоть что-то, Он настигнет, а потом ввергнет лицом в пламя ада!» Этот хадис передал Муслим 657. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6339.

 

*[Здесь речь идёт о совершении общей утренней молитвы, о чём говорится в другой версии этого хадиса, приводимой Муслимом].

 

233 — Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения». Этот хадис передали Ахмад 2/91, аль-Бухари 2442, Муслим 2580, Абу Дауд 4893, ат-Тирмизи 1426, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 7291, Ибн Хиббан 533, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 2/223. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6707, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2333, 2614, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 504, «Ирвауль-гъалиль» 2450, «Мухтасар Муслим» 1830.

 

234 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни предавать его, ни лгать ему, ни оставлять его без поддержки. Для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными честь, имущество и жизнь другого мусульманина, а богобоязненность скрыта здесь [То есть: в сердце]. Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе!*» Этот хадис передали Муслим 2564, Абу Дауд 4882, Ибн Маджах 3933, 4213 и ат-Тирмизи 1927, который сказал: «Хороший хадис». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4509, 6706.

 

*[Имеется в виду, что презирающий мусульманина причиняет вред самому себе, совершая большой грех, поскольку Сам Аллах почтил человека, на что указывается в Коране].

 

235 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной[1] друг к другу, не перебивайте торговли друг другу[2] и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», — и (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) трижды указал (рукой) себе на грудь (, после чего сказал): «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» Этот хадис передал Муслим 2564, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 7/117. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7242.

 

«Ан-наджш» (взвинчивание цены): взвинчивать цену значит поднимать её на товар, предлагаемый на рынке или в другом подобном месте, когда человек на самом деле не желает покупать его, стремясь только к тому, чтобы обмануть другого, что является запретным.

 

«ат-тадабур» (поворачиваться друг к другу спиной): это значит отворачиваться от человека и покидать его, будто он является чем-то оставшимся за спиной.

 

[1] Здесь имеется в виду разрыв отношений между мусульманами, следствием которого становится отказ членов мусульманской общины от исполнения определённых обязанностей по отношению друг к другу.

 

[2] Имеются в виду те случаи, когда в переговоры покупателя и продавца без разрешения последнего вмешивается кто-то третий, начиная предлагать такой же товар дешевле или же нечто лучшее за ту же цену.

 

236 — Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе». Этот хадис передали Ахмад 3/177, 207, 275, 278, аль-Бухари 13, Муслим 45, Абу ‘Авана 1/33, ат-Тирмизи 2515, ан-Насаи 8/115, 125, Ибн Маджах 66, ад-Дарими 2740, Ибн Хиббан 234, ат-Таялиси 2004, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 8/167, 356. См. «Сахих аль-джами ас-сагъир» 7583, «Сахих ан-Насаи» 5031, 5032, 5054, «Сахих Ибн Маджах» 55, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 73.

 

237 — Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помогай брату своему (независимо от того), притеснителем он является или притесняемым». (Услышав это, один) человек сказал: «О посланник Аллаха, я (могу) помочь ему, если он подвергается притеснению, но скажи мне, как мне помочь ему, если он является притеснителем?!» (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Удержи его (или: … помешай ему) от притеснения и, поистине, это (станет) помощью ему». Этот хадис передали Ахмад 3/99, 201, аль-Бухари 6952, ат-Тирмизи 2255, Ибн Хиббан 5166-5168. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1502, «Ирвауль-гъалиль» 2449.

 

238 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение[1] и желать блага чихнувшему[ 2] ».

Этот хадис передали Ахмад 2/332, 372, 412, 540, аль-Бухари 1240, Муслим 2162, Абу Дауд 5030, ат-Тирмизи 2737, ан-Насаи 4/53, Ибн Маджах 1435, Ибн Хиббан 241. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3150, 3251, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1832.

 

1 [Имеются в виду приглашения на свадебный пир и тому подобные торжества].

 

2 [То есть: сказать: “Да помилует тебя Аллах!” /Йархаму-кя- Ллаху!/, — если чихнувший скажет: “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Лляхи/].

 

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим (, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его (приглашение), если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)».

 

 

239 — Сообщается, что Абу ‘Умáра аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам (делать) семь (вещей) и запретил нам семь (других). Он велел нам навещать больных, провожать погребальные носилки, желать блага чихнувшему, выполнять клятвы того, кто даёт их,[1] помогать притесняемому, принимать приглашение приглашающего и приветствовать (людей). И он запретил нам носить золотые кольца, пить из серебряных сосудов, (использовать) красные подушки и аль-касси, а (также носить) шёлк, истабрак и дибадж[2]».

Этот хадис передали Ахмад 4/284, 287, 299, аль-Бухари в своём «Сахихе» 1239 и «аль-Адабуль-муфрад» 924, Муслим 2066, ат-Тирмизи 2809, ан-Насаи 4/54, Ибн Хиббан 3040. См. «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 709, «Ирвауль-гъалиль» 685, «Сахих ан-Насаи» 1938.

 

1 [Имеются в виду, например, такие случаи, когда один человек говорит другому: “Клянусь Аллахом, ты обязательно должен отведать моего угощения!”].

 

2 [“Истабрак” и “дибадж” — названия разновидностей шёлковых тканей. Здесь перечислены запреты, распространявшиеся только на мужчин, исключая питьё из серебряных сосудов, которое относится как к мужчинам, так и к женщинам].

 

В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «… и искать пропажу …». Передатчик (этого хадиса) добавил эти слова к первым семи (перечисленным вещам). [То есть: к тем вещам, которые мусульманам велено было делать].

 

Подушки /майасир/: то, что делается из шёлка и набивается хлопком или чем-нибудь ещё. Такая подушка кладётся на конское или верблюжье седло, после чего на него усаживается всадник. «Аль-касси» — ткань изо льна с шёлком. Искать пропажу [Например, заблудившуюся овцу] значит опознавать её.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: