Примечание: пояснение в скобках учащимся не дается.




Урок изучения нового материала с элементами повторения предыдущего материала.

На уроке используется учебник «Русский язык. 8 класс» Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.; раздаточный материал; фотографии моря; репродукции картин И. Айвазовского, А. Рылова.

Урок построен с использованием приемов технологии развития критического мышления, приемов технологии личностно-ориентированного обучения. Используется проблемный, эвристический, исследовательский методы обучения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Стадия вызова

1. Вопросы к учащимся:

– Какой член предложения мы называем определением?

– Какие типы определений мы знаем?

  • согласованные,
  • несогласованные,
  • распространенные,
  • нераспространенные,
  • приложения.

2. Работа по повторению с использование стратегии «Под прямым углом». Работа рисунком и предложениями. У каждого учащегося 2 листа: первый - с данным ниже рисунком, второй с дидактическим материалом.

Дидактический материал

  1. Стала рожь-матушка в колос метаться. (Н. Некрасов)
  2. Уцелело висевшее в простенке зеркальце. (А. Пушкин)
  3. Дом Кожемякиных раньше был конторою господ Бубновых. (М. Горький)
  4. Мороз и солнце, день чудесный! (А. Пушкин)
  5. По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы. (А. Пушкин)

Задания:

– Заполните прямоугольник А на рисунке, запишите известные вам типы определений; в прямоугольник Б выпишите предложения из раздаточного материала, иллюстрирующие каждый тип определений.

Вопросы:

– Обратите внимание на одно из записанных предложений; чем оно отличается от остальных? Есть ли здесь определение? Чем это определение отличается от остальных? Обратите внимание на внешний признак.

Определение выделено знаками препинания, обособлено.

Сформулируйте задачу, которую нам предстоит решить сегодня на уроке. Запишите вопрос урока в прямоугольник «Вывод» стратегии «Под прямым углом».

(Нам предстоит выяснить, когда определение и приложение обособляются).

III. Стадия осмысления.

– Работа в группах. Всего 5 групп учащихся по числу вариантов обособления определений и приложений.

Памятка: обратите внимание на особенности определений: чем выражено определяемое слово, определение; какие союзы есть при определениях, какое место занимает определение по отношению к определяемому слову, каково значение определения.

Члены каждой группы работают с предложениями, иллюстрирующими один из вариантов обособления определений: записывают предложения в тетрадь, находят обособленные члены предложения, выделяют их графически, определяют причины обособления.

Задания для 1 группы

  1. Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на желтом песке аллей. (А. Чехов)
  2. Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь. (А. Твардовский)
  3. Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом. (М. Лермонтов)

(Определения и приложение распространенные и стоят после определяемого слова).

Задания для 2 группы

  1. Истощенный усилиями и лишениями, старик слег в постель. (А. Герцен).
  2. В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. (М. Шолохов).
  3. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. (А. Твардовский).

(Обстоятельственное значение причастного оборота)

Задания для 3 группы

  1. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам… (И. Крылов)
  2. А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой. (М. Лермонтов)
  3. Вам, молодым, учиться у нас надо, как жизнь проводить. (М. Шолохов)

(Определение и приложение относится к личному местоимению)

Задания для 4 группы

  1. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю. (А. Чехов)
  2. Ветер, сырой, холодный пронизывающий, стучит в окно. (А. Чехов)
  3. Молодому человеку, влюбленному, невозможно не проболтаться (И. Тургенев)

(Одиночные определения стоят после определяемого слова)

Задание для 5 группы

  1. Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель. (Л. Толстой)
  2. Назаров, этот энергичный, кипучий генерал, сидел, опершись на руку, закрыв ладонью лоб. (М. Шолохов)
  3. Чемодан внесли Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати в подержанном сюртуке. (Н. Гоголь)

(Приложения, стоящие после имени собственного)

Примечание: пояснение в скобках учащимся не дается.

По окончании работы в группах представитель каждой группы объясняет причины обособления определений и иллюстрирует их одним примером в таблице на доске. У всех учащихся эти таблицы на отдельных листах. Члены других групп записывают в нее данные, представленные выступающим.

Таблица

Причины обособления определений Примеры, иллюстрирующие случаи обособления определений
   

После данной работы предлагается обратиться к параграфу учебника и, используя прием значки «Инсерт», которые ставятся на полях учебника («+» - новая информация; «-«- информация противоречит тому, что вы знали; «?» - информация непонятна и хочется получить более подробные сведения), прочитать его.

Если есть необходимость, теоретический материал урока нужно повторить.

В параграфе есть информация, не рассмотренная на уроке, это задача следующего урока русского языка. На этом этапе осуществляется целеполагание на последующий урок.

IV. Стадия рефлексии

После прочтения параграфа учебника можно предложить учащимся задать друг другу «толстые» и «тонкие» (предполагающие развернутые или односложные ответы) вопросы по теоретическому материалу урока.

Работа всего класса с упражнением учебника № 311. Вторую колонку таблицы пополняем предложениями из упражнения, иллюстрирующими каждый случай обособления определений.

1. Работа по развитию речи. Работанад сочинением-миниатюрой на тему «Море». В сочинении предлагается использовать обособленные определения и приложения. Для работы используются фотографии, где изображено море, репродукции картин И. Айвазовского, А. Рылова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: