1. Виды компетенций. Управление компетенциями персонала.
2. Выявление потребностей в обучении.
3. Методы профессионального обучения вне рабочего места: лекции; программированные курсы обучения; конференции; семинары; решение конкретных задач из производственной практики; деловые игры; построение моделей; кружки качества.
4. Технологии развития персонала на рабочем месте: направленное приобретение опыта, инструктаж, консультирование, наставничество, коучинг, ротация, делегирование полномочий, использование работников в качеств ассистентов, стажеров, обогащение труда, количественное расширение трудовых функций.
5. Анализ соответствия карьерных ожиданий сотрудников целям организации.
6. Неформальное обучение как фактор развития персонала и повышения производительности труда.
7. Управление карьерой как метод стимулирования персонала.
8. Экономическая эффективность системы профессионального обучения.
Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины, используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Теоретические и методологические аспекты концепции управления персоналом | Дискуссия, практическое задание, тестирование |
Кадровая политика | Дискуссия, практическое задание, тестирование |
Подбор, найм и адаптация персонала | Дискуссия, практическое задание |
Организация работы с персоналом | Дискуссия, практическое задание, тестирование |
Организация работы с персоналом (продолжение) | Дискуссия, практическое задание, тестирование |
Оценка персонала | Дискуссия, практическое задание, тестирование |
Мотивация и стимулирование персонала | Дискуссия, практическое задание, тестирование |
Оплата труда персонала | Дискуссия, практическое задание, тестирование |
Развитие человеческих ресурсов | Дискуссия, практическое задание, тестирование |
|
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Экзамен проводится в форме устного опроса. Для проведения экзамена разрабатываются билеты, включающие теоретические вопросы из разных разделов дисциплины.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
Тема 1. Теоретические и методологические аспекты концепции управления персоналом
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Базовые категории управления персоналом: персонал, человеческий ресурс, труд, рабочая сила, трудовой потенциал, трудовой ресурс (трудовые ресурсы), человеческий капитал, человеческий фактор, экономически активное население.
2. Экономическая и социальная ценность человеческого ресурса в современных организациях.
3. Эволюция процесса управления работником: управление кадрами, управление персоналом, управление человеческими ресурсами.
4. Современные тенденции управления персоналом.
5. Сущность современного рынка труда.
6. Цели государственного регулирования рынка труда.
7. Соотношение государственной и организационной кадровой политики.
8. Роль государственной кадровой политики в устранении дисбаланса спроса и предложения на рынке труда.
|
Контент практических заданий
1) Дайте определения следующим понятиям: «человеческий ресурс», «человеческий фактор», «человеческий капитал».
2) Заполните таблицу и охарактеризуйте эволюцию управления работниками (табл. 1).
№ п/п | Название концепции | Краткая характеристика |
Управление кадрами (технократическая концепция) | ||
Управление персоналом | ||
Управление человеческими ресурсами |
3) Рассчитайте предполагаемые упущенные возможности (альтернативные издержки) за ваш период обучения в вузе по формуле:
Количество месяцев обучения х средний предполагаемый доход за месяц (руб.)
4) Рассчитайте предполагаемый доход от вашего обучения в вузе согласно теории «человеческого капитала»:
Планируемый период трудовой деятельности (мес.) х планируемый средний доход в месяц (руб.) – доходы за аналогичный период трудовой деятельности без образования – прямые затраты – альтернативные издержки.
5) Оцените эффективность ваших инвестиций в образование на основе расчетов в п. 4 и степень удовлетворенности от будущей планируемой трудовой деятельности по критерию:
- Полностью удовлетворен;
- Частично удовлетворен;
- Не удовлетворен.
Контент-тест
1. В ХХ в. произошла смена трех основных концепций кадрового менеджмента, обусловленная изменениями в экономическом, социальном, техническом развитии общества и отражающая различия в подходах к работникам:
a) Технократическая концепция (человек рассматривается как физическая единица рабочей силы); концепция управления персоналом (работник – субъект трудовых отношений, личность); управление человеческими ресурсами (работник- ключевой, стратегический ресурс организации);
|
b) Концепция управления персоналом; концепция управления человеческими ресурсами; технократическая концепция;
c) Концепция управления человеческими ресурсами; концепция упарления персоналом; технократическая концепция;
d) Технократическая концепция; концепция упарвления человеческими ресурсами; концепция управления персоналом.
Правильный ответ – a)
2. Система управления персоналом предполагает решение широкого круга управленческих задач:
a) Анализ рынка труда; анализ рынка товаров; анализ рынка финансовых ресурсов; анализ эффективности вложений в человеческий капитал;
b) Планирование потребностей в персонале; подбор и профессиональную адаптацию работников; разработку компенсационных программ; использование сотрудников; высвобождение персонала; разрешение трудовых споров;
c) Планирование потребностей в персонале; обучение сотрудников за рубежом; разработку компенсационных программ; использование сотрудников; высвобождение персонала; разрешение трудовых споров;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – b)
3. Человеческий капитал определяется как:
a) Комплекс приобретенных и унаследованных качеств, образование и способность к дальнейшему обучению, социально-психологические отношения в организации, уровень компетентности, здоровье, личностные качества, творечские способности, способные приносить доход работнику и работодателю;
b) Компетентность менеджмента, приобретенные качества, образование и способность к дальнейшему обучению, знания, навыки и умения, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю;
c) Комплекс приобретенных и унаследованных качеств, образование и способность к дальнейшему обучению, знания, навыки и умения, уровень компетентности, здоровье, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ –c)
4. В теории «человеческого капитала» альтернативные издержки рассматриваются как:
a) Упущенные возможности (доходы) за время обучения;
b) Упущенные возможности (доходы) за время трудовой деятельности;
c) Упущенные возможности (доходы) за время обучения и трудовой деятельности;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ –a)
5. В теории «человеческого капитала» Г. Беккера для определения дохода от образования:
a) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки.
b) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.
c) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.
d) Из средних заработков тех, кто имеет образование, вычитаются средние заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.
Правильный ответ –a)
6. Совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства описывается категорией:
a) Трудовые ресурсы;
b) Рынок рабочей силы;
c) Рынок трудовых ресурсов;
d) Рынок труда.
Правильный ответ –d)
7. Способность человека к труду (совокупность физических и духовных сил), применяемых им в процессе производства, описывается категорией:
a) Рабочая сила;
b) Труд;
c) Трудовой ресурс;
d) Человеческий капитал.
Правильный ответ –a)
8. Особенность процесса целеполагания в системе управления человеческими ресурсами заключается в согласовании:
a) Коллективных и индивидуальных целей;
b) Целей системы управления человеческими ресурсами с целями других организационных подразделений;
c) Экономических и социальных целей;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ –c)
9. Совокупное предложение рабочей силы охватывает:
a) Все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму, а также лиц, желающих трудиться на правах самозанятости или предпринимательства;
b) Выпускников профессиональных учебных заведений;
c) Кандидатов на вакантные рабочие места;
d) Категории трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Правильный ответ –a)
10. Совокупность форм, методов, правил и принципов, которые используются менеджерами с целью получения максимальной отдачи от трудового потенциала организации, представляет собой:
a) Персонал-технологии;
b) Технологии кадрового маркетинга;
c) Методы исследования рынка труда;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ –a)
11. Функция управления персоналом, ответственная за поиск, отбор и наем персонала, заключение контрактов, введение в должность, продвижение по службе, увольнение и сокращение, характеризуется как:
a) Развитие персонала и организационное развитие;
b) Управление деятельностью;
c) Стимулирование персонала;
d) Работа с кадрами.
Правильный ответ –d)
12. Система работы с персоналом состоит из 7 взаимосвязанных подсистем:
a) Концепция управления персоналом, кадровая политика, исследование рынка труда, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала;
b) Концепция управления персоналом, кадровая политика, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала, развитие персонала;
c) Концепция управления персоналом, кадровая политика, маркетинг персонала, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала;
d) Концепция управления персоналом, кадровая политика, научная рганизация труда, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала, ротация персонала.
Правильный ответ –b)