Бланк выполнения практического задания №3
Карта анализа результатов работы с родителями(лицами, их заменяющими)
ФИО обучающегося______________________________________________
№ п/п | Критерии | «0» – заявленный критерий отсутствует | «1» – заявленный критерий присутствует | Рекомендации покорректировке и совершенствованию процесса взаимодействия воспитателя с родителями |
1. | Соответствие форм работы возрастным и индивидуальным особенностям | Рекомендуется указывать темы консультаций, бесед, родительских собраний, совместных мероприятий. | ||
2. | Показана актуальность и опыт работы с родителями | Рекомендуется включить в работу с родителями электронные анкеты, отражающие все направления деятельности воспитателей в группе по работе с родителями. Анкеты должны отражать все направления деятельности воспитателей в группе по работе с родителями». | ||
3. | Отражено соответствие поставленных воспитателем задач годовому плану ДОО | «Все задачи, поставленные в годовом плане должны находить отражение в задачах на учебный год группы» не корректно прописанны | ||
4. | Отражено соответствие используемых форм работы с родителями поставленным задачам | Рекомендуется родительские собрания разных типов (семинар, круглый стол, мастер класс и.т.д) | ||
5. | Отражена преемственность в работе воспитателей группы | Рекомендуется отражать преемственность в работе взаимодействие воспитателей группы. Подводя итоги года, воспитатели должны анализировать общие результаты работы, вести работу с родителями совместно, опираясь на общий план. Поэтому нужно планировать совместные мероприятия такие как собрание, развлечения, праздники и др. | ||
6. | Осуществление дифференцированного подхода с учётом социального статуса и образовательного уровня родителей группы | Рекомендуется при организации работы необходимо учитывать социальный статус и образовательный уровень родителей группы, подбирать мероприятия для осуществления индивидуальной помощи конкретной семье. Добавить тематику индивидуальных бесед, консультаций, посещений семьи и добавить работу с неполными семьями. | ||
7. | Использование современных форм работы с родителями | Рекомендуется добавить современные формы работы с родителями: видео конференцию, видео мастер классы, смарт технологии, круглый стол. | ||
8. | Взаимодействие с сотрудниками дошкольной образовательной организации по вопросам работы с родителями | Рекомендуется указывать систему работы с родителями с включением педагога дополнительного образования | ||
9. | Эффективность работы с родителями | Рекомендуется при планировании работы с родителями учитывать результаты предыдущего года с указанием достижений о выполнении поставленных задач, опираясь на данные мониторинга. |
КЕЙС
По организации взаимодействия с родителями
(лицами, их заменяющими)
Представленный отчёт по работе с родителями и лицами, их заменяющимисоставлен по итогам 2014-15 уч. года воспитателем подготовительной группы Ивановой Е.В., работающей в паре с воспитателем Лесковской З.И. МБДОУ №138, детский сад общеразвивающего вида, работающий по общеобразовательной программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.
Задачами МБДОУ на 2014-15 уч. год являлись:
1. Создание условий для двигательной активности детей.
2. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природными объектами, социальными явлениями.
3. Развитие у дошкольников устойчивого интереса к труду, формирование трудовых умений и навыков.
4. Усиление взаимодействия между специалистами МБДОУ по вопросам коррекции речевых нарушений.
Из социальных паспортов группы известно, что из 27 семей в данной группе: неполных – 15%, из них вследствие развода родителей – 7,5 %. Образовательный уровень родителей следующий: высшее образование имеют – 33%, среднее профессиональное – 53%, среднее – 10 %, неполное среднее – 4 %.
Из исследования логопеда известно, что в группе находятся дети с разным уровнем ОНР – 1 уровень (35 %), 2 уровень (41 %), 3 уровень (24 %).
Отчёт воспитателя подготовительной
группы по работе с родителями
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте», а педагоги обязаны помочь им в этом.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Воспитатель и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Работа с родителями подготовительной группы строится мною с учётом возраста, индивидуальных особенностей детей и потребностей родителей группы. МДОУ №138 работает по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы. Мною составлялся перспективный план работы на год, где прописывались основные направления и формы работы с родителями, сроки их реализации и взаимодействие со специалистами ДОО (психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, старший воспитатель, медсестра и др.).
С целью усиления роли родителей в организации содержательного педагогического процесса в детском саду и семье, для обеспечения всестороннего развития детей подготовительной группы я запланировала следующие задачи на учебный год:
1. Совершенствовать активность детей в детском саду и в семье;
2. Активнее формировать нравственные чувства у детей путем ознакомления с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых в условиях семейного воспитания;
3. Углублять знания и практические навыки родителей по вопросам организации труда детей в детском саду и семье, обеспечивая при этом связь различных видов труда.
Перспективный план по работе с родителями в группе имеет гибкую структуру, так как в течение года возникают новые актуальные темы, интересующие родителей, выявленные посредством использования «Почтового ящика». Например, в план работы по просьбе родителей были включены вопросы эстетического воспитания и развития изобразительных навыков дошкольников.
Необходимо отметить, что постоянные контакты воспитателя с родителями являются действенной формой помощи в воспитании детей. И на протяжении всего года мне приходилось постоянно ставить перед собой следующие вопросы: Как сделать, чтобы эти контакты не были формальными и не ограничивались малосодержательными, кратковременными беседами? Как добиться, чтобы родители уважительно и с доверием относились к советам воспитателей, и как влиять на повышение уровня педагогической культуры родителей? Какие формы лучше использовать в работе с ними?
Содержание работы с родителями в течение года реализовывалось мною через разнообразные традиционные и современные формы:
- консультации в родительском уголке;
- групповые консультации совместно с педагогом-психологом, врачом-педиатром и др. специалистами МБДОУ;
- папки-передвижки;
-организация выставок детских работ;
- организация совместных мероприятий (праздников, развлечений, досугов);
- групповые родительские собрания;
- «Почтовый ящик».
Первое собрание было направлено на выработку единых требований МБДОУ и семьи, я предложила родителям памятки, рекомендации. С конкретными примерами из жизни детского сада выступили педагоги, родительский комитет. Успешное проведение собрания зависит от продуманности и тщательности его подготовки, от четкости распределения обязанностей всех сотрудников детского сада (администрация, психолог, логопед, врач и пр.). После собрания мною была проведена групповая консультация «Единство требований семьи и детского сада».
Получить информацию о том, в какие игры (познавательные, речевые, математические) можно поиграть дома, что можно почитать детям, как развивать память, мышление родители в течение года могли на информационном стенде «Заботливым родителям», где постоянно обновлялся материал в соответствии с актуальными вопросами, выявленными через «Почтовый ящик».
Совместно с педагогом-психологом, врачом-педиатром, логопедом была организована серия консультаций «Школа для родителей», где даётся информация о развитии ребёнка на данном возрастном этапе.
Использование папки - передвижки помогало ответить на различные вопросы: «Кабинет для дошкольника», «Как трудно дарить игрушки», «Профилактические прививки», «Выбираем ребёнку обувь».
Особую роль в повышении активности родителей в жизни группы, отводилось организации выставок творческих работ детей, игрушек - самоделок, совместному изготовлению поделок в рамках проектов (выставка поделок «Дома бывают разные», «Игрушки из подручного материала»), а также проведению совместных праздников, развлечений.
В течение года в группе проводились групповые родительские собрания. Был избран родительский комитет, председатель родительского комитета. Родители в любое время могли посетить группу, наблюдать режимные моменты, образовательную деятельность. Родители оказывали помощь в организации и проведении праздников, развлечений.
Таким образом, гарантом эффективности работы с родителями является установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки "родитель - враг, соперник"); доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога); заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, "для галочки").